Режиссер Эмир Байгазин выйдет в начале июля на съемочную площадку, чтобы начать работу над заключительной частью трилогии, посвященной сложному внутреннему миру подростков. На сегодня зритель знаком с двумя его фильмами.
«Уроки гармонии», дебютная картина в ту пору 28-летнего режиссера, стала первой в истории казахского кинематографа лентой, попавшей в основную конкурсную программу Берлинского международного кинофестиваля, – она завоевала «Серебряного медведя» в номинации «Лучшая операторская работа» (оператор – Азиз Жамбакиев).
– Никто не ожидал от Казахстана такой смелой, жесткой, психологически напряженной картины, – говорит очевидец события киновед Гульнара Абикеева. – Немецкая пресса восторженно отозвалась об «Уроках гармонии». Влиятельная Berliner Morgenpost поставила фильм Эмира Байгазина на второе место после румынской «Позы ребенка». В рейтинге Der Tagesspiegel наша лента уступила лишь иранской картине «Закрытый занавес». А ведь в конкурсе принимали участие фильмы таких именитых режиссеров, как Гус Ван Сент, Стивен Содерберг, Данис Танович, Джафар Панахи, Бруно Дюмон и другие.
Казалось бы, тема фильма достаточно спокойная – школьная жизнь где-то в казахстанской провинции.
Только ни родители, ни учителя ничего не знают о внутренней жизни подростков и об устраиваемых ими побоях и поборах. Или не хотят знать, но это остается за кадром, за пределами повествования. Режиссер нам показывает жизнь, в которой 13-летний Аслан, воспитываемый у апашки, находится в прямом диалоге с реальностью, и ему неоткуда ждать помощи. И он берется за обрез…
По словам Г.Абикеевой, режиссер, поставив целью показать, как зарождается насилие, создал не просто остросоциальное кино, он снял неприятный фильм, который просто физически тяжело смотреть – в нем режут барана, избивают людей, «казнят» тараканов, одна ящерица поедает другую. Но сделано это сознательно.
– Общество уже не трогают ни проникновенные слова, ни даже страшные новости, – считает она. – Пронять нас можно только на уровне физиологии. Содрогнуться и посмотреть вокруг. Это смелый и мужественный поступок – снять такой фильм!
Через три года, в феврале 2016-го, на этом же международном кинофестивале состоялась премьера второй части трилогии – она получила название «Раненый ангел». Казахстанский зритель остался к ней равнодушен, а вот мировой обратил на нее внимание. Эта работа Эмира Байгазина, в которой он опять попытался на художественном уровне проанализировать мир подростка, получила приз на международном фестивале Funf Seen Filmfest в Германии, а также специальный приз жюри на фестивале в Чонджу (Южная Корея) и приз «Лучший режиссер» на МКФ Art Film Fest в Кошице (Словакия).
Национальных корней в «Раненом ангеле», так же, как и в «Уроках гармонии», нет. На то, что действие происходит в Казахстане, указывает лишь язык – герои разговаривают на казахском. Чем-то этот фильм напоминает знаменитую ленту американского режиссера Холла Бартлетта «Генералы песчаных карьеров» о беспризорных детях Южной Америки. Там брошенные на произвол судьбы подростки, дети Великой депрессии 1930-х гг, готовы сражаться за кусок хлеба, и не позавидуешь тому, кто окажется у них на пути. Они опасны и жестоки. Однако у них есть сердца, где есть место сопереживанию, есть желание любить и быть любимыми. Герои же Эмира Байгазина – как прибитая пыль. Оставшись один на один с пугающим миром, они становятся похожими на лишенных эмоции зомби. Подчеркнутая убогость обстановки усугубляет царящий вокруг мрак. В какой-то момент плюсы героев, четверых подростков, превращаются в минусы, и они становятся «падшими ангелами». Жарас ворует деньги на мельнице, чтобы помочь отцу устроиться на работу вахтовым методом. У Балапана, мечтающего о сцене, ломается голос, и он, неспособный раньше даже птаху обидеть, начинает избивать своих одноклассников. Жаба ради мешочка с серебром поджигает обитель трех бездомных ребят, сбежавших из приюта для умственно отсталых. Аслан вынуждает свою подружку сделать аборт. В результате один сел в тюрьму, второй сошел с ума, третий повесился, а четвертому кажется, что внутри него растет дерево. В общем, все четверо «сходят с рельс».
– Это удивительно, как человек, которому всего лишь 30 лет, создал столь зрелое кино, в котором на художественном уровне анализируются 1990-е годы, – говорит Гульнара Абикеева.
В кинокартине «Река», третьей части трилогии, речь пойдет о подростке, которого отец воспитывает в строгости, чтобы он вырос настоящим мужчиной и стал примером для четверых младших братьев. Республиканский кастинг для киноленты «Река» был объявлен в конце прошлого года. После долгих фото– и видеопроб на главную роль – 13-летнего подростка Аслана – был утвержден Жалгас Кланов. Младших братьев сыграют Багдаулет Сагындыков, Жасулан и Руслан Усербаевы, Эрик Тазабеков. На роль отца был приглашен известный актер Куандык Кыстыкбаев.
– Картина «Река» расскажет об отношениях внутри семьи и помыслах человека – темных и светлых, – сказал Эмир Байгазин перед выходом на съемочную площадку.