Главный банкир отчитался по-новому
Отчет Нацбанка за прошлый год, заслушанный и принятый главой государства три недели тому назад, стал дебютным документом такого рода для Данияра Акишева, хотя формально большей частью года (10 месяцев) регулятором руководил Кайрат Келимбетов. Напомним, что на пост руководителя центрального банка г-н Акишев был назначен 1 ноября. И хотя в годовом отчете он не дистанциируется от доставшегося ему наследства, даже по значительно изменившейся структуре этого документа видно, что на самом деле под недавним прошлым подведена весьма зримая черта.
Слова покороче – так проще, так легче?
Начнем с того, что отчет теперь открывается обращением. В нем г-н Акишев напоминает об основной задаче центрального банка – обеспечении стабильности цен, выполнение которой в прошлом году осуществлялось в сложной внешнеэкономической ситуации, обусловленной падением мировых цен на товары казахстанского экспорта и замедлением экономического роста в странах – основных торговых партнерах Казахстана. Говорится и о переходе с 20 августа к режиму свободно плавающего обменного курса тенге, который повлекла эта трудная ситуация, а также о начале внедрения инфляционного таргетирования, для Нацбанк введел базовую ставку. Основными же его целями остаются обеспечение стабильности цен и снижение уровня инфляции до 4% в среднесрочной перспективе, финансовая стабильность, сохранение контрцикличного характера регулирования финансового рынка, внедрение международных стандартов и оптимизация регуляторных требований с одновременной отменой дублирующих норм и лимитов. Все это делается и во имя повышения конкурентоспособности отечественного финансового рынка в условиях членства Казахстана в ВТО и Евразийском экономическом союзе.
В своем обращении г-н Акишев также затронул тему сохранности и повышения доходности пенсионных активов. Здесь Нацбанк готовит предложения по стратегическим направлениям их инвестирования с привлечением управляющих компаний. Одновременно ведется работа по выводу из-под контроля Нацбанка двух государственных структур – ЕНПФ и Фонда проблемных кредитов для создания совместно с правительством надежной системы функционирования этих институтов и эффективной системы инвестирования активов.
Основным приоритетом новой информационной политики Нацбанка, которую планируется внедрить в текущем годом, является обеспечение доверия к нему, ибо, как подчеркнул г-н Акишев, «нам важно, чтобы наша работа и ее результаты были открыты и понятны гражданам и деловому сообществу». По его мнению, годовой отчет отвечает принципу открытости и содержит информацию об основных итогах деятельности Нацбанка по всем направлениям.
Однако даже первое знакомство с содержанием отчета за прошлый год показывает, что в нем произошли значительные изменения в сторону как раз таки закрытости части важных данных о деятельности центрального банка. Так, если в отчете за 2014-й было 12 глав, то теперь их только 4. К примеру, исчез раздел, посвященный региональному финансовому центру Алматы.
Между тем, по идее главы государства, подписавшего в прошлом году указ о создании в Астане МФЦА, южная столица, где находится большинство финансовых институтов страны, продолжит оставаться центром концентрации финансовых услуг и финансового посредничества внутри Казахстана. Поэтому исключение из отчета темы деятельности и развития такого центра в Алматы выглядит явно поспешным и преждевременным. К тому же и столичный международный финансовый центр не скоро начнет свою полноценную деятельность, если этот проект вообще будет осуществлен в нынешние кризисные времена.
Далее, исчезла из новой структуры годового отчета Нацбанка глава, посвященная совершенствованию бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Отсутствует теперь и информация о кастодиальной, брокерской и прочей деятельности по обслуживанию клиентов центрального банка. И, наконец, что особенно удивительно, пропала ключевая заключительная глава отчета, посвященная организации и внутренней деятельности регулятора, в которой раньше были представлены подробные итоги его финансово-хозяйственной деятельности. Речь идет о доходах и расходах Нацбанка в разрезе монетарной и немонетарной деятельности, его нераспределенной прибыли, сведениях о капитальных расходах и финансовых показателях дочерних РГП и АО. Кроме того, ранее здесь же была представлена информация и о внутреннем аудите Нацбанка.
Добавим также, что годовой отчет сократился и по объему – в нем 109 страниц против 114 в аналогичном документе за 2014 год. Значительно уменьшился и объем приложенных к нему таблиц из-за отсутствия указанных выше данных об итогах финансово-хозяйственной деятельности Нацбанка.
Потемкинские деревни девальвационных «пузырей»
Перейдем теперь к основным итогам отчета за прошлый год. В его преамбуле они просуммированы по десяти позициям. Рост ВВП составил 1,2%, при этом основным источником роста экономики оставалась сфера услуг, доля которой выросла с 53,3% в 2014-м до 56,8%. Такой вывод явно контрастирует со ставкой правительства на индустриально-инновационное развитие экономики, оформленное в виде соответствующей госпрограммы уже для второй по счету промышленной пятилетки в то время, когда аналогичный стратегический подход для сферы услуг отсутствует.
Инфляция по итогам прошлого года достигла максимального с 2008-го уровня в 13,6%. В Нацбанке признают, что основным фактором ее ускорения стало значительное ослабление обменного курса тенге в августе-сентябре, то есть пресловутый переход к свободному плаванию отечественной валюты и инфляционному таргетированию. В номинальном выражении казахстанская валюта ослабла по отношению к американской в прошлом году на 86,5% до уровня в 340,01 тенге за доллар, тогда как средневзвешенный обменный курс по году составил 222,6 тенге за доллар.
Честно признается в отчете и тот факт, что рост депозитной базы в прошлом году был обусловлен курсовой переоценкой банковских вкладов в иностранной валюте. Этим и объясняется впечатляющее увеличение объема депозитов резидентов в депозитных организациях на 36,6% с ростом их относительно ВВП с 28,7% в 2014 году до 39,2%. При этом депозиты небанковских юридических лиц увеличились на 25,8%, а физических лиц – на 54,5% с одновременным повышением уровня долларизации депозитов с 55,5% до 69,0%.
Значительно увеличились активы банковского и страхового секторов – соответственно на 30,4% и 48,0%, а пенсионные накопления выросли за прошлый год на 29,0%. На этом фоне скромным выглядит прирост кредитования банками экономики на 4,7% против 7,2% в 2014 году. Более того, объем кредитов, выданных в казахстанской валюте, снизился на 1,9%, тогда как по инвалютным займам сложился прирост на 20,7%, что повлекло рост уровня долларизации кредитования с 29,2% до 33,7%.
Краткие итоги деятельности платежных систем включают увеличение количества платежей в них по сравнению с 2014-м на 1,5% при росте суммы платежей на 14,5%. В общей сложности за прошлый год через межбанковскую систему переводов денег и систему межбанковского клиринга было проведено 35,2 млн. транзакций на сумму 232,0 трлн. тенге. Общее количество эмитированных и распространенных платежных карточек на начало текущего года составило 17,2 млн. единиц, а число их держателей - 14,3 млн. человек.
Две итоговые позиции посвящены состоянию международных резервов страны. Объем валовых золотовалютных активов Нацбанка по итогам прошлого года оценивался в $27,9 млрд. со снижением к 2014 году на $1,3 млрд. Рыночная стоимость портфеля Национального фонда РК составила $65,7 млрд. без учета счета в тенге и кредиторской задолженности в тенге. Доходность инвестиционного портфеля Национального фонда по итогам года сложилась отрицательной в минус 2,44%, с момента его создания - 66,64%, что в среднегодовом выражении составляет 3,56%.
И, наконец, по итогам финансово-хозяйственной деятельности за прошлый год у Нацбанка сложился убыток c учетом расходов на выплату компенсаций по депозитам физических лиц в сумме 18,6 млрд. тенге, а с учетом его дочерних организаций - 48,6 млрд. тенге. Увы, кроме этой скупой информации, а также сведений о численности персонала регулятора и его дочерних компаний, других данных в отчете не приводится.
Численность персонала Национального банка РК и акционерных обществ