СРЕДА, 15 АВГУСТА 2018 ГОДА
30-11-2012, 01:54

Старые страшилки на новый лад

В декабре представительство ЕС в РК завершает проект "Содействие в вопросах торговой политики и инструментах ее реализации в Казахстане". Его осуществление началось с июня 2010-го по заказу правительства РК. Если говорить просто, европейские эксперты помогали Казахстану вступить в ВТО, а также прорабатывали дальнейшие сценарии интеграции республики в мировую торговлю. Этот интереснейший проект имеет большое значение: как стало известно в начале ноября, Казахстан намерен вступить во Всемирную торговую организацию уже к середине следующего года.

Чем нас пугают?

Это фактически означает, что уже завершены все основные переговоры, связанные с интеграцией нашей страны в торговую организацию, и сторонам остались лишь незначительные бюрократические детали. Однако при этом в информационном поле страны нет ответа на вопрос, как согласуются ВТО и ТС - организации, согласно свидетельствам различных экономистов, различные по своей направленности.

Мы решили приглядеться к ситуации, даже несмотря на очевидный факт: если бы нормы ТС так уж сильно противоречили нормам ВТО, то Казахстан никогда бы не стал членом последней. Кроме того, республика, напомним, вступает в организацию после России, которая является локомотивом ТС и ЕЭП. Это факты. А все остальное - мифы, на которых мы предлагаем остановиться чуть подробнее.

Собственно, основную мысль мы уже высказали: многочисленная критика и утверждения о противоречиях между ВТО и ТС растут в нашей стране в основном из некомпетентности участников этой дискуссии. В частности, все вопросы, касающиеся вступления в ВТО стран, входящих в Таможенный союз, были решены во время переговоров, когда первая пошла на серьезные уступки участникам будущего ЕЭП. Можно сказать даже больше: поскольку именно Россия является двигателем ТС, основные параметры вступления членов Таможенного союза были обговорены именно с Москвой - дальше они уже почти автоматически распространялись на других участников ТС, хоть и с согласия правительств Казахстана и Белоруссии. Фактически вопрос был снят в ходе переговоров, состоявшихся в 2010-2011 гг., и уже к октябрю 2011-го комиссия ТС завершила приведение норм Союза в соответствие с требованиями ВТО.

Но все же давайте интереса ради взглянем на возникшую ситуацию. Согласно распространенной классификации, Таможенный союз - это форма торгово-экономической интеграции Российской Федерации, Белоруссии и Казахстана, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами с единой таможенной территории не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера. Стороны применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

На деле эта формулировка означает, что большинство мифов, которыми за послед­нее время оброс Таможенный союз, являются не просто не соответствующими действительности, а более того - откровенно пропагандистскими. Попробуем это доказать.

Начать можно с самого наболевшего: ТС создал немало ограничений, но фактически единственная отрасль, которая с ними действительно столкнулась, связана с импортом автомобилей на территорию стран ТС. Считаете, что ограничений больше? Но давайте вспомним: Таможенный союз называется таможенным именно благодаря своей сути - между Казахстаном, Белоруссией и Россией рухнули таможенные границы, а на внешних границах трех этих государств образовалась фактически единая таможня с унифицированными правилами. Оппоненты ТС любят развлекать себя и пугать других страшилками про эти правила, не удосужившись взглянуть в Таможенный кодекс и прочитать номенклатуру товаров, которые будут облагаться дополнительными пошлинами. Что касается остальных товаров, то есть один важный вопрос: разве до вступления в Таможенный союз Казахстан не имел собственной таможни? С этих товаров не взималась ввозная пошлина? Что фундаментально изменилось с созданием ТС? Ровным счетом ничего. Кроме одного: защищая собственный авторынок, Россия сделала очень высокими ввозные таможенные пошлины на иностранные автомобили. Соответственно, поскольку Россия является более крупным рынком, она выступила в этом вопросе в качестве основного игрока, который в случае снижения пошлин может существенно проиграть, а Казахстан и Белоруссия оказались как бы в ее фарватере. Но...

 

Авто ТС

С момента образования Таможенного союза прошло всего два года. И что изменилось за это время? Ответим: в республике начал развиваться отечественный автопром. Да, предприятия пока создаются отверточные, но где вы видели, чтобы какая-то страна сразу начала производить собственные автомобили? Навскидку вспоминается только СССР. Так вот, согласно информации с портала Геопо­ли­тика.KZ, модельный ряд производимых в Казахстане автомобилей насчитывает не менее 37 моделей, среди которых есть корейские, российские, японские и европейские. Более того, по данным автора, "за 8 месяцев текущего года в нашей стране произвели около 14 тысяч автомобилей. В рамках страны определили три площадки, на которых создаются специальные экономические условия для автопроизводства. Это предприятие АО "Агромашхолдинг" в Костанае, куда вложили более ста миллионов долларов, производящее SsangYong, Iveco, ZAZ Chance, УАЗ и сельскохозяйственную технику в широком ассортименте, АО "Азия Авто" в Усть-Каменогорске (Skoda, Chevrolet, KIA, Lada 4x4), площадка группы Astana Motors по коммерческой технике "Кам­АЗ" и Hyundai. "Емкость рынка Казахстана неизменна:  200-270 тысяч автомобилей ежегодно. А вот структура рынка изменилась: дилеры начали продавать намного больше новых автомобилей, в то время как подержанные с учетом выросших пошлин не поступают на территорию страны. За 8 месяцев текущего года импортеры продали в 2,2 раза больше автомобилей: если с января по август 2011 года реализовано 25 459 машин, то за аналогичный период 2012 года - 56 897, или на 123 процента больше". В "топ-25" самых продаваемых автомобилей страны попали и шесть моделей, собираемых в Казахстане (Lada 4x4, ZAZ Chance, Chevrolet Cruze, KIA Cerato, SsangYong Kyron и Chevrolet Lacetti). А из обзора основных экономических показателей автомобильного рынка РК, например, видно, что доля казахстанской продукции достигла уже 23 процентов от общего числа продаваемых в стране новых машин". Интересные данные? А то…

Очень похожие слова, кстати, можно сказать и о других категориях товаров. Например, вспомните недавний скандал с киргизскими молочными продуктами. Фактически на этом рынке сложилась ситуация, когда ТС автоматически защитил казахстанского потребителя от опасных заболеваний. Причиной конфликта, напомним, было непредоставление ветеринарной службой Киргизии полной информации для объективной оценки сложившейся эпизоотической ситуации, подтверждающей благополучие территории, на которой расположены киргизские перерабатывающие предприятия, по ящуру. В связи с этим было приостановлено действие всех ранее выданных разрешений на поставки молочной продукции данных предприятий в Казахстан (наша газета писала об этом в одном из прошлых номеров). И чуть позже выяснилось, что вступление в Таможенный союз и начало формирования Единого экономического пространства привели к ужесточению казахстанского законодательства. Причем именно в той части, где раньше чиновники предпочли бы договориться. Возможно, такая попытка была ими предпринята и в данном случае, но не получилось. Причина тому - довольно жесткое отношение партнеров по Таможенному союзу к нормативным документам. Хорошо это или плохо? Для нас ответ очевиден.

 

Круговая оборона

Но еще важнее другое. Даже серьезные европейские эксперты уже подтвердили одну важную вещь: Россия по многим параметрам, а особенно в части нормативной базы, хоть и отошла от СССР, но не слишком далеко. В част­ности, в Российской Федерации до сих пор действуют принципы социальной защиты, а самое главное - северный сосед не стал слишком сильно менять фундаментальные нормы, к коим относятся, например, и санитарные. А поскольку Казахстан и Белоруссия двигались в фарватере российского законодательства, то теперь многие из этих норм автоматически действуют и у нас (в качестве доказательства можно привести ту же ситуацию с киргизским молоком). Последнее очень актуально в контексте вступления Казахстана в ВТО, ведь благодаря интегрированному законодательству качество товаров, поступающих с внеш­них рынков на территорию нашей страны, будет чуть повыше, чем сейчас, - хотя бы на уровне россий­ского. В этом контексте очень важно, что россияне если и меняли свои законы и нормативные акты, то в основном работая с европейским законодательством, которое в общем и целом считается достаточно жестким. Но при этом надо отдавать себе отчет в том, что никаких "открытий" на этот счет в информационном поле не будет - просто по той причине, что работают, как мы говорили ранее, эти нормы на автомате и, соответственно, результат виден в основном из статистики. Рынок просто не заметит улучшения качества, поскольку реагирует на другие раздражители. Он, скорее, зафиксирует увеличение цены на два процента - что, кстати, с повышением качества будет даже оправданно.

И напоследок хотелось бы упомянуть один момент. Следующий шаг Казахстана, Белоруссии и России - соз­дание Единого экономического пространства, поэтому договариваются страны, если верить словам заведующей отделом экономики Института стран СНГ Азы Мигранян, уже не просто консолидированно, а как единое целое. В частности, Россия будет использовать лаг длиной в год, предоставленный ей Казахстаном, для корректировки своего экономического курса в рамках Единого экономического союза и Всемирной торговой организации. Это как минимум означает, что Казахстан будет вступать в ВТО, уже обладая необходимыми навыками и знанием нормативно-правовой базы, а также всех возможных нестыковок в законодательстве. А Белоруссия, в свою очередь, будет идти за двумя игроками уже практически по идеально выверенным документам.

Одна только эта "круговая оборона", на наш взгляд, позволяет осуществлять более устойчивое движение по многим направлением. А на фоне мировой стагнации этот факт начинает приобретать совсем иное звучание.

Болат  Шакуев

 

Комментарии

Нет комментариев

Комментарии к данной статье отсутствуют. Напишите первым!

Оставить мнение