Какие неожиданности таит в себе партийный список «Нур Отана»?
Рассуждать на тему межнациональных отношений всегда было делом неблагодарным и достаточно щекотливым. Потому что сфера эта чрезвычайно хрупка и требует крайне аккуратного и вдумчивого подхода. Казахстан в этом плане всегда ассоциировался как пример, достойный, по меньшей мере, уважения. И действительно, у нас представлено настолько широкое этническое разнообразие, которое не так часто можно встретить даже в современном космополитичном мире.
Каких только эпитетов или идеологических штампов не удостаивался Казахстан в годы так называемого "застоя" - "лаборатория дружбы народов", "планета ста языков" и т.д. и т.п. Хвала небесам и самосознанию граждан нашей страны, сумевших сохранить межэтническую толерантность и согласие в годы лихих испытаний и всякого рода рыночных катаклизмов. Хотя желающие бросить тень на казахстанскую модель межэтнических отношений находились всегда.
Однако, невзирая на все потуги недругов извне и нехватку терпения со стороны некоторой части наших же соотечественников, казахстанское общество всегда демонстрировало необходимую выдержку и рациональный подход. При этом не стоит забывать, что новые вызовы и неожиданные геополитические коллизии порождают непростые вопросы и связанные с ними тревоги и страхи.
Например, иногда приходится слышать о перекосах в плане этнической представленности в коридорах казахстанской власти. Признаемся честно, такие моменты имеют место. Но, как считают некоторые авторитетные отечественные эксперты, процесс этот достаточно объективный, и характеризуют они его как нечто вроде "исторического реванша", на который имеют право казахи.
С другой стороны, судя по всему, и в среде нашей властной элиты начинает формироваться понимание того, что некоторые тенденции следует переломить, чтобы снизить степень остроты проблемы. В этой связи обращает на себя внимание предвыборный список кандидатов в депутаты мажилиса от правящей партии "Нур Отан". Особенно впечатляет уровень присутствия в нем наших сограждан русской национальности, коих мы насчитали 26 человек (из 127 кандидатов).
Причем инсайдерские источники утверждают, что большая часть их может войти в окончательный список, то есть они имеют шансы стать обладателями депутатских мандатов. А значит, их удельный вес в партийной фракции станет еще больше, поскольку окончательный список будет меньше кандидатского, по крайней мере, на четверть.
На наш взгляд, это очень симптоматичный сигнал для казахстанского общества, что вопросам соблюдения межэтнического баланса придается качественно иная тональность. И это очень важно. Во-первых, выбивается почва из-под ног тех, кто всегда апеллировал к внешним силам по поводу ущемления политических прав русской диаспоры Казахстана.
Во-вторых, это ясный и недвусмысленный месседж национал-патриотическому сегменту нашей политической жизни, риторика которого иногда и становилась причиной латентного роста градуса межэтнической напряженности. В-третьих, налицо и важный геополитический подтекст. Особенно в плане проекции на постсоветское пространство непонятной природы неожиданного российско-украинского конфликта.
По большому счету, национальный фактор стал "страшилкой", используя которую, деструктивно настроенные силы пытались подогревать фобии наших русских сограждан.
Дескать, в этой непростой ситуации самым простым выходом для них является переезд в Россию. А для пущей убедительности предпринимались бросающиеся в глаза попытки выдать желаемое за действительное. К примеру, на "Азаттыке" вышел материал с фото, где около российского консульства стоят очереди якобы из числа желающих покинуть Казахстан.
Возможно, вся совокупность этих факторов и стала катализатором того, что русская диаспора оказалась столь широко представлена в процентном отношении среди кандидатов в депутаты от правящей партии. Можно предположить, что таким способом власть пытается принять компенсационные меры, стремясь сохранить баланс в межнациональных отношениях, нивелируя, пусть и частично, одну из самых обоснованных претензий казахстанских русских, связанную с фактически повальной мононационализацией в политической и управленческой элите.
Теперь зададимся другим вопросом: можно ли, исходя из конспирологического подхода, хотя бы на гипотетическом уровне предположить, что данная мера была пролоббирована извне и является косвенным свидетельством того, что Казахстан в ближайшее время пойдет на акцентированное сближение с Россией и станет ее фактическим и официальным сателлитом? На наш взгляд, вряд ли… Но до тех пор, пока не возникает необходимость в рычаге серьезного политического давления на пространство, которое Россия считает зоной своих жизненных интересов.
Также отметим, что при всех издержках политического курса сегодняшнего руководства РФ в нашей стране антироссийские настроения никогда не были превалирующими даже в сегменте казахскоязычного продвинутого общества. Как это ни странно, но по некоторым субъективным ощущениям, так называемых "ватников" и лояльных к России ("сейчас нам по пути с РФ") среди просвещенной части этого крыла казахских патриотов умеренного толка даже больше, чем ярых апологетов банального казахского национализма.
И уж тем паче они не ассоциируют официальную Москву с местными русскими. Однако некоторые вопросы с нашей стороны все же могут возникнуть.
Напомним имена некоторых из них: Ахмет Беремжанов, Салимгерей Жанторе, Шаймерден Косшегулулы, Алихан Бокейханов, Темиргали Нурекенов, Мухамеджан Тынышпаев, Бахытжан Каратаев и другие. Поскольку все познается в сравнении, то невольно возникает вопрос: а насколько представлена казахская диаспора России в сегодняшней Государственной Думе РФ? Скажем откровенно, картина в этом смысле чрезвычайно печальная.
Но для начала немного сухой статистики. Как известно, 12 субъектов Российской Федерации имеют общую границу с Казахстаном - Астраханская, Волгоградская, Саратовская, Самарская, Оренбургская, Челябинская, Курганская, Тюменская, Омская и Новосибирская области, Алтайский край и Республика Алтай. К этому можно добавить, что все они фактически являются местами исторического проживания казахов, а следовательно, сегодняшние этнические казахи, проживающие на территориях этих субъектов, являются ирредентой.
При этом, по данным всероссийской переписи 2010 года, казахи составляли:
- 149,4 тысячи человек, или 16,3% населения Астраханской области (там наиболее крупная казахская община среди субъектов РФ);
- 120,3 тысячи человек, или 6% населения Оренбургской области;
- 78,3 тысячи человек, или 4,1% населения Омской области;
- 76 тысяч человек, или 3,1% населения Саратовской области;
- 46,2 тысячи человек, или 1,8% населения Волгоградской области;
- 35, 3 тысячи человек, или 1,05% населения Челябинской области;
- 19,1 тысячи человек, или 0,5% населения Тюменской области;
- 15, 6 тысячи человек, или 0,5% населения Самарской области;
- 12, 5 тысячи человек, или 6,2% населения Республики Алтай;
- 11,9 тысячи человек, или 1,3% населения Курганской области;
- 10,7 тысячи человек, или 0,4% населения Новосибирской области;
- 7979 человек, или 0,3% населения Алтайского края.
Увы, среди депутатов сегодняшней Государственной Думы РФ от этих регионов нет ни одного представителя казахской ирреденты. Зададимся вопросом: а есть ли они среди депутатов законодательных собраний вышеуказанных субъектов РФ? Есть, но очень мало. В Астраханской области - 3, в Республике Алтай - 2, в Омской, Челябинской, Волгоградской, Новосибирской, Курганской областях и в Алтайском крае - по одному депутату. В Саратовской, Оренбургской, Самарской, Тюменской областях нет ни одного депутата-казаха.
Понятно, что все эти моменты являются внутренним делом России. Но с учетом федеративного характера ее государственного устройства такие не совсем логические вещи опять же не могут не вызывать вопросов. Особенно если сопоставить этнический срез предвыборного списка кандидатов в депутаты в мажилис парламента РК от партии "Нур Отан" с вышеприведенными цифрами. Как говорится, все познается в сравнении.
Ну а выводы делайте сами…