ВОСКРЕСЕНЬЕ, 21 ИЮЛЯ 2019 ГОДА
8-06-2012, 07:40

Игра под интерес


Пока законодатели вычисляют формулу идеального лобби, в стране успешно процветает теневой лоббизм, завязанный на личных связях и не поддающийся какому-либо контролю. Никто не заинтересован в законодательном закреплении данного феномена - ни те, кто занимается лоббизмом, ни те, кого лоббируют. Тем не менее сама жизнь диктует правила игры, согласно которым оставлять неурегулированным институт лоббизма - значит пустить развитие государства на самотек.

Попытка №6

В Казахстане с 1996 года стремятся узаконить лоббистскую деятельность. Пять попыток провести этот закон через парламент заканчивались неудачей. Сейчас многострадальный документ находится на доработке. Учитывая принципиальные разногласия вокруг законопроекта, которые с годами только усилились, прогнозировать ему скорую "путевку в жизнь" пока не приходится.

К примеру, прошлый проект предполагал, что лоббист­ская деятельность станет возможной только в парламенте и на уровне рабочих групп. Но многие депутаты не согласились с такой формулировкой, потому как проблемами бизнес-сообщества, на их взгляд, должны заниматься министерства и иные центральные органы, где, по сути, законы и рождаются. Кроме того, в документе указано, что лоббистами должны выступать те структуры, которые объединяют в своем ряду 10 юридических лиц, прошедших специальную регистрацию в Минюсте. Внятного объяснения тому, почему разработчики остановились именно на этой цифре, так и не прозвучало. Ясно было только то, что никакие организации, в том числе общественные ассоциации, не смогут продвигать какие-либо интересы в парламенте, если не зарегистрируются. В противном случае их лоббистская деятельность будет являться незаконной, что влечет за собой определенную ответственность. В экспертных кругах убеждены: доступ к этому процессу долж­ны иметь абсолютно все, а не только 10 неизвестно как избранных юридических лиц.

Несмотря на то, что каждый новый законопроект имел принципиальные отличия от предыдущих, ни один из них не был способен придать лоббизму в Казахстане цивилизованный характер. Как закон о борьбе с коррупцией не стал панацеей от этого явления, точно так же и закон о лоббировании вряд ли приведет к отказу от практики подкупа чиновников или депутатов лицами, стремящимися реализовать с их помощью те или иные свои интересы. Лоббизм вполне обоснованно можно рассматривать как определенную форму коррупции, поскольку продвижение бизнес-интересов у нас проходит в основном в узком кругу и логика принятия решений обществу непонятна.

Надежда на становление легитимного института лоббирования в Казахстане появилась с прохождением в мажилис партии "Ак жол". Как известно, ее лидер Азат Перуашев, будучи председателем Союза "Атамекен", неоднократно настаивал на необходимости законодательно разрешить лоббист­скую деятельность не только в парламенте, но и в органах исполнительной власти. Принятие соответствующего закона, считает он, создаст предпосылки для противодействия тенденциям скрытого неправового лоббирования, поскольку придаст этой деятельности публичный характер и прозрачность. По мнению "атамекеновцев", лоббистами должны быть различного рода бизнес-структуры - ассоциации, общества, союзы, при этом лоббистская деятельность не должна признаваться видом предпринимательства и тем более лицензироваться.

Но если предприниматели, внося свои коррективы в проект, допускают узаконивание в стране лоббизма, то представители других общественных организаций выступают против такого шага. В частности, исполнительный директор ОФ "Транспаренси Казахстан" Сергей Злотников уверен: закон о лоббировании в любом виде вреден для страны, это прямой путь к большой коррупции. Его принятие, считает эксперт, - явная попытка уменьшить количество субъектов на законотворческую деятельность, ограничить их влияние.

 

Между бизнесом и властью

Во многих странах лоббизм - деятельность достаточно типичная для неправительственных организаций. Однако в Казахстане далеко не все владеют методами цивилизованной формы лоббирования. Есть достаточно много примеров, когда НПО представляли интересы определенных социально уязвимых групп, которым требовалась помощь со стороны государства, но эти старания оказывались безуспешными. Налицо недостаток общественных инициатив по отстаиванию своих интересов путем лоббизма. И хотя народ должен лоббировать свои интересы через какие-то институты, он почти всегда остается где-то на заднем плане.

Этими инструментами пока пользуются только крупные промышленные организации. Причем наибольшую активность лоббисты проявляют не в парламенте. Правительство, нацкомпании, фонды, сфера госзакупок и банки - вот где поле их деятельности.

Отечественные лоббисты, находясь в нелегальном положении, оказывают на принятие того или иного закона большее влияние, чем политические партии и неправительственные организации вместе взятые. Имея сугубо конфиденциальный характер, институт лоббизма в Казахстане не имеет какую-либо структуру и правила игры. Если в США и ряде других западных стран открыто говорят о существовании и эффективности еврейского, армянского, военно-промышленного, нефтедобывающего и т.д. лобби, то в Казахстане эта деятельность носит единичный характер и касается только отдельных персон, финансово-промышленных групп, особо приближенных к власти. Самыми успешными на сегодня являются лоббисты в нефтегазовом и горнорудном секторах.

Что касается субъектов малого и среднего предпринимательства, то, как правило, они не могут нанять дорогого эксперта. Соответственно лобби МСБ на порядок менее эффективно, чем у крупных компаний. Поэтому закон о лоббировании будет принят (если это случится) прежде всего в интересах монополий, доминирующих субъектов. Впрочем, и без того в правительстве и парламенте главным образом представлены и лоббируются интересы крупного бизнеса. Это ощущается также на уровне акиматов и маслихатов областей. По большому счету, весь этот лоббизм заключается сугубо в распиливании "государственного пирога" - бюджета, а значит, он осуществляется прежде всего в интересах исполнительной власти, где решаются экономические задачи, происходят финансовые операции, распределяются ресурсы.

 

Лобби вне закона

Взаимодействие власти и бизнеса сегодня редко обходится без посредников, которые за неимением закона вынуждены встраиваться в коррупционные схемы. "Вокруг депутатов ходят кучи лоббистов. Закона и порядка в этом деле нет", - признал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, выступая на антикоррупционном форуме "Нур Отана" в 2008 году. Именно тогда он поручил принять закон о лоббировании, "в котором должны быть установлены механизмы, исключающие коррупционные схемы продвижения корпоративных интересов в ущерб интересам общества и государства. Нужно подчеркнуть, что речь шла не об узаконивании лоббирования, а о принятии закона, которым эту деятельность можно и запретить. Судя по всему, недостижимость именно этой цели разработчиками и может служить объяснением того, почему до сих пор поручение главы государства не выполнено.

Как ни крути, а лоббистская деятельность в Казахстане нуждается в урегулировании. Сегодня основная задача разработчиков соответствующего закона: это определиться с его конечной целью. Если это борьба с коррупцией, то он вряд ли сыграет какую-то заметную роль. Если это расширение демократического участия, то и здесь он бесполезен. Но так или иначе легализация лоббистской деятельности будет иметь положительный эффект - хотя бы потому, что с сужением каналов лоббизма группам интересов придется предлагать более качественные программы для их продвижения. Т.е. в любом случае он позволит сделать взаимодействие бизнеса, власти и гражданского общества более прозрачным, поможет достичь приемлемого баланса между ними.

 

Комментарии