ВОСКРЕСЕНЬЕ, 31 МАЯ 2020 ГОДА
4255 16-08-2019, 19:04

Свет в конце тоннеля


Лето заканчивается, и по давно устоявшейся традиции в стране проходят так называемые «августовские конференции» школьных педагогов. На самой главной из них, которая состоялась в столичном Дворце Независимости, принял участие президент Касым-Жомарт Токаев.

Без всяких преувеличений смеем предположить, что его выступление на учительской конференции может войти в историю как беспрецедентный пример. Потому оно было очень точным по глубине поднятых проблем и по всем параметрам отвечает чаяниям школьных учителей.

И речь идет даже не о поручении правительству вдвое увеличить заработную плату в течение ближайших четырех лет. Хотя, несомненно, это тоже очень важный момент для любого школьного педагога.

Как нам кажется, суть президентского выступления немного в другом. На самом высоком политическом уровне был продемонстрирован неординарный и комплексный подход к оценке ситуации вокруг труда школьных учителей и был дан достаточно откровенный анализ истинного положения дел в отечественной школе. В то же время доклад президента Касым-Жомарта Токаева меньше всего был похож на «накачку» ответственным органам, а больше походил на определение базовых векторов стратегии государства в области образования на ближайшую перспективу.

Докладчик с присущей ему дипломатичностью не стал акцентировать внимание на совершенных ошибках и поспешно принятых решениях прежних лет, а сконцентрировал внимание слушателей на узловых проблемах отечественной школы. Главную цель президент Касым-Жомарт Токаев обозначил так: «… наша задача состоит в том, чтобы подготовить новое поколение к грядущим трудностям и вызовам».

Не вызывает сомнений, что ключевые моменты выступления главы государства найдут широкий отклик в учительской среде. По одной простой причине: они затрагивают практически все аспекты повседневной жизни и профессиональной практики любого учителя.

Наше издание неоднократно затрагивало многие проблемы отечественных педагогов, и уже по одной этой причине мы готовы подписаться под каждым тезисом доклада президента.

Обратимся к некоторым из них.

Тезис первый: «… важно быть на передовой мировых новаций и изменений в глобальном образовании… Поэтому система образования нуждается в быстрой адаптации к новым реалиям».

Во всем мире признается, что человечество вступает в такую фазу своего развития, когда коренные изменения условий жизни, а, следовательно, и соответствующие вызовы эпохи будут происходить не годами, а практически в считанные месяцы и дни. И к этому надо готовиться уже сейчас, а не ждать, когда грянет гром.

Тезис второй: пришел момент в разы уменьшить число субъективных факторов, негативно влияющих на качество работы учителя и решительно отказаться от квазиреформ, снижающих престиж профессии учителя.

Много лет ведется речь о необходимости снижения административного пресса на учителей в виде постоянного увеличения отчетности для множества контролирующих структур. В серьезном реформировании нуждается и оценочная система знаний, тяжелым психологическим грузом ложащаяся как на учителей, так и на учеников. Президент Токаев призвал к взвешенному и объективному подходу, чтобы исключить всякое давление на педагогов. Думается, что это правильный и, самое главное, очень своевременный месседж. И было бы здорово, если он будет услышан и станет привычным для контролирующих инстанций всех уровней и ведомств.

Давно стало притчей во языцех, как безжалостно и чуть ли не в ежедневном режиме используют учителей местные органы власти на всякого рода мероприятиях. Тут и бесконечные субботники, и разные массовые мероприятия на городском, районном и других уровнях. А как не упомянуть приснопамятный электоральный процесс, который тяжким грузом ложится на учителей? Но всегда мучил вопрос, а какое отношение все это имеет к их непосредственной работе? Ответ более чем прост – НИКАКОГО. Поэтому, весьма отрадно, что президент К.-Ж. Токаев дал поручение правительству – принять срочные, кардинальные меры по решению указанных проблем. Особенно впечатляет слово «кардинальные». А если озвученная установка еще будет реализована и на практике, то тогда тем более.

Еще один момент, который весьма порадовал меня лично. Все годы перманентных реформ системы образования всегда поражала одна странная установка. Дескать, надо отходить от прежних приоритетов и потому школа должна постепенно трансформироваться в учреждение по предоставлению сугубо образовательных услуг. Мне всегда хотелось спросить авторов этого тезиса: «А что, школа теперь не должна воспитывать?» И если не заниматься этим в школе, то где, когда и, самое главное, кто будет это делать?

Президент К.-Ж. Токаев коснулся этого аспекта. Правда, применительно к негосударственным дошкольным учреждениям. И добавил: «Поручаю правительству принять все необходимые меры, включая законодательные, для обеспечения высокого качества дошкольного обучения и воспитания. Считайте, что это приоритетная задача».

В этой связи, я бы позволил себе высказать следующее соображение: «Высокое качество обучения и ВОСПИТАНИЯ должно быть приоритетом также и для школы». Потому что как сказал глава государства: «Формирование твердых жизненных установок является, по сути, базовым критерием качества воспитательного процесса». В конце концов, воспитание – это не только научить человека понимать и различать, что такое хорошо и что такое плохо. Это еще и воспитание ГРАЖДАНИНА, умеющего принимать ответственные решения и нести за это, извините за тавтологию, ответственность.

В своем докладе президент Касым-Жомарт Токаев сделал всесторонний анализ положения дел в системе среднего образования, а также в сегменте технического и профессионального образования. Смысла повторять сказанное им нет нужды. Главное, чтобы теми, от кого это зависит, был понят главный посыл – необходимо пересмотреть старые подходы, а новые должны быть более продуманными. Это касается принципов работы как министерства образования и науки, так и руководителей регионов.

А еще мне понравился тезис президента о том, что школа, помимо всего прочего, может выступать, говоря образно, градообразующим фактором: «Многие отдаленные населенные пункты существуют только благодаря школе». И предостерег любителей пресловутого процесса оптимизации всего и вся: «Поэтому нельзя бездумно закрывать такие учебные заведения, нужен сбалансированный, продуманный подход с акцентом на развитии перспективных населенных пунктов». Тут мне и подумалось, эх, а если бы такой подход был бы приоритетным лет этак 15-20 назад… Но как говорится, лучше поздно, чем никогда.

Несколько лет назад казахстанское общественное мнение было взбудоражено установкой на трехязычие отечественных школ. Конечно, цель благая и довольно заманчивая в плане перспектив развития нашего общества. У казахов есть даже поговорка «Керек тастын ауырлығы жоқ» - «Полезная ноша не в тягость». Но как говорится, благими намерениями вымощена дорога в ад. И с позиций дня сегодняшнего уже становится очевидным, что реализации провозглашенной установки на трехязычие требуются, и время, и средства, и соответствующая подготовка. Поэтому президент Касым-Жомарт Токаев призвал все как следует просчитать и прийти к взвешенному решению по этому вопросу.

Разумеется, что это вовсе не означает отхода от базовой установки на трехязычие. Просто президент предлагает подходить к этому вопросу более рационально. Что становится понятным из его следующего тезиса: «Елбасы говорил, что казахский язык не останется одним из трех языков - он первый, основной, главный язык, таким и останется. Это очень правильная мысль. Поэтому изучение английского языка можно начать с 2-3 классов, либо при согласии родителей с пятого класса. Считаю это уместным и рациональным». Как говорится, ни добавить, ни убавить.

Затронул президент К.-Ж. Токаев самый принципиальный и давно дебатируемый вопрос о статусе учителя. Потому что именно от учителя и только от него зависит успех всех реформ в системе образования. Более того, как сказал президент, от этого зависит уровень конкурентоспособности нации. Для решения этой задачи он предложил комплекс мер, затрагивающих и вопросы материального обеспечения труда учителя, снижение нагрузок, установление запрета на привлечение к несвойственным функциям, предоставление чрезмерной отчетности, проведение необоснованных проверок. Одним словом, предлагается убрать все, что мешает непосредственной работе школьного педагога и в корне способствует улучшению условий жизни и труда учителей.

Как я уже заметил, рассматриваемое выступление президента Касым-Жомарта Токаева на августовском совещании учителей имеет все шансы войти в историю отечественной системы образования как та самая веха, после которой может начаться процесс ее качественных изменений. Уверяю вас, что в этом утверждении нет ни капли преувеличения. Критерий оценки очень простой. Уже в первые часы после обнародования доклада главы государства, я стал получать звонки и письма-отклики на электронную почту от участников своеобразной фокус-группы, состоящей из школьных педагогов Алматы и некоторых других регионов республики. Это люди, которые много лет трудятся на ниве народного просвещения и с которыми я уже не один год обсуждаю проблемы отечественной школы. Почти каждого из них я мог бы назвать искренне преданным своей профессии человеком.

Не буду утверждать, что они впали в эйфорию, но одно несомненно - после всего сказанного президентом К.Ж. Токаевым они воспрянули духом. А что может быть лучше человека вдохновленного и преданного своему делу? Как выразился один из моих собеседников, для них это как свет, забрезживший в конце тоннеля.

Самое главное теперь – не разочаровать их…

Комментарии