6479 19-09-2018, 09:56

Кому выгодно, чтобы казахстанцы не покупали в зарубежных интернет-магазинах?

Казахстанцев, делающих покупки в иностранных интернет-магазинах, но при этом не особо следящих за изменениями в законодательстве, совсем скоро ждет неприятный сюрприз. С начала 2019-го нижний порог беспошлинного ввоза товаров для них опустится до 500, а еще через год – до 200 евро в месяц. Очевидно, что эта норма, заложенная в новый Таможенный кодекс ЕАЭС, была принята в интересах, прежде всего, крупных российских онлайн-ритейлеров.  

Общесоюзный лимит

Сегодня жители РК и РФ могут ежемесячно приобретать без уплаты пошлин товар или товары стоимостью до 1000 евро и весом не более 31 кг. То, что не укладывается в данные ограничения, обходится покупателю в дополнительные 30 процентов от суммы сверх установленного  порога, но не менее 4-х евро за каждый «лишний» килограмм. С введением нового Таможенного кодекса ЕАЭС предельная норма веса сохранится на нынешнем уровне, а вот порог стоимости заметно снизится – сначала до 500, а затем и до 200 евро. Что это значит?   

Допустим, на какой-то иностранной интернет-площадке вам приглянулся неделимый товар (скажем, смартфон) по цене 700 евро. Если сегодня вы заплатите за него ровно столько же плюс почтовые расходы, то с начала следующего года придется дополнительно отдать еще 60 евро (30% от сверхлимитных 200), а спустя еще год – уже 75 евро (15% от сверхлимитных 500) в виде пошлин. Здесь нужно добавить, что с 1 января 2020-го ставка таможенного сбора уменьшится с 30 до 15 процентов, но выигрыш покупателей от этого не компенсирует их денежные потери от снижения лимита по стоимости. Во всяком случае, когда речь идет о товаре с ценником до 800-1000 евро – а именно в эту сумму укладывается большинство покупок. С делимыми товарами проще:  их можно приобретать и получать по отдельности (один – в январе, другой – в феврале и т.д.), чтобы уложиться в ежемесячный лимит и тем самым избежать интереса со стороны таможенников. Правда, при этом по вполне понятным причинам дороже обойдется доставка.  

Важное уточнение: каждая из стран-участниц Евразийского экономического союза вправе ужесточить данные нормы, но не может смягчить их. Иначе говоря, если какое-то государство решит снизить беспошлинный порог, допустим, до 100 или 50 евро либо приблизить сроки введения новых ограничений (например, Минфин РФ собирался ввести их уже с 1 июля с.г., но потом пересмотрел свои планы), то партнеры по союзу возражать не станут. А вот двигаться в другую сторону – сторону «либерализации» – нельзя. Таковы правила, действующие на территории единого таможенного пространства.

Многие эксперты уверены, что этот шаг продиктован не столько стремлением пополнить бюджеты (хотя такая задача тоже ставится), сколько желанием обеспечить режим наибольшего благоприятствования компаниям, занимающимся интернет-торговлей внутри самого ЕАЭС. Они создают рабочие места, платят налоги, а потому правительства стран-участниц союза решили поддержать их в борьбе с иностранными конкурентами за кошельки потенциальных покупателей. Вроде бы похвальное намерение, но ведь очевидно, что в результате проиграют обычные граждане.

Большая разница

Сравните цены на электронику, бытовую технику известных брендов, например, в московских (и тем более в алматинских) и зарубежных интернет-магазинах – и вы убедитесь, что цены в последних на аналогичные товары зачастую заметно ниже. Кроме того, нередко на Amazon, Aliexpress, Ebay можно найти то, что у нас днем с огнем не сыщешь. Особенно это касается комплектующих или деталей к чему-то. А, например, на японских торговых площадках можно приобрести запчасти к японским же автомобилям, и даже с учетом затрат на доставку (сначала обычно по морю, потом автотранспортом) они обойдутся дешевле, чем если вы закажете их здесь.

Кстати, на товары, бывшие в употреблении, новые таможенные нормы тоже распространяются. Включая те же автозапчасти, бытовую технику, музыкальные инструменты… Скажем, на японских интернет-аукционах вам предложат широкий выбор снова обретающих популярность проигрывателей виниловых пластинок, усилителей, акустических систем, выпущенных в «золотую эру аудио», в 1970-х – 1980-х (те самые «ин Джапан» - казалось бы, несбыточная мечта советских меломанов и аудиофилов), причем в отличном косметическом и техническом состоянии и по приемлемым ценам – от 400 до 1000 долларов. Со всех точек зрения выгоднее покупать их в самой Японии, чем, например, на вторичном российском рынке. Но теперь и они будут обходиться заметно дороже.

Или возьмите книги, пластинки, косметические изделия, детские товары, домашний и садовый инвентарь. Чтобы сэкономить на почтовых расходах, люди приобретают их через зарубежные интернет-магазины и аукционы не по одной единице товара, а по несколько. А значит, могут выйти за пределы лимита в 200 евро и встать перед дилеммой: либо заплатить пошлину, либо больше потратиться на доставку. В любом случае им придется пойти на дополнительные расходы.  

Конечно, по объемам интернет-«шопинга» нам еще далеко до жителей развитых стран – в Казахстане таким образом сегодня осуществляется лишь менее трех процентов покупок. Тем не менее, объемы онлайн-торговли растут довольно быстрыми темпами. По данным телеканала «Атамекен-Бизнес», если в 2016-м наши граждане оставили в интернет-магазинах 157 млрд., то в прошлом – уже 215 млрд., а в нынешнем прогнозируется цифра в 245 млрд. тенге. Рост более чем в полтора раза за столь короткий период. И примерно половина этих сумм приходится на зарубежные торговые площадки, среди которых безусловным лидером с точки зрения предпочтений казахстанцев является китайская Aliexpress. А количество таких покупателей в нашей стране, как сообщил недавно министр национальной экономики РК Тимур Сулейменов, достигло полутора миллионов человек. И можно быть уверенными в том, что эти показатели будут быстро расти и дальше, поскольку все больше людей начинают осваивать возможности Интернета и осознавать преимущества такого способа приобретения нужных им вещей.    

Налог на бедных?

Россияне покупают на заграничных площадках больше, чем мы. В прошлом году они приобрели на них товаров на общую сумму почти 9 млрд. долларов, тогда как казахстанцы – на 330 млн. «зелеными» (почти 30-кратная разница в абсолютных цифрах и 3,5-кратная – в расчете на каждого жителя). При этом в России гораздо лучше, чем у нас, развита и внутренняя интернет-торговля. И именно ее представители стали главными лоббистами внесения в новый Таможенный кодекс ЕАЭС тех норм, о которых идет речь. Особенно они упирали на то, что, мол, огромные суммы, не облагаемые налогами и пошлинами, проходят мимо госказны. Руководитель российской «Ассоциации компаний интернет-торговли» (АКИТ), объединяющей два десятка крупнейших онлайн-ритейлеров страны, Алексей Федоров, близкий к администрации президента РФ, прямо заявил: «Покупая на Aliexpress, вы, по сути, совершаете кражу».

Чего тут больше – заботы о государственных нуждах или продавливания собственных коммерческих интересов? Ведь речь, напомним, идет о сумме в миллиарды долларов ежегодно,  часть которой можно, обложив покупки в иностранных интернет-магазинах пошлинами, переориентировать на себя. А попутно захватить рынки соседних стран-участниц ЕАЭС, где мало или вовсе нет равнозначных по мощи конкурентов. Кстати, в АКИТ входят компании «Спортмастер» и Lamoda, имеющие свои подразделения на территории Казахстана, а компания самого Федорова «220 вольт» активно поставляет товары в нашу республику.

Мало того, ассоциация выступила еще с одной инициативой – ввести 18-процентный НДС на товары, купленные в зарубежных интернет-магазинах. Соответствующий законопроект уже лежит в Госдуме. И если ему дадут ход, то не последует ли российскому примеру и Казахстан? В таком случае большинство площадок дальнего зарубежья могут оказаться для нас и вовсе недоступными. Просто потому, что им будет проще не обслуживать страны ЕАЭС (чья доля в общих объемах их торговли не столь существенна), чем создавать себе ненужную волокиту.  

Председатель российского Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков  не первый год ведет борьбу против ужесточения таможенных правил. В интервью русской службе «Радио Свобода» он заявил: «Если бы эти меры защищали  отечественных производителей, то это можно было бы как-то понять. Но через интернет-торговлю ввозятся товары, которые, как правило, у нас не производятся. Эти меры защищают отечественных продавцов, которые не могут эффективно конкурировать с новыми форматами торговли». И ведь на самом деле более 90 процентов покупок в интернет-магазинах приходятся на товары, выпускаемые за пределами ЕАЭС. Будь то бытовая техника, одежда или что-то еще.

«Вместо того, чтобы вводить налоги и пошлины,  например, на ввоз дорогих автомобилей, яхт, предметов роскоши, у нас почему-то фактически вводится налог на самые незащищенные слои населения, - добавил Аншаков. -  Основной контингент людей, покупающих товары в интернет-магазинах, – это люди среднего и ниже среднего достатка. Они, как правило, стараются сэкономить лишние 100-200 долларов или евро, чтобы купить для своей семьи самые необходимые предметы потребления».

Думается, применительно к Казахстану, где население сегодня испытывает даже более серьезные финансовые затруднения, чем в России, эти слова звучат не менее актуально...

Комментарии