ПОНЕДЕЛЬНИК, 1 МАЯ 2017 ГОДА

В короне Российской империи

31-05-2013, 00:03

31 мая - День памяти погибших от голода 1931-1933 гг. и жертв политических репрессий в Казахстане. Как это ни печально, но эта самая трагическая страница истории Казахстана ХХ века до сих пор остается не изученной до конца. Об этом и других аспектах данной проб­лемы мы беседуем с известным казахстанским историком Кайдаром Алдажумановым.

Большой раздел

- Чем объясняется то, что в 1917 году малочисленная казахская интеллигенция оказалась разделена: одна часть образовала Алашорду и их сторонников, другая - поддержала советскую власть. Как бы вы объяснили природу этого разделения? В ее основе лежал так называемый классовый принцип или же это было нечто иное?

- Это разделение имеет свои причины. Чтобы разобраться в них, немного обратимся к истории.

Начало ХХ века для Казахстана, да и всей Российской империи, ознаменовалось крупнейшими событиями, определившими дальнейшую судьбу самой России и входивших в ее состав народов. Прежде всего, это первая русская революция 1905-1907 годов, которая продемонстрировала резкое обострение противоречий между царским самодержавием и всем российским обществом. Манифест 17 октября 1905 года, можно сказать, не только расшатал основу царского самодержавия, но и привел на арену политической жизни представителей угнетенных национальных окраин, таких как Казахстан. Манифест, подписанный царем Николаем ІІ 17 октября 1905 года (он назывался "Об усовершенствовании государственного порядка"), как известно, предоставлял гражданские свободы, в том числе и право участия в законодательной думе инородцам. Свобода слова, возможность создания политических партий или участия в их деятельности, свобода печати - все это в конечном итоге привело к новому этапу развития общественно-политической жизни, в том числе на национальных окраинах России.

 

К этому времени казахский социум из своей среды выдвинул целую когорту ярких представителей, которые, получив соответствующее образование, отстаивали интересы своего народа. Логически это были последователи Чокана Валиханова, Ибрая Алтынсарина, Абая Кунанбаева, продолжившие эстафету их общественно-политической и демократической мысли.

Получив европейское светское образование в лучших университетах и учебных заведениях Российской империи, они фактически отказались от служебной карьеры. Достаточно привести две фамилии: Якуб (Жакип) Акпаев, который в 1903 году окончил с отличием юридический факультет Санкт-Петербургского императорского университета. Работая в судебной палате в Омске, во время революции 1905 г. он организовал митинги протеста против колониальной политики царизма в самом Омске, Павлодаре, Петропавловске, Каркаралинске, за что был осужден на 10 лет со ссылкой в Якутию. Впо­следствии приговор заменили и Акпаев был отправлен на станицу Капал под гласный надзор полиции.

Другой известный дея­­­тель - Алихан Букейханов, еще в 1894 году окончивший Санкт-Петербургский лесной институт, экономист-статистик, к началу революции 1905 года получивший широкую известность своими научными трудами среди передовой русской интеллигенции, депутат І-й Государственной Думы.

То же самое можно сказать и об остальных участниках общественно-политической жизни начала ХХ века, таких как Халел Досмухамедов (выпускник Императорской военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге), Жанша Досмухамедов (юрист), Халиль Габбасов (выпускник физико-математического факультета Московского университета) и других.

Своей деятельностью, в отличие от предшествующего периода национально-освободительной борьбы казахского народа, виднейшие представители казахской интеллигенции начала ХХ века подняли на качественно новую ступень методы и способы отстаивания интересов своего народа и борьбы с колониальной властью. Они стали использовать печатное слово, свидетельством чего является издание газеты "Казах", которой в этом году исполнилось 100 лет. Выпускались и другие издания, организованные на основе их личной творческой инициативы. Впервые в истории борьбы за национальное освобождение лидеры движения "Алаш" использовали парламентскую трибуну Государственной Думы России. Предприняли попытку создания национальной политической партии в лице "Алаш", вышедшей на арену общественно-политической жизни после свержения царизма. Казалось бы, казахская интеллигенция действовала единым фронтом и не было причин для разногласий.

Однако факты свидетельствуют, что лето 1917 года стало неким водоразделом. Как известно, восстание 1916 года в Казахстане, поводом к которому послужил указ царя Николая ІІ от 25 июня того же года о призыве в армию на тыловые работы казахов, узбеков, турк­мен, таджиков, киргизов, не было поддержано лидерами казахской интеллигенции. Во избежание напрасного кровопролития безоружного мирного населения они высказывались за исполнение указа царя, за что впоследствии большевики  укоряли бывших своих политических противников.

Самым позорным явлением было участие казахской аристократии (отдельных волостных управителей, старшин, религиозных деятелей и др.) в подавлении восстания, карательных операциях царских войск, уничтожавших огнем и мечом мятежные аулы. Об этом, кстати, можно прочитать в 2-томном сборнике документов и воспоминаний "Грозный 1916 год", изданном в 1996-1998 годах. Все это было еще свежо в памяти части молодой казахской интеллигенции, оказавшейся на перепутье во времена революционных событий 1917 года.

Социальная дифференциация в самом казахском обществе, обостренно воспринимавшая­ся ею в переплетении с колониальными порядками, способствовала увлечению новыми лозунгами о равенстве и свободе, провозглашавшимися социал-демократами, прежде всего большевиками. А если посмотреть и проанализировать документы и события того времени, после свержения царизма, т.е. в первые месяцы после февральской революции, казахская интеллигенция, казалось бы, находилась на единой позиции. Во всех уездах и городах по ее инициативе создавались национальные комитеты, которые отстаивали интересы местного населения. Участие представителей казахской интеллигенции в работе Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов было незначительным.

Линией окончательного раздела стал созыв в июле 1917 года в Оренбурге І-го Общеказахского съезда. Наглядным примером отмежевания части казахской интеллигенции от национального движения казахских автономистов является позиция, занятая членом Акмолинского совдепа Сакеном Сейфуллиным и его сторонниками: в своем документальном романе "Тернистый путь" Сакен пишет, что на приглашение из областного казахского комитета Омска, включившего его в список делегатов съезда, ответил отказом. Свою позицию он обосновал тем, что на такой съезд, где будут восседать люди, угнетавшие народ и творившие произвол, они не поедут, им с ними не по пути. Наоборот, они, скорее всего, перейдут к большевикам, которые провозгласили лозунги свободы и равенства.

Так было и в остальных регионах Казахстана. В Семиречье их представляла молодая поросль казахской интеллигенции - Турар Рыскулов, Ораз Джандосов, Токаш Бокин, в западном регионе Казахстана - Сейткали Мендешев, Абдрахман Айтиев, в Восточном Казахстане - Нигмет Нурмаков, в Тургай­ском регионе - Алиби Джангильдин и другие.

Так малочисленная казахская интеллигенция оказалась по разные стороны баррикад. В первые годы независимости отношение к тем, кто поддержал советскую власть, было резко отрицательным. Это было закономерно. После долгих десятилетий умолчания, а иногда и откровенного шельмования деятели движения "Алаш" заняли в истории Отечества свое достойное место.

В последние годы стало меняться отношение и к участникам установления советской власти, и к деятелям советского времени. В принципе и те, и другие хотели лучшей доли своему народу. Поэтому в настоящее время приходит осознание того, что и те, и другие участники событий поворотного и судьбоносного 1917 года являются составной частью нашей общей истории. Дело только в умении объяснить и понять их поступки и объективно объяснить причины расхождения. В основе природы этого разделения, безусловно, лежал так называемый классовый принцип, максимально разжигаемый новой властью.

- Оправдались ли надежды приверженцев установления советской власти?

- Эйфория первых месяцев правления новой власти, можно сказать, сразу же сошла на нет. Вопреки ожиданиям, быстрых перемен в лучшую сторону в социально-экономической жизни не случилось. Разруху, царившую в народном хозяйстве из-за мировой и гражданской войны, ликвидировать удалось лишь огромными усилиями и не скоро. Представители молодой казахской интеллигенции, а также участники бывшего движения "Алаш", после соответствующей амнистии перешедшие на службу советской власти, быстро разочаровались. Работники, посланные для руководства из центра в Казахстан, не зная местных особенностей, а во многом не считаясь с ними, использовали методы преж­ней администрации. В основном в их работе преобладали принципы диктатуры пролетариата.

Очень скоро среди казахских руководящих работников распространилось мнение о "коммунистическом колонизаторстве". Разочаровавшись в методах работы новой власти, они заявляли, что "прежнюю царскую колонизацию заменило коммунистическое колонизаторство". К выступавшим против таких методов управления работникам вскоре приклеили ярлык "национал-уклонистов". Они подвергались притеснениям, снимались с работы, а наиболее популярные удалялись из республики.

Так поступили с народным комиссаром просвещения Смагулом Садвокасовым, секретарем Краевого комитета ВКП(б) Султанбеком Ходжановым, председателем Сырдарьинского губ­исполкома Идрисом Мустамбаевым, народным комиссаром земледелия Султанбеком Джагфаровым и многими другими. "Несработавшегося" с секретарем Казкрайкома ВКП(б) Филиппом Голощекиным председателя правительства (СНК) Казахской АССР Нигмета Нурмакова сняли с должности и перевели в Москву.

 

Вопросы задавал

Кенже ТАТИЛЯ

Окончание в следующем номере.

 

Подпишитесь на еженедельную рассылку

Получайте ссылки на самые интересные материалы газеты

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки
Комментарии:
Добавить комментарии


    Введите имя:


    Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера






Выбор главного редактора
Фото и видео
Лучшие материалы
    
$ 337.37
378.29
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru