Центральная Азия занимает особое место во внешнеполитических приоритетах России, что подтверждается высокой интенсивностью политического взаимодействия: в течение 2015 года состоялось 25 встреч на высшем и 19 на высоком уровнях между Россией и странами региона. ОБ этом говорится в опубликованном на сайте МИД России Обзоре внешнеполитической и дипломатической деятельности Российской Федерации в 2015 году.
Как отмечается в докладе ведомства (далее приводим его текст с небольшими сокращениями), «поступательному развитию отношений между Россией и государствами Центральной Азии способствовала приверженность всех сторон принципам стратегического партнерства и союзнический подход к актуальным вопросам международной и региональной повестки дня. Приоритетным направлением оставалось наращивание экономического сотрудничества, его качественное расширение как в двустороннем формате, так и по линии интеграционных объединений. Наряду с этим все большую актуальность приобретали вопросы, связанные с противодействием новым вызовам и угрозам, прежде всего – терроризму, особенно в контексте ситуаций на Ближнем Востоке, в Северной Африке и вокруг Афганистана.
Поступательно развивались отношения стратегического партнерства с Казахстаном, союзником России по наиболее продвинутым формам военно-политического и экономического сотрудничества. Интенсивный характер носил политический диалог. Главы государств провели переговоры в ходе официального визита президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Москву (май) и государственного визита Владимира Путина в Казахстан (октябрь). Состоялись встречи министров иностранных дел России и Казахстана и по линии межпарламентского сотрудничества.
Укреплению прямых связей субъектов России с областями Казахстана способствовало проведение ХII Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана «Сотрудничество в сфере агропромышленного комплекса и обеспечение продовольственной безопасности» (Сочи, сентябрь), прошедшего при участии глав государств.
Сложившийся механизм двустороннего взаимодействия с Киргизией включает регулярный диалог на высшем и высоком уровнях, активные контакты между заинтересованными министерствами и ведомствами, парламентами двух стран, деятельность межправительственной комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и гуманитарному сотрудничеству.
Ключевым событием в российско-киргизских отношениях в 2015 году стало присоединение Киргизии к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС), которое открыло перед ней широкие перспективы наращивания торгово-экономических связей, укрепления базы дальнейшего социально-экономического развития благодаря устранению барьеров на пути движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. В рамках процесса интеграции Киргизии в ЕАЭС Российская Федерация продолжила оказывать ей комплексное содействие, направленное на обеспечение максимально комфортной адаптации хозяйственной системы этой страны к работе в новых условиях.
Дальнейшее развитие отношений с Таджикистаном было обеспечено близостью или совпадением позиций сторон по большинству ключевых вопросов международной и региональной повестки дня, прежде всего в сфере региональной безопасности, борьбы с международным терроризмом, религиозным экстремизмом и наркотрафиком, особенно в свете непростой ситуации в соседнем Афганистане. Позитивная динамика взаимодействия отмечена как на двустороннем треке, так и на международных площадках – СНГ, ОДКБ, ШОС, ООН иОБСЕ.
В гуманитарной сфере важную роль играло сотрудничество в области образования. Ежегодно около тысячи таджикских студентов и аспирантов выезжают на обучение в Российскую Федерацию по государственным квотам. В России на условиях временного въезда трудится порядка миллиона граждан Таджикистана. Прорабатывалась возможность открытия отделения российского культурного центра в городе Худжанде.
В духе стратегического партнерства и союзнических отношений выстраивалось сотрудничество с Узбекистаном. Политический диалог на высшем и высоком уровнях включал, прежде всего, вопросы региональной безопасности, а также наращивания экономического сотрудничества и расширения культурно-гуманитарных контактов. В ходе встречи Путина и Ислама Каримова «на полях» саммита ШОС (Уфа, июль) состоялся обмен мнениями по широкому кругу вопросов дальнейшего развития двустороннего партнерства. В ходе рабочего визита в Ташкент главы МИД Сергея Лаврова (июль) были рассмотрены актуальные вопросы двустороннего сотрудничества в политической, торгово-экономической, военно-технической и культурно-гуманитарной областях, а также проблемы региональной и международной безопасности, взаимодействие сторон на международных площадках.
В ноябре главы государств обменялись поздравительными посланиями по случаю десятой годовщины подписания Договора о союзнических отношениях между Россией и Узбекистаном.
Туркменистан относится к числу стратегических партнеров России в регионе, что зафиксировано в базовых двусторонних документах. В ходе встречи глав государств (Тегеран, октябрь) была подтверждена высокая взаимная заинтересованность в укреплении партнерских отношений по широкому спектру направлений, расширении сотрудничества в региональных и международных делах.
Успешно прошло заседание межправкомиссии по экономическому сотрудничеству (Ашхабад, ноябрь), в рамках которого состоялось обсуждение широкого круга вопросов взаимодействия в области торговли, топливно-энергетического комплекса, транспорта, промышленности, агропромышленного комплекса и рыбного хозяйства, в банковско-финансовой сфере. Дана высокая оценка работе национальных деловых советов и торгово-промышленных палат России и Туркменистана. Связи с регионами Туркменистана поддерживают более 50 субъектов России, что является важным вкладом в развитие двусторонних экономических отношений. Отмечен рост физических объемов торгового оборота. Акцентирован взаимный интерес к расширению связей в культурно-гуманитарной сфере, прежде всего в таких областях, как наука, образование, спорт и туризм. Неизменно подчеркивая уважение к нейтральному статусу Туркменистана, Россия оказывала поддержку этой стране на международной арене».
Обращает на себя внимание то, что говоря о принципах стратегического партнерства со всеми странами региона, МИД России в обзоре взаимодействия с каждой из стран второй раз подчеркивает эту «стратегическую» составляющую в отношении Казахстана, Узбекистана и Туркмении, не упоминая этот термин в отношении Киргизии и Таджикистана.