ВОСКРЕСЕНЬЕ, 28 АВГУСТА 2016 ГОДА

«Жареный петух» акимов не клюет

Автор: Серикжан Адилов 2336 23-06-2016, 08:41

Главы регионов, как показывают события по­следних месяцев, должны быть руководителями особой формации и уметь вести не только хозяйственную деятельность, но и быть политиками. По сути, акимы - этакий "штрафбат", который идет впереди основных сил и должен быть готовым первым принять удар на себя, вне зависимости от природы вызовов и угроз. Но, как показывает практика, далеко не все акимы способны "войти в горящую избу". Нередко они напоминают всего лишь "свадебных генералов".

Лихорадка безразличия?

В состоянии ли наши акимы контролировать поведение и действия граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач? Вопрос, как говорится, на засыпку. Протестные акции, вызванные земельной реформой, и теракты в Актобе показали, что не все хозяева областей способны адекватно реагировать на такого рода события и учиться на чужих примерах и ошибках. Отказ в проведении митингов, отмена массовых мероприятий, экстренные заседания антитеррористических комиссий, конечно, можно посчитать за реакцию акимов, но очень уж лихорадочную.

Неготовность региональных властей к подобным вызовам, увы, налицо. Отчасти потому, что оценка их деятельности носит формальный характер. Если бы было иначе, то за отсутствие систематической работы по таким законодательно отнесенным к компетенции акимов направлениям, как профилактика терроризма и чрезвычайных ситуаций социального характера, каждый из них ответил бы головой. Но, как видим, никто на плаху местных начальников тащить не собирается, собственно, как и заставлять работать в этих направлениях, а не ограничиваться проведением мероприятий для галочки.

Безусловно, куда как проще составлять отчеты, в которых можно прогнозировать все что угодно, вплоть (только не смейтесь!) до доли населения, положительно оценивающей государственную политику в сфере межэтнических отношений (например, в программах столичного акимата эта цифра с 86 должна увеличиться в следующем году до 87 процентов). А вот пойти в народ и хотя бы попытаться понять, чем он живет и чего от него можно ожидать, акимам явно слабо. Напротив, они, несмотря на гигантские бюджетные суммы, потраченные на создание видимости связи с населением, выстраивают всю более глухую "берлинскую стену" непонимания.

Взять хотя бы отчетные встречи акимов с населением. Главы регионов каждый год играют заученную раз и навсегда роль, "зрительный зал" набивается преимущественно обожателями подобного рода сценического искусства с пригласительными билетами в зубах, сценаристы же, если и вносят коррективы в текст пьесы, то только затем, чтобы подчеркнуть положительные характеристики главных героев. Кстати, в Казнете до сих пор гуляют кадры того, как в прошлом году с "неугодным народом" расправляются подчиненные теперь уже бывшего астанинского градоначальника Адильбека Джаксыбекова.

Вот и возникает вопрос: а знают ли акимы вообще, что такое народ, чем он дышит, какие убеждения разделяет и как с ним можно найти общий язык. Ответ напрашивается сам собой: далеко не всегда, хотя, конечно, есть и достойные примеры. Мы имеем в виду акима Атрау­ской области Нурлана Ногаева, который в момент рождения в регионе очага недовольства земельной реформой продемонстрировал не только готовность к диалогу и желание слушать, но и умение управлять толпой. Скорее всего, тут сказался опыт работы в бизнесе, что синонимично опыту работы с людьми. Тогда как многие другие сегодняшние акимы в поте лица трудились исключительно в государственных кабинетах и таким багажом, увы, похвастать не могут, а следовательно, неспособны извлекать из ситуации уроки. Судите сами.

Аким Акмолинской области Сергей Кулагин - старожил системы местного государственного управления. Но это далеко не его козырь. Чем дольше акимствует Кулагин, тем меньше он церемонится с населением вверенных ему территорий, позволяя себе заявлять, что жители области ему "надоели" и что он в любой момент, по его же собственным словам, готов их "поставить на место". Будет ли такой аким пытаться заглянуть в душу народа, не для отчета мониторить социально-политические настроения, с тем чтобы вовремя принять меры, когда угроза дестабилизации обстановки из мнимой начнет превращаться в реальную? Очень сомневаемся.

После событий в Актобе Кулагин даже не провел экстренного заседания антитеррористической комиссии, что сделали многие его коллеги. То ли ему опасаться нечего, то ли, как в известном детском стишке, "в том, что сплю я целый день, виноват не я, а лень".

Скорее, тут второе, потому что ситуацию в регионе совсем уж благостной назвать нельзя. Приведем лишь один факт. Менее года назад в Акмолинской области было рассмотрено дело по обвинению жителя Кокшетау в пропаганде терроризма и возбуждении социальной, национальной, религиозной вражды и розни. Приговором суда ему дали 4 года колонии. Как сообщалось, осужденный призывал к совершению актов терроризма, неподчинению и противостоянию законам республики, а также распространял запрещенную религиозную литературу и вербовал жителей области. Аналогичную апатию продемонстрировал аким и в пору зарождения недовольства людей изменениями, которые правительство внесло в земельный кодекс.

Пока в социальных сетях бушевали страсти, Сергей Кулагин занимался исключительно вопросами благоустройства и проведения ЭКСПО-2017. Ах да, чуть не забыли: в начале мая Кулагин встречался с аксакалами и деятелями культуры, чтобы лично пообещать им, что "ни один гектар земли не уйдет иностранцам". То ли посчитал их зачинщиками, то ли так проще было отчитаться "о проделанной работе". На полном серьезе рассматривать уверенность акима в том, что мнения аксакалов и деятелей культуры повлияли на массы, согласитесь, смешно. По поводу массовой драки рабочих "Казахалтына" с охранниками, которая вылилась в стрельбу, Кулагин тоже промолчал…

Аким Кызылордин­ской области Крымбек Кушербаев провокационных заявлений в адрес народа себе не позволяет, но в остальном мало чем отличается от Сергея Кулагина, хотя, надо признать, и не отмалчивается. Однако иногда действительно лучше жевать, чем говорить...

Внеочередное заседание антитеррористической комиссии в Кызылорде прошло с пафосом, которому могли бы позавидовать самые выдающиеся ораторы всех времен и народов. "Действия группы людей, в мирное время обвешавшихся оружием и нарушивших покой страны, противоречат человечности и государственности. От рук террористической группы, не знающей цену независимости, пожелавшей подорвать основы нашей мирной жизни, погибли и пострадали десятки людей", - распылялся аким вместо того, чтобы сделать какой-то анализ, предложить конкретные меры по предот­вращению подобных ЧП в регионе. Пиар, да и только. 

Исключительно на внешний эффект рассчитано и следующее заявление: "Пусть никогда не повторятся такие трагические события. Пусть ничто не угрожает нашей независимости". Между тем в ноябре прошлого года полицейские области сообщали о 16 случаях административных правонарушений по фактам религиозного экстремизма и о выявлении 11 уголовных проступков…

Аким Жамбылской области Карим Кокрекбаев в последнее время избегает разговоров о терроризме и экстремизме, хотя ситуация в этом регионе всегда была непростой. В ноябре 2011 года от рук террориста в Таразе погибли пять человек… Впрочем, что касается земельного вопроса, то тут акимат, похоже, на высоте. Сообщается, что рабочие группы провели 325 встреч по разъяснению Земельного кодекса, а глава региона лично поручил разъяснить каждому жителю области суть изменений.

Аким соседней ЮКО Бейбут Атамкулов тоже не утруждает подчиненных требованием наладить тесные связи с населением. Наверное, именно поэтому доходит до смешного. Например, итогом одного из последних проведенных в области семинаров на тему "Экстремизм и терроризм" стало заявление, которое уместно процитировать: "Каждому гражданину Республики Казахстан необходимо осознать важность своего участия в жизни молодого государства". Что же касается самого Атамкулова, то он предпочел "поймать тишину" - как в апреле, так и сегодня.

Королей играет свита

Безусловно, акимы - не боги. И "горшки обжигать" у них есть кому. Это и собственные аппараты, и многочисленные управления, входящие в состав акиматов. Но стоит ли делать на них ставку? Опять же сложный вопрос.

В частности, что касается аппаратов акимов. Согласно положениям, регламентирующим их деятельность, они должны изучать общественное мнение, прогнозировать развитие политической и социально-экономической ситуации в регионе, готовить для акима информацию по регионально значимым проблемам. Не сомневаемся, что соответствующими материалами, свидетельствующими об исполнении этих задач, располагает каждый акимат. Но есть ли прок от таких прогнозов? Например, возьмем главу аппарата акима Акмолинской области Жомарта Нуркенова. Он, бесспорно, специалист, но только в области сельского хозяйства.

Вряд ли стоит ожидать глубокого погружения в тонкости политической жизни и от руководителя аппарата акима Кызылординской области Канатбека Жайсанбаева. Он - классический аппаратчик, с 20-летнего возраста двигающийся по сообщающимся сосудам акимата.

Аналогичная ситуация с управлениями внутренней политики. В идеале они должны готовить аналитические доклады, отчеты и служебные записки об общественно-политической ситуации в регионе. Но что в них отражается на самом деле, если руководители управлений сконцентрированы исключительно на пропаганде президентских стратегий и посланий через госзаказ для СМИ и некоторых "толерантных" к таким тематикам НПО? Да и возглавляют их зачастую типичные молодые функционеры, весь карьерный рост которых сводится к смене кабинета на более комфортабельный. Чем они занимаются в их тиши, понять сложно.

Возьмем для примера руководителя управления внутренней политики акимата Астаны Ерлана Каналимова. Официальный сайт этой структуры заполнен дайджестом новостей республиканского и регионального значения, собственными пресс-релизами двухлетней давности - и, по сути, этим все и ограничивается. Мы уже не говорим о составлении каких-то сценариев возможного политического или социального апокалипсиса.

Созданные не так давно управления по делам религий тоже вряд ли можно назвать полноценными помощниками акимов. Им бы разобраться со своими внутренними проблемами. Например, в Кызылординской области неосвоение этим госорганом бюджета перевалило за 80 процентов, о чем стало известно в ходе внеочередной сессии облмаслихата в апреле текущего года. Да и руководят ими далеко не специалисты - то бывшие военные, как в Северо-Казахстанской области, то вчерашние комсомольские функционеры. Впрочем, это еще полбеды.

А как быть с тем, что интерес населения к деятельности этих органов минимален? Поэтому мы и наблюдаем заброшенные блоги руководителей этих управлений (для примера назовем имя Муратбека Зейнуллина из СКО) или вовсе неработающие сайты управлений - в Южно-Казахстанской, Павлодарской, Костанайской, Мангыстауской областях…

Вместо P.S.

Понятное дело, что с такими акимами (за редким исключением) каши не сваришь и в безопасности чувствовать себя не будешь. Причем неважно, опытный это управленец, прошедший огонь, воду и медные трубы в центре, или выращенный в региональном "питомнике" образец, или же "примак" из бизнеса. Проблема тут не столько в отсутствии у нас в стране культуры политической дискуссии, сколько в назначении акимов регионов главой государства. Это напрямую ведет к оторванности местных властей от народа. Акимам незачем становиться политиками, ведь они не проходят настоящую избирательную кампанию, не встречаются со своим электоратом, не отвечают на неудобные вопросы. Итог, к сожалению, тоже очевиден: хаотичные движения, вызванные отсутствием реального понимания ситуации, ведут к еще большему хаосу…

Комментарии:
Добавить комментарии


    Введите имя:


    Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера





Астана: 15 °C
Алматы: 22 °C
    
$ 338.73
382.46