СУББОТА, 2 АПРЕЛЯ 2016 ГОДА

Визит Атамбаева в Москву: поездка за пайцзой?

104 12-03-2016, 06:26


Интересно в последнее время выстраиваются отношения между Кыргызстаном и Россией. Вот и президент Алмазбек Атамбаев побывал 2-4 марта в Москве, где встретился с президентом России, были высказаны новые "сообщения о будущем", заверения в преданности, обещания помощи и поддержки, а ясности все равно нет – о чем конкретно говорили и что реально стороны решили?

Проблемы в последнее время касались чего? Денонсации Кыргызстаном соглашений по строительству ГЭС, которые Россия давно обещала и даже вложила в разработку проекта $38 млн. Ничего об этом не сказано или даже не решено, значит, Кыргызстану придется эти потраченные десятком разных компаний и временно созданных организаций деньги находить и выплачивать.

Атамбаев сказал в Бишкеке 24 декабря, что двумя днями ранее откровенно говорил о проблеме нестроительства ГЭС с президентом России Владимиром Путиным в Москве. Но все равно денонсация оказалась проблемой и до сих пор ею остается – Кыргызстану надо теперь платить миллионы за то, что ничего не получилось.

Другая проблема касалась работы Российско-кыргызского фонда развития, в который в 2015 году от России поступило $250 млн и который ориентирован на крупный бизнес, которого в Кыргызстане нет, и, по мнению некоторых экспертов, поэтому средства из него будут, в основном, возвращаться в Россию. Но было бы странно, если этот фонд работал только в пользу Кыргызстана. Дружба дружбой, а денежки счет любят.

Вкладывание же средств фонда в ценные бумаги и облигации Внешэкономбанка России – это яркий показатель того, насколько значимое место Кыргызстан занимает в российской политике. Сама эпопея поиска средств для строительства Верхненарынского каскада ГЭС, когда государственные компании России отказывались выполнять постановления собственного правительства, все предельно объясняет.

Кыргызстан также не получил пока никаких особенных выгод от вступления в ЕАЭС, хотя шаг этот был для него вынужденным, но нужным России в политическом плане, за что Кыргызстану обещались всяческие экономические выгоды. Выгод этих он пока не видит, но зато, кажется, уже получает выговоры за не совсем акцентированную лояльность. Это и в связи с отношениями с США, и в связи с осуждением Турции.

Партнеры по ЕАЭС типа Казахстана или Беларуси не слишком настроены предоставлять Кыргызстану какие-либо льготы и даже предусмотренные договорами условия не особенно спешат выполнять. Они являются со-основателями клуба, а от вступления в него Кыргызстана никакой пользы – ни экономической, ни политической – не получают, только, по их мнению, головную боль.

Еще одно напряжение возникло в связи со спецрепортажем "Атамбаев – агент турецкой разведки", появившимся в интернете в начале февраля, в опровержение которого специальный сюжет подготовило и выпустило в эфир 18 февраля государственное российское телевидение, а не ТВ Кыргызстана. Почему это российский канал должен реагировать на анонимные видео в интернете про кыргызского президента?

Другим вопросом, напрягшим двусторонние отношения, был опять же сюжет российского телевидения, вышедший в эфир 4 января и касавшийся якобы продажи бишкекских подростков (этнических русских) на органы. В процесс был вовлечен даже посол Российской Федерации в Кыргызстане, в связи с чем МИД Кыргызстана отправил ноту в российское посольство, но никакие результаты пока обществу не предъявлены.

Российские федеральные телеканалы, которые, как и в Кыргызстане, не могут ни одного лишнего слова сказать без позволения сверху, показали сюжет-опровержение незадолго до визита Атамбаева в Москву, как раз когда российская сторона готовила этот визит. Так что можно предположить, что "губернатора Кыргызстана" приглашали на ковер и обсуждалось "общее поведение" страны и ее руководства.

Ни по одному из названных вопросов ответы в отчетах про визит не прозвучали, а проблем гораздо больше скрытых, чем видимых. С визитом Атамбаева совпало выделение Россией $30 млн на поддержку госбюджета Кыргызстана – это очередной ежеквартальный транш, выделяемый как своей отстающей губернии, а 8,5 млрд сомов в год – больше, чем дает Кумтор, на полтора-два миллиарда.

И зачем кыргызский президент ездил в Москву? На встрече с журналистами в Москве Атамбаев сказал, что многие обещания, которые дает Россия Кыргызстану, не выполняются, а гарантии, предоставляемые российскими министрами и инвесторами, срываются, и все это делается за спиной Путина, который ничего не знает. Однако трудно представить, что за спиной Путина что-то можно делать в российских верхах.

Точно так же в Кыргызстане многие сплошь и рядом считают, что президент на самом деле хороший, он пытается вытянуть страну из болота и направить на путь развития, вот только его окружение не доводит до него всю информацию и вот они-то и делают что-то за его спиной. Но любое окружение подбирается самим руководителем, и оно никогда ничего не делает что-то вопреки его воле, иначе что это за начальник?

Если же окружение действительно не совсем подчиняется шефу – вопрос уже касается дееспособности этого начальника. Если они таким способом обманывают своего руководителя, что мешает президентам при личной встрече все это выяснить и наказать таких строптивцев, чтобы никто никогда не посмел таким образом омрачать двусторонние отношения? Раз этого не происходит, значит шеф "кое-что" знает.

Такие ситуации возникают, когда первые лица государств не хотят портить внешних отношений, но как-то надо выразить свое недовольство. Это относится к обеим сторонам – "старший брат" показывает свое недовольство поведением младшего и соглашается на какое-то недовнимание, а "младший", жалуясь, что за спиной старшего кто-то плетет интриги, показывает, что ему это известно, но что от этого меняется?

Разговоры же про отсутствие преемника – популизм. Его и не должно быть, но если не оставить на постах президента, спикера и премьера лояльных себе людей, можно потерять не только нажитое за столькие годы, но и репутацию и имя, если не больше. А пара спецрепортажей, которые в России умеют делать со времен "человека, похожего на генпрокурора", могут изменить весь политический расклад в независимой стране.

Здесь она спотыкается об ту же госпропаганду, которую пустила себе в информационное поле еще 20 лет назад, да еще с тех пор за нее платит. Благодаря этой информационной обработке и становятся возможны асимметричные союзы. Если бы Кыргызстан был потенциально суверенноемкой страной, все это можно было обсуждать открыто, но мы видим только то, что нам считают нужным показать.

В том же ключе надо рассматривать и присуждение Кыргызстану "мусорного" кредитного рейтинга со стороны российского кредитного агентства RAEX, в то время как международные агентства Moody"s и Standard & Poor"s присвоили Кыргызстану в декабре рейтинг В2 и ВВ. Так что скоро мы можем увидеть новые спецрепортажи не только про президента, но и про других кыргызских политиков.

И награждение российским президентом кыргызского трудового мигранта, помогшего спасти упавшую на рельсы московского метро женщину, – тоже из того же ряда. Раз кыргызский президент награждает своего гражданина только именными часами, мы ему выдадим российскую медаль. Сигнал очень даже простой: не умеете даже награждать. Всему приходится учить.

И действительно, мало какая начатая было реформа – и борьба с коррупцией, и судебная реформа – доведена до конца, то же самое, видимо, ждет и Комплексную стратегию развития, итоги которой надо будет подводить в следующем году. Но зато завершаются необъявленные реформы – консолидация власти в одних руках и собирание всех СМИ под одним началом. Получается, вот это – главное?

Интересно в последнее время выстраиваются отношения между Кыргызстаном и Россией. Вот и президент Алмазбек Атамбаев побывал 2-4 марта в Москве, где встретился с президентом России, были высказаны новые "сообщения о будущем", заверения в преданности, обещания помощи и поддержки, а ясности все равно нет – о чем конкретно говорили и что реально стороны решили?

Проблемы в последнее время касались чего? Денонсации Кыргызстаном соглашений по строительству ГЭС, которые Россия давно обещала и даже вложила в разработку проекта $38 млн. Ничего об этом не сказано или даже не решено, значит, Кыргызстану придется эти потраченные десятком разных компаний и временно созданных организаций деньги находить и выплачивать.

Атамбаев сказал в Бишкеке 24 декабря, что двумя днями ранее откровенно говорил о проблеме нестроительства ГЭС с президентом России Владимиром Путиным в Москве. Но все равно денонсация оказалась проблемой и до сих пор ею остается – Кыргызстану надо теперь платить миллионы за то, что ничего не получилось.

Другая проблема касалась работы Российско-кыргызского фонда развития, в который в 2015 году от России поступило $250 млн и который ориентирован на крупный бизнес, которого в Кыргызстане нет, и, по мнению некоторых экспертов, поэтому средства из него будут, в основном, возвращаться в Россию. Но было бы странно, если этот фонд работал только в пользу Кыргызстана. Дружба дружбой, а денежки счет любят.

Вкладывание же средств фонда в ценные бумаги и облигации Внешэкономбанка России – это яркий показатель того, насколько значимое место Кыргызстан занимает в российской политике. Сама эпопея поиска средств для строительства Верхненарынского каскада ГЭС, когда государственные компании России отказывались выполнять постановления собственного правительства, все предельно объясняет.

Кыргызстан также не получил пока никаких особенных выгод от вступления в ЕАЭС, хотя шаг этот был для него вынужденным, но нужным России в политическом плане, за что Кыргызстану обещались всяческие экономические выгоды. Выгод этих он пока не видит, но зато, кажется, уже получает выговоры за не совсем акцентированную лояльность. Это и в связи с отношениями с США, и в связи с осуждением Турции.

Партнеры по ЕАЭС типа Казахстана или Беларуси не слишком настроены предоставлять Кыргызстану какие-либо льготы и даже предусмотренные договорами условия не особенно спешат выполнять. Они являются со-основателями клуба, а от вступления в него Кыргызстана никакой пользы – ни экономической, ни политической – не получают, только, по их мнению, головную боль.

Еще одно напряжение возникло в связи со спецрепортажем "Атамбаев – агент турецкой разведки", появившимся в интернете в начале февраля, в опровержение которого специальный сюжет подготовило и выпустило в эфир 18 февраля государственное российское телевидение, а не ТВ Кыргызстана. Почему это российский канал должен реагировать на анонимные видео в интернете про кыргызского президента?

Другим вопросом, напрягшим двусторонние отношения, был опять же сюжет российского телевидения, вышедший в эфир 4 января и касавшийся якобы продажи бишкекских подростков (этнических русских) на органы. В процесс был вовлечен даже посол Российской Федерации в Кыргызстане, в связи с чем МИД Кыргызстана отправил ноту в российское посольство, но никакие результаты пока обществу не предъявлены.

Российские федеральные телеканалы, которые, как и в Кыргызстане, не могут ни одного лишнего слова сказать без позволения сверху, показали сюжет-опровержение незадолго до визита Атамбаева в Москву, как раз когда российская сторона готовила этот визит. Так что можно предположить, что "губернатора Кыргызстана" приглашали на ковер и обсуждалось "общее поведение" страны и ее руководства.

Ни по одному из названных вопросов ответы в отчетах про визит не прозвучали, а проблем гораздо больше скрытых, чем видимых. С визитом Атамбаева совпало выделение Россией $30 млн на поддержку госбюджета Кыргызстана – это очередной ежеквартальный транш, выделяемый как своей отстающей губернии, а 8,5 млрд сомов в год – больше, чем дает Кумтор, на полтора-два миллиарда.

И зачем кыргызский президент ездил в Москву? На встрече с журналистами в Москве Атамбаев сказал, что многие обещания, которые дает Россия Кыргызстану, не выполняются, а гарантии, предоставляемые российскими министрами и инвесторами, срываются, и все это делается за спиной Путина, который ничего не знает. Однако трудно представить, что за спиной Путина что-то можно делать в российских верхах.

Точно так же в Кыргызстане многие сплошь и рядом считают, что президент на самом деле хороший, он пытается вытянуть страну из болота и направить на путь развития, вот только его окружение не доводит до него всю информацию и вот они-то и делают что-то за его спиной. Но любое окружение подбирается самим руководителем, и оно никогда ничего не делает что-то вопреки его воле, иначе что это за начальник?

Если же окружение действительно не совсем подчиняется шефу – вопрос уже касается дееспособности этого начальника. Если они таким способом обманывают своего руководителя, что мешает президентам при личной встрече все это выяснить и наказать таких строптивцев, чтобы никто никогда не посмел таким образом омрачать двусторонние отношения? Раз этого не происходит, значит шеф "кое-что" знает.

Такие ситуации возникают, когда первые лица государств не хотят портить внешних отношений, но как-то надо выразить свое недовольство. Это относится к обеим сторонам – "старший брат" показывает свое недовольство поведением младшего и соглашается на какое-то недовнимание, а "младший", жалуясь, что за спиной старшего кто-то плетет интриги, показывает, что ему это известно, но что от этого меняется?

Разговоры же про отсутствие преемника – популизм. Его и не должно быть, но если не оставить на постах президента, спикера и премьера лояльных себе людей, можно потерять не только нажитое за столькие годы, но и репутацию и имя, если не больше. А пара спецрепортажей, которые в России умеют делать со времен "человека, похожего на генпрокурора", могут изменить весь политический расклад в независимой стране.

Здесь она спотыкается об ту же госпропаганду, которую пустила себе в информационное поле еще 20 лет назад, да еще с тех пор за нее платит. Благодаря этой информационной обработке и становятся возможны асимметричные союзы. Если бы Кыргызстан был потенциально суверенноемкой страной, все это можно было обсуждать открыто, но мы видим только то, что нам считают нужным показать.

В том же ключе надо рассматривать и присуждение Кыргызстану "мусорного" кредитного рейтинга со стороны российского кредитного агентства RAEX, в то время как международные агентства Moody"s и Standard & Poor"s присвоили Кыргызстану в декабре рейтинг В2 и ВВ. Так что скоро мы можем увидеть новые спецрепортажи не только про президента, но и про других кыргызских политиков.

И награждение российским президентом кыргызского трудового мигранта, помогшего спасти упавшую на рельсы московского метро женщину, – тоже из того же ряда. Раз кыргызский президент награждает своего гражданина только именными часами, мы ему выдадим российскую медаль. Сигнал очень даже простой: не умеете даже награждать. Всему приходится учить.

Но зато завершаются необъявленные реформы – консолидация власти в одних руках и собирание всех СМИ под одним началом. Получается, вот это – главное?

Нарын Айып

zanoza.kg

Комментарии:
Астана: 3 °C
Алматы: 10 °C
    
$ 342.49
390.54