ВОСКРЕСЕНЬЕ, 18 АВГУСТА 2019 ГОДА
1193 9-08-2019, 13:14

Образование: все начинается с детского сада


Начальная ступень всей системы образования – дошкольное обучение и воспитание. То есть прежде чем прийти в первый класс, ребенка нужно подготовить к этому: он должен получить определенный минимум знаний и навыков, научиться дисциплине, самостоятельности, общению с другими детьми, соблюдению правил поведения в коллективе и т.д. Поэтому в государственной программе развития образования и науки на 2016-2019 годы этой сфере посвящен специальный раздел.

Прежде всего, дошкольное обучение и воспитание должно быть доступным для всех слоев населения. До обретения независимости в Казахстане обеспеченность местами в детских садах составляла 70 процентов, и по этому показателю наша республика лидировала в Центральной Азии. Но в сложные 1990-е, когда у государства не было достаточных средств на их содержание, около половины детских дошкольных учреждений попало под оптимизацию, а здания оказались приватизированными. К 2009 году только 38,7 процента детей в возрасте от трех до шести лет имели возможность ходить в такие учреждения. Особенно остро стояла эта проблема в Южно-Казахстанской и Алматинской областях, в городах Алматы и Астане.

Для ее решения в начале 2010-го по инициативе первого президента РК была разработана и принята государственная программа «Балапан». Она предусматривала открытие детских дошкольных учреждений как посредством их строительства на бюджетные средства, так и использования возможностей государственно-частного партнерства с активным привлечением бизнеса. Также были задействованы другие варианты. И такая работа принесла свои плоды.

Например, только за три года (2014-2016) по линии государственного финансирования было построено 189 детских садов на 40 тысяч мест. Вклад бизнеса (по линии ГЧП) – оказался еще больше: почти 1300 детских дошкольных учреждений почти на 100 тысяч мест. Наибольшего прироста удалось достичь в таких областях, как Южно-Казахстанская, Алматинская (то есть в регионах, где проблема стояла особенно остро) и Кызылординская. Скажем, в ЮКО за этот период было открыто в общей сложности около четырехсот таких объектов. И в целом южные области с их наиболее высоким уровнем рождаемости стали выходить на лидирующие позиции, тогда как ранее они уступали северным регионам.

К началу 2016-го степень обеспеченности местами в детсадах в целом по республике достигла до 78,6 процента, то есть увеличилась вдвое по сравнению с 2010-м. После этого программа «Балапан» была интегрирована в общеотраслевую государственную программу развития образования и науки на 2016-2019 годы. В ней ставилась задача довести уровень охвата детей в возрасте три-шесть лет дошкольным воспитанием в 2017-м до 87,5 процента, в 2018-му – до 95, а к концу 2019-го обеспечить 100-процентный охват. Разумеется, речь идет о тех малышах, родители которых хотят отдать их в такие учреждения, поскольку есть и семьи, предпочитающие заниматься домашним воспитанием детей.

А вот цифры, характеризующие ход выполнения программы. На конец 2017-го обеспеченность местами в детсадах составляла уже 90,5 процента, по итогам десяти месяцев 2018-го – 95,2 процента. Иначе говоря, работа шла с опережением графика, заложенного в госпрограмму. В прошлом году по республике было открыто 788 дошкольных учреждений, из которых 731 – частные. И, что тоже очень важно, доля детсадов, в которых с малышами занимаются с утра до вечера (полный день пребывания), увеличилась до 83,1 процента.

Здесь стоит сказать, что в частных дошкольных учреждениях с полным днем пребывания обычно размещается государственный заказ, который покрывает все расходы на содержание детей, за исключением питания. Например, в Алматы, согласно постановлению городского акимата от 28 мая с.г., за каждого ребенка, посещающего такой детсад, родители платят 18500 тенге в месяц. В то время как из местного бюджета на него выделяется в полтора раза больше – 27500 тенге. За счет бюджетных средств осуществляется оплата труда персонала, возмещаются расходы на приобретение мебели, оборудования, игрушек, медикаментов, инвентаря, посуды и т.д., затраты, связанные с коммунальными услугами.

Госпрограммой также предусмотрено осуществление мер, направленных на улучшение качественного состава педагогических кадров дошкольных организаций и повышение престижа профессии. Дело в том, что по мере увеличения количества таких учреждений (а оно, как сказано выше, происходило быстрыми темпами) увеличивалась и потребность в воспитателях. Скажем, если в начале «нулевых» годов их в детсадах было около 15 тысяч, то теперь данная цифра приближается к 100 тысячам. И это не считая вспомогательный персонал. В то же время нередко воспитателями приходилось брать людей, не имеющих соответствующего образования и квалификации. Во-первых, дипломированных специалистов данного профиля элементарно не хватало, а во-вторых, сказывался невысокий уровень зарплат в детсадах. А значит, теперь надо было действовать в обоих направлениях – повышать и образовательный уровень, и уровень доходов.  

Что касается подготовки кадров по специальности «воспитатель», то если в 2017-м на эти цели вузам было выделено 270 грантов, то год спустя это количество удвоили, доведя до 550. Но в основном таких специалистов готовят в колледжах, и в прошлом году на обучение молодежи по данной специальности было выделено 7200 государственных образовательных грантов – на 1700 больше, чем в предыдущем. Существенно повысились в последние годы зарплаты воспитателей. Если в 2015-м каждый из них получал ежемесячно в среднем около 39 тысяч тенге, то в 2016-м – около 50 тысяч, в 2018-м – 69 тысяч. А согласно недавно подписанным главой государства законам, которые предусматривают внесение изменений в республиканский бюджет, теперь, с 1 июня 2019-го, зарплаты воспитателей составляют в среднем 88 тысяч тенге. Более чем двукратный рост менее чем за пять лет!

Также нужно отметить, что воспитатель, работающий в детском дошкольном учреждении, является таким же педагогическим работником, как школьный учитель или вузовский преподаватель. А значит, на него будут распространяться все положения и нормы разрабатываемого сегодня проекта закона «О статусе педагога», рассмотрением которого парламент РК займется на предстоящей осенней сессии. Соответственно после принятия этого законодательного акта воспитатель будет защищен и в правовом, и в социальном плане, что тоже очень важно с точки зрения престижа профессии и привлечения в нее образованной молодежи.

В госпрограмме также ставится задача, связанная с обновлением содержания дошкольного воспитания и обучения, которое должно быть ориентировано на качественную подготовку детей к получению школьного образования. В этих целях осуществляются независимый мониторинг и оценка, результаты которых должны ориентировать педагогические коллективы детсадов на повышение качества своей работы. Осенью прошлого года, отчитываясь на заседании правительства РК, глава профильного министерства отметил, что в нашей республике «74,2% детей в возрасте 5-6 лет имеют высокий и средний уровни развития умений и навыков».

Комментарии