СРЕДА, 15 АВГУСТА 2018 ГОДА
18-06-2010, 09:55

Археология как фактор национального самосознания

Древние казахи не только кочевали, но и строили большие города

Сейчас, когда Казахстан стал суверенным, археология в нашем отечестве обрела новый социальный статус. Мы хотим дотянуться до своих корней, мы хотим знать истинную историю своего народа - историю, свободную от догматических оков. Историю, основанную на непреложных фактах археологии - одной из самых объективных наук.

 Наш собеседник - академик Карл Молдахметович Байпаков, директор Института археологии им. А.Х. Маргулана. Крупнейший специалист в области средневековой археологии Казахстана и Центральной Азии, он провел полномасштабные исследования всемирно известного памятника Отрар, проводил раскопки городища Куйрыктобе, некрополя Костобе, буддийского храма на городище Койлык, что расширило и обогатило источниковую базу древней истории Казахстана.

- Мы хотели бы поговорить с вами о тех животрепещущих проблемах в археологии, которые требуют незамедлительного решения.

- Боюсь, что я не смогу пойти вам навстречу, и не потому, что проблем таких нет. Как в любом живом деле, их можно найти. Но не они сегодня делают погоду в нашей сфере. На моей памяти археология никогда не пользовалась такой безусловной поддержкой со стороны государства. Да, у нашего института были трудные времена, когда штат со ста человек скукоживался до критического минимума в 30 сотрудников. Но вопреки всем трудностям костяк сохранился, люди не разбежались, не разъехались, и сейчас мы живем деятельной и очень интенсивной жизнью, залогом которой является госпрограмма "Культурное наследие". Она определяет и параметры нашей работы, и те конкретные задачи, на решение которых направлены наши усилия. Археологические объекты, согласно этой программе предлагаемые для изучения и в том числе для масштабных раскопок, выбирались с учетом их значимости и наличия определенного задела в предыдущих изысканиях. Это, по сути дела, эталонные памятники, несущие важную историко-культурную нагрузку и являющиеся знаковыми для генетической памяти народа. Мы видим свою первостепенную задачу в том, чтобы работы наши проводились комплексно. То есть вслед за раскопками и параллельно им надо принимать меры для консервации, сохранения, а, возможно, и восстановления тех объектов, которые открылись нашим глазам в результате раскопок. А затем с неизбежностью следует их, извините за неуклюжий термин, музе-ефикация. Это крайне важно: музеефицированные памятники включаются в систему наших государственных и международных туристических маршрутов и становятся своеобразными узлами развивающейся туристической инфраструктуры.

Далее. Одной из важнейших задач программы является подготовка Свода памятников истории и культуры, строгий учет и ревизия историко-культурного наследия. Свод - это фундамент всей работы по изучению и охране памятников. Изданы два тома по Южно-Казахстанской и Жамбылской областям, идет сбор данных для таких же томов по Алматинской, Кызылординской и Северо-Казахстанской областям. Естественно, работа эта ведется с использованием компьютерных технологий и системы так называемого глобального позиционирования (GIS)… Я вас не утомил?

- Нет-нет! Думается, и для наших читателей это тоже езда в незнаемое.

- Тогда давайте скажем о том, что одним из ярких событий последних лет в казахстанской археологии является открытие средневековой городской культуры и городов, упоминаемых в письменных источниках. В противовес укоренившемуся мнению о Казахстане как о стране исключительно кочевников, теперь доказано, что наша территория была колыбелью своеобразной степной цивилизации, сочетавшей в себе симбиоз культуры земледельцев и скотоводов, города и степи. Археологами и историками установлено, что IX-XII века были периодом расцвета оседло-земледельческой культуры Средней Азии и Казахстана.

- А доказательства?

- Так ведь развитие производственных сил общества того времени находит свое отражение в расцвете ремесел, науки, искусства и архитектуры. Средневековые города Казахстана (а их десятки на магистральном направлении Шелкового пути!) были не только основой политической мощи наших пращуров, но и центрами науки, образования, культуры. Неслучайно этот период швейцарский востоковед Адам Мец назвал "Мусульманским Ренессансом", что целиком и полностью относится к культуре Казахстана. А, по мнению академика Конрада, эпохи Ренессанса возникали у народов "с длительной непрерывно развивающейся и продолжающейся в наше время исторической жизнью и культурой". Так что история Казахстана не умещается в те куцые временные рамки, которые ей не так давно предписывались, ее уже не удастся втиснуть в прокрустово ложе советских догм и схем, еще недавно навязывавшихся нам как истина в последней инстанции.

- А если чуть конкретнее?

- К настоящему времени достаточно хорошо изучены в археологическом отношении остатки городов на Великом Шелковом пути - Отрар, Туркестан, Кулан, Кайлак, Тальхир, Сарайшык. Естественно, Тараз, Сауран. В Центральном Казахстане городище Бозок - предтеча Астаны. На востоке - города кимаков: Кимакия, Ханауш.

…Здесь интервьюер должен сделать личное признание. Мне довелось прочитать подробное описание тех работ, которые были проделаны археологами в Туркестане (в 2000-м он отметил свое 1500-летие) и в Таразе (в письменных источниках Тараз известен с VI века), а главное - описание истории этих городов, сделанное на основании материалов раскопок. Казалось бы, сухая, сугубо научная справка читается как поэма, как гимн человеческому гению, его таланту, энергии, духовной мощи культурных напластований канувших в Лету веков…

- Считается, что казахи народ молодой, - продолжает Карл Молдахметович. - Все не так, все копилось веками, суммировалось. И государство Саков, и государство Усуней, они ведь не растворились в воздухе бесследно, они вошли в кровеносную систему, в генетическую память народа, который искони веков жил и продолжает жить в этих бескрайних степях. Откуда есть пошёл народ казахский? И казахстанский? Мы об этом до недавнего времени, как это ни парадоксально, знали и много, и мало. Много, потому что археология как наука и в советские времена занимала достаточно прочные позиции в мировой практике, было много достижений, которые у нас заимствовали. Повторяю, мы внесли огромный вклад в изучение средневековых городов на территории Казахстана, первыми начали раскапывать Отрар. Если нижний слой его относится к началу первого тысячелетия, то верхние слои - к XVI-XVIII векам, это время существования Казахского ханства. И вот тогда мы поняли, что казахское ханство - это не только кочевники, не только жители степи, не только рыхлое, непрочное объединение, которое, как считалось раньше, то усиливалось, то слабело. На самом деле это было мощное централизованное государство, поскольку опиралось не только на кочевые племена, но и на городскую культуру. Отрар, Сузак, Шымкент, Сайран - таких городов было порядка двух десятков, они были своеобразной жесткой решеткой, которая и составляла основу Казахского ханства. Это были его политические, экономические, культурные и административные центры. Они играли колоссальную роль в развитии всей Средней Азии. К тому же мы применяли относительно новую методику работы.

- А именно?

- Город занимает огромную территорию. Нельзя его раскапывать отдельными шурфами, как мы это делали раньше, чтобы заглянуть в прошлое как в замочную скважину. Раскопки должны вестись масштабно, на большой площади. Тогда мы видим структуру города, топографию, принцип его застройки, городские кварталы, арычную сеть. То есть становится понятным город как цельный организм. А это дает нам ключ к пониманию жизни населения: бедные кварталы, богатые, развитие ремесел, торговля, в том числе международная… Что очень важно, с появлением программы "Культурное наследие" началось оптимальное финансирование археологии. Так что сегодня стенать по поводу того, что археология переживает упадок, было бы крайне неуместным. За последние 5-6 лет мы хорошо поднялись, накопили колоссальный материал, весь он был издан, у нас появилась возможность поднять многие вопросы заново. В том числе и о Казахском ханстве и его роли, об урбанизации степи, и, как я уже говорил, нельзя рассматривать Казахстан как страну только номадов. Очень важное достижение последних лет: мы смогли внести ясность в проблему появления государственности на территории Казахстана. Раньше возникновение государства на территории Казахстана связывалось с Тюркским каганатом, это V-VI вв. На самом деле о появлении государства мы можем говорить с началом эпохи саков, это VII-VI века до нашей эры, т.е. на тысячу лет история нашего государства отодвинулось вглубь веков. У саков была четкая социальная структура, была письменность, были развиты мифология, культура.

Одно из последних наших достижений - определение даты возникновения Шелкового пути. Китайцы относят его ко второй половине II в. до н.э. На самом деле, как выяснили мы, он к тому времени уже работал, о чем свидетельствуют многие наши находки в точно датированных захоронениях: римское стекло, иранские ковры и тому подобное.

- А какова этимология названия "Шелковый путь"?

- Название чисто условное, которое было дано географами в XIX  веке. Вообще это мощная торговая артерия, которая на протяжении почти трех тысяч километров шла по территории Казахстана. Шло интенсивное движение культурных эталонов: музыка, искусство танцев, архитектура; технических эталонов - порох, бумага; по этой артерии продвигалась религия - буддизм, христианство, ислам с Запада на Восток. По этому пути шли и захватчики: полчища гуннов, тумены монголов. Плюс ко всему это движение культуры, информатики - в известной мере Шелковый путь можно считать своеобразным Интернетом и прообразом Всемирной торговой организации. Не надо думать, что эта была некая магистраль "Рим-Пекин", это скорее напоминало кровеносную систему огромного живого организма, опутывающего капиллярами все близлежащее пространство. Если хотите, это некая глобальная система. Мы по мере сил своих вносим в понимание явления под названием "Шелковый путь" объективную ясность. Материальная культура, с которой мы имеем дело, объективна в отличие от той же истории, которая может быть ангажирована. Ну, дали летописцу чуть больше деньжат на прокорм, он может написать все, что надо руке дающей.

- Будем считать, что за археологией будущее. Но судите сами: город строится, его границы расширяются, появляются новые дороги. А тут на пути строящейся трассы - курган, он мешает. Как быть?

- Хороший вопрос. Сохранение культурного наследия - важная часть государственной политики любой цивилизованной страны. Но ведь не было ни одного судебного процесса по поводу того, что разрушен некий культурно-исторический объект. А разрушают сплошь и рядом. В Новгороде, в Киеве, в Самарканде. То же освоение целины - сколько курганов было распахано! Были хорошие законы, которые запрещали этот вандализм, но… Сколько в Алматы было старых купеческих зданий! Где они? Какие-то недоумки сожгли дом Колпаковского… В 1893 году к нам в Верный приезжал большой ученый Василий Бартольд, для него было очевидно, что наш город стоит на месте древнего поселения, которому тысяча лет, он оставил добросовестное его описание, тогда еще можно было многое сохранить. Сейчас мы изучаем остатки того, что осталось под современным нашим городом. Здесь было примерно пять древних городов. Мы считаем, что остатки древней Алматы, которой тысяча лет, находились на территории бывшего погранучилища. Мне посчастливилось в 1970-х годах, когда там шло строительство, увидеть остатки культурного слоя: мастерскую кузнеца, керамику. Там была дача Манаша Кабашевича, он рыл погреб и обнаружил монеты, которые чеканились здесь…

В бытность Имангали Тасмагамбетова акимом Алматы было принято постановление: прежде чем что-либо сносить в Алматы или строить, необходимо получить экспертизу археологов. Сейчас археологическая экспертиза согласно закону "О культурном наследии" обязательна в Казахстане повсеместно. Вот ведь строили под Уральском нефтепровод и обнаружили городище XII века с некрополем. Пришлось нефтепроводу обогнуть артефакт, который может стать брендом Уральска, и всерьез заняться раскопками. А вот сейчас идет строительство международной магистрали Западный Казахстан - Западная Европа через Казахстан. И здесь по трассе проводится археологическая экспертиза, выявляются и исследуются новые памятники нашей культуры. В Астане обнаружены остатки поселения, которое было предтечей нашей нынешней столицы. Я вижу в этих археологических открытиях будущие туристические объекты. Не кажется ли вам, что в этом кроется некий повод для оптимизма?..

Адольф АРЦИШЕВСКИЙ

Комментарии

Нет комментариев

Комментарии к данной статье отсутствуют. Напишите первым!

Оставить мнение