СУББОТА, 4 АПРЕЛЯ 2020 ГОДА
18384 23-03-2020, 12:52

Карантин на грани экстрима. Сколько лет Казахстан будет выходить из кризиса?


Некоторые эксперты, комментирующие ситуацию с карантином в Казахстане, полагают, что многие из спешно принятых в эти тревожные дни ограничительных мер были излишними и способны нанести очень серьезный удар по экономике страны и благосостоянию граждан. Мы попросили экономиста Айман Турсынкан поделиться своими прогнозами на этот счет, а именно в цифрах рассказать о том, с каким последствиями мы можем столкнуться.

- По каким сферам и группам населения больнее всего ударит карантин?

- Наиболее ощутимым ударом по населению в связи с введением карантина не только в Казахстане, но и в большинстве стран, являющихся нашими торговыми партнерами, станет нарушение цепочек поставок жизненно важных продуктов и товаров. Даже в условиях сохранения курса национальной валюты в обычном коридоре это уже должно было вызвать напряжение на рынках и потянуть цены вверх. Но Казахстан любит экстрим и обвалил курс нацвалюты к данному моменту до 450 тенге, а через несколько дней мы наверняка преодолеем и психологически значимый 500-тенговый рубеж.

Что в итоге? Цены взмыли вверх, не дожидаясь наступления реального дефицита продовольствия и медикаментов в городах, закрытых полностью на карантин (Алматы и Нур-Султан). При этом введенные ограничения не помогли уберечь от коронавируса другие города – зараженные выявлены в Караганде, Актюбинской области, где нет блокпостов и запрета на въезд/выезд.

Из-за качелей, связанных с валютным курсом, производители начинают вести себя по принципу «лови момент», и уже сегодня на границах РК скопились фуры с провиантом, отправляемым на экспорт в Россию, в том числе с социально значимыми товарами, –вследствие этого их и задержали. В ближайшее время будет опубликован совместный приказ Министерства сельского хозяйства и Министерства индустрии и инфраструктурного развития, запрещающий вывоз определенных продовольственных товаров из Казахстана во избежание дефицита на внутреннем рынке.

Запасов на складах не так много - максимум на неделю. Карантин в обеих столицах, являющихся крупнейшими рынками потребления, действует до 15 апреля, но срок может быть продлен. Как пример – Ухань, который до сих пор закрыт, хотя там уже завершается  второй месяц карантина.

Поэтому с учетом рисков я могу выделить следующие проблемы, которые в приоритетном порядке нужно решать правительству, гражданам и бизнесу СОВМЕСТНЫМИ УСИЛИЯМИ без паники и мародерства:

1) Скорейшая блокада распространения вируса - чем быстрее будет локализована эпидемия, чем быстрее будут выработаны эффективные меры лечения, тем короче будет срок вынужденной стагнации бизнеса и самоизоляции потребителей;

2) Удержание цен на продовольствие, предметы первой необходимости и медикаменты за счет эффективной антикризисной программы, которая должна осуществляться на паритетных началах государством и бизнесом. Я сейчас не говорю о срочной закупке у бизнеса продовольствия (19 позиций), которого хватит на месяц, по ценам, действовавшим  до девальвации, – это само собой разумеющееся. Речь идет о комплексном плане удержания цен на весь объем производства продукции в 2020 году.

Дело в том, что весной запасы всегда истощаются. Ведь именно в этот период заканчивается прошлогодний урожай, скот после зимнего стойлового содержания обычно худой, идут массовые отелы и окоты… А тем временем мясо и без того в дефиците. Поэтому, если правительство не хочет, чтобы после карантина цены резко взлетели вверх, то программу мотивации бизнеса к поставкам произведенной им продукции на внутренний рынок по фиксированным ценам нужно разрабатывать, как минимум, на весь 2020 год. Нужны планы по обеспечению казахстанцев продовольствием и медикаментами, следует подумать об освобождении социально уязвимых групп населения от коммунальных платежей.

3) Налоговые преференции. Считаю адекватной ставку 0% по НДС на производство товаров отечественного производства. Нулевая ставка должна распространяться и на работы и услуги, необходимые для такого производства.

4) Полная кредитная реабилитация с пересмотром монетарной политики Нацбанка РК. А именно: базовая ставка НБ РК – 6%, введение закона о спекуляции в финансовом секторе, ограничение кредитного спрэда и запрет ростовщичества, жесткий лимит на потребительское кредитование в 15% от совокупного ссудного портфеля (сегодня оно составляет 50% от ссудного портфеля, а предельно допустимая ставка финансирования - 56%).

При полной кредитной реабилитации предполагаются пересчет по справедливой стоимости денег всех транзакций между заемщиками и банками, очистка от штрафов и пени. При обнулении со ставкой от 8-10% годовых все излишне выплаченные суммы процентов, штрафов и пени заемщиками должны быть отнесены на вычет из основного долга, незамедлительно расторгнуты договоры займа как исполненные, освобождены активы (залоги), зачищены кредитные истории. Все это даст мощнейший толчок развитию отечественного среднего, малого и микробизнеса. Можно обусловить такую реабилитацию участием в программе «Добросовестный предприниматель», предусматривающую фиксацию цен.

5) Временное обнуление пошлин и НДС на все материалы, сырье, оборудование и т.д., необходимые для отечественного внутреннего производства, что позволит минимизировать проблему удорожания импортных компонентов в себестоимости продукции.

6) Ввести полный запрет на экспорт того объема сырой нефти, который необходим для стопроцентной загрузки мощностей действующих в РК 24 мини-НПЗ, чтобы они  могли бесперебойно выпускать дешевое отечественное топливо для проведения весенних полевых работ и осуществления логистических операций.

- Как бы вы оценили меры, предпринимаемые сегодня правительством?

- Работа в правительстве реально кипит. Такой вывод я делаю, будучи на постоянной связи с рабочей группой по снабжению населения продовольствием в период карантина. И это понятно: осознание всей серьезности положения заставляет прислушиваться к мнению бизнеса и общества. Хотя я часто критикую правительство, сегодня я не могу согласиться с теми, кто упрекает его в чрезмерности принимаемых мер. И даже напротив: считаю их недостаточными.

Посмотрите на Ухань, где продлили срок карантина. На такой же срок закрылись наши соседи по ЕАЭС, многие страны Евросоюза, США, Турция, Передняя, Центральная и Юго-Восточная Азия. Мы синхронизируем свои действия с ними из-за глубокого взаимопроникновения торгово-экономических отношений. И на этом фоне диверсия, другое слово подобрать трудно, Нацбанка с повышением базовой ставки до 12% и обвалом тенге может стать куда более катастрофичной для благосостояния населения и устойчивости бизнеса, нежели любые карантинные меры.

- Насколько серьезными могут быть последствия? С какими социально-экономическими потерями страна выйдет из ситуации, если режим ЧП продлится месяц, два или полгода? 

- Я уже говорила о том, что двух-трехмесячный карантин вдвое сократит размер валового внутреннего производства. С учетом того, что крах тенге в одночасье обрушил экономику на 30 процентов, по моим прогнозам, общие потери составят около 80-100 млрд. долларов США. И это, конечно же, больше озвученной президентом резервной подушки безопасности.

Полагаю, что закроются 60 процентов всех предприятий малого и среднего бизнеса, соответственно безработными окажутся около 25 процентов сегодняшних штатных работников в частном и квазигосударственном секторах. Понятно, что для минимизации шока на рынке труда правительству уже будет недостаточно низкоэффективной программы «Енбек». Нужна мощнейшая программа создания рабочих мест за счет стимулирования бизнеса к наращиванию импортозамещения, внутреннему производству, кластеризации. Очевидно, что одного триллиона тенге на эти цели будет мало. По моим подсчетам, потребуются, как минимум, 10 триллионов тенге.

Ожидается серьезное давление на государственный бюджет, который и так с 2011 года живет, беря в долг у казахстанцев. Объясню на цифрах. Доходная часть консолидированного бюджета страны планировалась, исходя из курса 375 тенге на 2020 год. Ее формирование должно происходить так:

1,65 трлн. поступлений в Нацфонд, 7 трлн. тенге налогов в республиканский бюджет, 2 трлн. тенге в местный бюджет плюс плановое изъятие на финансирование дефицита бюджета около 1,2 трлн. тенге из наших пенсий (годовое поступление 0,72 трлн. тенге пенсионных взносов). Отмечу, что совокупный доход планировался без займов от ЕНПФ, но с учетом пенсионных годовых взносов. Годовой взнос в Государственный фонд социального страхования (ГФСС) и Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) планировался около 0.5 трлн. тенге. Итого доход - 11,87 трлн. тенге с учетом внебюджетных фондов.

Затрат по консолидированному бюджету планировалось на сумму трансферта из Нацфонда 2 трлн. тенге, расходную часть госбюджета 12 трлн. тенге. То есть расход 14 трлн. тенге или на 31 млрд. долларов США по курсу на вчера, что на 7% выше всех золотовалютных резервов страны. Эта сумма будет еще увеличиваться в связи с коррективой расходов в долларовом эквиваленте.

Сальдо отрицательное -2,13 трлн. тенге или -20% ко всем плановым поступлениям при и так плановом ненефтяном дефиците бюджета в 46%. Значит, трансферт из Нацфонда нужно было довести до 5 трлн. тенге при условии неснижения оборота налоговой нагрузки несырьевых секторов. Вот о чем «наплел» Кабмин, перепутав доход с расходом, по якобы ожидаемому увеличению доходов Нацфонда от нефтегазового сектора.

Но ввиду ввода положения ЧП несырьевые налоги собрать удастся только в сумме не более 4,5 трлн. тенге - совокупно республиканский и местные бюджеты. Поступления в Нацфонд сократятся логично почти в пять раз до 0,4-0,5 трлн. тенге старым и до 0,6 трлн. новым курсом (непропорциональность это наше все!).

Значит, доходы бюджета в тенге реально составят от нефтегазовой отрасли 0,6 трлн., налогов - 4,5 трлн. Плюс внебюджетные доходы: ЕНПФ - 0,72 трлн. тенге, ГФСС и ФОМС - 0,4 трлн. тенге. Итого 6,2 трлн. тенге.

Несеквестрируемые статьи затрат в бюджетном кодексе - образование, соцзащита, медицина, занятость совокупно весили в бюджете 37% всех затрат или 5,18 трлн тенге. Индексации не будет. Дополнительно - пенсии получателям из ЕНПФ со своих счетов планово около 0,45 трлн. тенге. Итого на соцстатьи нужно - 5.63 трлн.

- Сколько времени и какие шаги потребуются, чтобы устранить эти последствия?

- Считаю, что нужно срочно принять следующие меры: 

1) Полная трансформация монетарной политики с упором на борьбу с рецессией. Ее главными целями должны стать обеспечение занятости населения и противодействие росту цен. А валютное таргетирование и сдерживание инфляции как цели, достичь которых сегодня, после диверсии НБ РК, невозможно, способны стать лишь косвенным результатом.

2) Реальные меры по поддержке населения - удержание цен, обеспечение социальной защиты, создание рабочих мест, повышение доли предпринимателей через вовлечение их в выполнение Плана чрезвычайных мер новой экономической политики (НЭП) на основе контрактных производств, контрактного фермерства, управления производственной себестоимостью, импортозамещения.

3) Кредитная реабилитация массового заемщика на основе обновленной монетарной политики и цене денег - для населения и для бизнеса.

4) Торговая политика, имеющая целью эффективное регулирование цен на товары первой необходимости и продовольствие рыночными механизмами.

Времени на полное восстановление экономики при условии принятия предлагаемых мер понадобится около семи лет для выхода на бездефицитный госбюджет и восстановления активов ЕНПФ.

Комментарии