Каждый из глав казахстанских регионов – бесспорно, штучный, самобытный товар. Но в основном быстрого приготовления.
Один и тот же чиновник, руководя разными регионами, может предстать в разных лицах: крепкого хозяйственника, своего в доску парня, «важняка», банального популиста. Как уживаются в одном человеке столь разные роли, судить сложно. Еще сложнее предсказать, какая из них и в каких обстоятельствах станет главной. Но это отнюдь не делает процесс наблюдения за тем, как акимы выстраивают свои «образы», менее увлекательным. И даже напротив, добавляет их имиджу ту самую перчинку, которая обычно возбуждает интерес обывателей.
«Дипломат»
Над акимом Акмолинской области Маликом Мурзалиным, похоже, довлеет «гнет» дипломатического прошлого и долгого пребывания в высоких астанинских кабинетах. Поэтому «потрогать руками» его образ практически невозможно. С одной стороны, он демонстрирует распахнутую настежь душу, а с другой, как ее разглядеть через мундир, застегнутый на все пуговицы?
«Вылизанные» профили в «Инстаграме» и «Фейсбуке» обезличены. Вроде поток новостей и льется куда более бурной, нежели у его «коллег», рекой, но избранный «помощниками» акима стиль общения с теми, кто находится по ту сторону компьютеров и гаджетов, сложно назвать внятным. (Может, поэтому и «фолловеров» у Мурзалина кот наплакал?) Конечно, хозяин области проводит отчетные встречи с населением, регулярно ведет прием граждан, о чем имеются отчеты в тех же соцсетях, но конкретности его образу это не придает. Вроде бы старается, вроде бы справляется... Словом, все под знаком «вроде».
Нарисовать яркими красками портрет акима не получается и у наших коллег. Да, Малик Кенесбаевич призывает своих подчиненных активнее работать с прессой и телевидением, но сам «открывать личико» не спешит. Судя по публикациям в местных изданиях, журналистам приходится иметь дело преимущественно с отчетами пресс-службы акима, да довольствоваться теми нечастыми «доступами к телу», когда региональный голова инспектирует вверенные ему территории или проводит совещания. «Живыми» интервью, через которые руководитель обычно и раскрывается перед массами, Мурзалин читателей не балует. Да, изредка интервью появляются, но они настолько перенасыщены цифрами из отчетов, что иначе как «протокольными» их и не назовешь. Вроде бы была хорошая задумка – проводить ежегодную «прямую линию» с участием акима в эфире местного телеканала. Однако то, как она реализована, отдает, да простит уж нас Малик Кенесбаевич, реинкарнацией такого подзабытого жанра, как театральные постановки. «Напрямую» аким уже дважды общался с народом. И из того, что прозвучало, можно сделать следующие выводы. Первый: население Акмолинской области настолько не отягощено грузом бытовых проблем, что интересуется исключительно привлечением китайских инвестиций в регион, показателями области в реализации разнообразных госпрограмм и статистикой посевных площадей и урожаев. Вывод второй: Малик Кенесбаевич – самый эффективный за всю историю региона аким, который всего за полтора года своего «правления» сумел навести порядок в области, превратив ее если не в образцово-показательную, то, как минимум, в очень комфортную для проживания.
Вполне возможно, что дипломатические методы, используемые акимом, не позволяют раскусить ту внешнюю оболочку, которая сформировалась вокруг его образа. Впрочем, это, похоже, относится только к нам. А вот «эксперты», участвующие в ранжировании высокопоставленных чиновников, смогли разглядеть управленческие таланты главы региона. По итогам первого полугодия они вдвое повысили рейтинг Малика Мурзалина, отметив его умение адекватно реагировать на вызовы.
«Мечтатель»
«Старая гвардия» акимов в большинстве своем не убаюкивает население сказками о светлом будущем, как это нередко делает «молодежь», а старается придерживаться золотой середины, когда надо подкормив «пряниками», а когда и хлестанув кнутом. Впрочем, и мастодонтам не всегда удается устоять обеими ногами на избранном пути. Они нет-нет, да впадают то в одну, то в другую крайность, топя заработанные честным трудом в глазах «электората» очки в пене, поднятой иллюзиями.
Например, акима Кызылординской области Крымбека Кушербаева, помимо его «боевых заслуг», преследует еще и имидж раздатчика обещаний. Зачастую несбыточных. Немало мегапроектов, либо инициированных, либо поддержанных Крымбеком Елеуовичем, нашли свое пристанище на погосте истории. Взять хотя бы проект «Актаусити», который Кушербаев двигал силой мысли, занимая кресло акима Мангыстауской области.
На своей малой родине он тоже демонстрирует масштабность замыслов – то туризм на Байконуре собирается развивать, то рыбный кластер организовать. Каждая такая инициатива вызывает бурю аплодисментов и сверхожиданий, но, как и прежде, большинство обещаний главы региона растворяется в пустоте.
Хотя нельзя не отметить и положительные сдвиги. Три года назад Кушербаев пообещал построить по примеру Астаны новый город на левом берегу Сырдарьи. И пока вроде бы все идет по плану – уже воздвигнуты первые объекты социальной инфраструктуры, до конца года, как обещается, появятся первые жилые дома в количестве шестнадцати штук. Впрочем, реализация этого проекта настолько растянута во времени, что подводить итоги и давать оценку, стоила ли овчинка выделки, предстоит уже нашим внукам.
К решению проблем меньшего калибра аким и его команда, похоже, относятся с меньшим энтузиазмом. Может, поэтому Крымбек Елеуович не демонстрирует желания устанавливать связь с населением через социальные сети? Во всяком случае, ни в «Фейсбуке», ни в «Инстаграме» он так и не обзавелся собственной страничкой. Обнаружен только его заброшенный профиль в «Твиттере», последний раз обновлявшийся в 2013 году – видимо, еще на той волне активности представителей власти, которую инициировал бывший премьер-министр Карим Масимов.
Впрочем, в более-менее боевом состоянии находится блог акима. Правда, связь с населением через него нередко получается того же качества, что и в «глухом телефоне». Лишь один пример. Мужчина, потерявший жену, остался с двумя несовершеннолетними детьми на руках и без крыши над головой. Он – водитель частного маршрутного такси, самостоятельно купить квартиру не в состоянии, оплатить первоначальный взнос за ипотеку – тоже. И как же помогает человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, аким области? Он рассказывает ему о возможностях президентской программы «7-20-25», хотя изначально понятно, что без первоначального взноса в ней делать нечего, и о «прелестях» региональной программы, под условия которой мужчина опять же не подпадает…
Впрочем, на страницах СМИ и экранах телевизоров мы видим совсем другого Крымбека Елеуовича. Вот он вручает ключи от квартир, вот разрезает красную ленточку перед новым зданием школы, вот открывает скверы и спортивные объекты… Какой из его образов настоящий – поди разбери. Неведомо это, похоже, даже аналитикам, которые регулярно называют Кушербаева одним из самых эффективных глав регионов, но никаких фактов в подтверждение этой самой эффективности не приводят и больше ссылаются на то, что он «обладает определенными компетенциями и имеет влияние за пределами своей нынешней позиции акима».
«Имиджмейкер»
Аким Павлодарской области Булат Бакауов – наверное, единственный из глав регионов, кто так тщательно и системно занимается формированием собственного имиджа. По крайней мере, эта его «страсть» бросается в глаза. Впрочем, не будем категорично утверждать, что Булат Жумабекович «работает на публику» намеренно. Не исключено, что движет им чистая интуиция, которая пусть и «методом тыка», но позволяет ему нащупывать нужные струны в душах сограждан.
Как бы то ни было, Бакауов – мастер спецэффектов. То в необычном национальном костюме появится на празднике, взорвав столь нетривиальным обликом соцсети, то за руль грузовика усядется, проводя инспекцию, то продемонстрирует мастерство стрельбы в тире, вызывая восхищение у окружающих… А вот еще один случай: павлодарский художник решил за свой счет смотаться на брифинг любимого акима в Астану, дабы кистью запечатлеть его светлый лик. Играет ли такая манера поведения на реальное сближение главы области с вверенным ему населением? – вопрос, как говорится, на засыпку.
С одной стороны, видимо, можно дать на него положительный ответ. Приведем даже конкретный пример. Как сообщает сайт местного управления образования, «семья акима Павлодарской области Болата Бакауова подарила своей родной школе в селе Жана Жулдыз Железинского района современный учительский офис…
В модернизированном учительском кабинете созданы все условия для эффективной работы педагогов: мебель, новая компьютерная техника, качественный Интернет и даже уголок отдыха. Братья и сестры Бакауовы, приехавшие на юбилейную встречу выпускников, также подарили родной школе сквер из 300 сосен». Немало сделал аким и для развития спорта. Только в прошлом году в области появились несколько площадок для занятий набирающим популярность воркаутом, пять полноразмерных футбольных полей и несколько физкультурно-оздоровительных комплексов. Все это, безусловно, будет приносить свою «копеечку» в копилку имиджа Булата Бакауова.
С другой…
Нередко создается ощущение, что аким распыляет свои усилия в ратном деле на благо народа. Как следствие, КПД его попыток объять необъятное не столь уж высок, как может показаться на первый взгляд. Может, поэтому глава региона избегает общения с населением через социальные сети, где могут прозвучать неудобные вопросы и даже (бог мой!) критика? Что же касается блога акима, то он переполнен разного рода благодарностями, в которых обращения граждан «по делу» попросту тонут. Фактически это дневник признательностей, а не средство коммуникации с населением.
Видимо, понимает это и сам Болат Жумабекович, а потому выходит с новыми инициативами, касающимися открытости. Так, совсем недавно он поручил наладить онлайн-трансляции проводимых в областном акимате аппаратных совещаний. «Аппаратные совещания у нас освещаются, СМИ присутствуют. Но должен быть режим онлайн, как в правительстве страны. Население должно знать о проводимой работе. Тогда и вопросов будет меньше, и руководители управлений будут на местах докладывать о реальных делах», – заявил он.
Наступает ли Бакауов на старые грабли, все так же предпочитая «заочное» общение с населением? Скорее всего, да. Как и то, что формируемый им имидж открытого и доступного акима – пока всего лишь маска…