ЧЕТВЕРГ, 19 СЕНТЯБРЯ 2019 ГОДА
750 9-07-2019, 13:06

«Второй уровень» сложности


Города областного значения априори являются центрами экономического роста казахстанских регионов, притяжения и концентрации производственных, финансовых и трудовых ресурсов. И правительство уделяет особое внимание их развитию. В частности, в рамках государственной программы «Развитие регионов – 2020».

Согласно концепции этой программы областные центры отнесены к городам «второго уровня». В отличие от городов первого уровня – так называемых агломераций – Нур-Султана, Алматы, Шымкента, которые рассматриваются как локомотивы национального и регионального взаимодействия, задача городов областного значения заключается в том, чтобы стать опорой, фундаментом социально-экономического роста для всех населенных пунктов, входящих в состав той или иной области.

К городам «второго уровня» программой отнесены Кокшетау, Талдыкорган, Атырау, Уральск, Тараз, Караганда, Костанай, Кызылорда, Актау, Павлодар, Петропавловск, Усть-Каменогорск, Актобе, Туркестан, а также Семей, который областным центром не является, но по своему статусу частично выполняет эту роль. Они, конечно же, стабильно развивались и до начала действия программы. Там, как говорится, и каша всегда была погуще, и масло пожирнее. Уровень доходов населения в каждом из этих городов заметно выше, чем в целом по области, малый и средний бизнес расцветает куда более активно, чем в сельских районах. Они в среднем забирают четверть всех инвестиций, которые приходятся на области в целом, что затем находит отражение в довольно значительных объемах выпуска продукции, в росте розничного и оптового товарооборота и, конечно же, в повышении показателей, характеризующих благосостояние жителей. Но это, образно говоря, синица в руках. До журавля же в небе областным центрам самостоятельно, без новых подходов и механизмов, без массированной государственной поддержки было не дотянуться.

Как отмечают авторы программы, «в городах имеются проблемы, которые следует решить. Это неэффективный общественный транспорт, пробки и загрязнение воздушной среды; высокая степень износа инженерных сетей, низкое качество предоставляемых коммунальных услуг и одновременно отсутствие, за исключением государственного бюджета, финансовых инструментов для модернизации инженерной инфраструктуры; недостаточные объемы жилищного строительства и фактическое отсутствие рынка легального арендного жилья… Характерной особенностью жилищного строительства является преобладание индивидуальной застройки, в основном на периферии городов с формированием малонаселенных (некомпактных) жилых районов. Кроме того, эти районы зачастую не в полной мере обеспечены коммунальной инфраструктурой, в первую очередь канализацией. В населенных пунктах не налажена система утилизации промышленных и бытовых отходов. Все это тормозит свободное движение рабочей силы, создание качественной городской среды для отдыха и другие процессы».

Решение этих и сопутствующих им проблем позволит областным центрам задышать полной грудью. Стоит сказать, что предпринимаемые шаги направлены, в первую очередь, на решение фундаментальных для любого города задач – модернизацию коммунальной инфраструктуры и привлечение инвестиций в основной капитал. Кроме того, предусмотренные государством меры способствуют ускоренной урбанизации, поскольку влияют не только непосредственно на сами города «второго уровня», но и на близлежащие населенные пункты, находящиеся в зоне их влияния. Речь идет о моно- и малых городах, а также о селах, находящихся на расстоянии не более 30 км от города-ядра, что явно расширяет имеющиеся у областных центров возможности. К слову сказать, по итогам прошлого года уровень урбанизации в Казахстане достиг 57,8 процента. Что же касается роста численности населения непосредственно областных центров, то он составил 10,3 процента. Города «второго уровня» приросли 388 тысячами новых жителей.

Акценты в развитии областных центров, конечно же, делаются на многие составляющие. В частности, на развитие инженерной инфраструктуры, эффективное градостроительное планирование территорий, на экологическую устойчивость и обеспечение безопасности граждан. Но первична все же экономика. Ее в городах «второго уровня» развивают с прицелом на позиционирование на рынках ЕАЭС, Китайской Народной Республики и Центральной Азии.

Конечно же, ставка тут делается на развитие обрабатывающей промышленности благодаря созданным государством условиям для перетока инвестиционных и трудовых ресурсов из добывающей индустрии и низкопроизводительных сельскохозяйственных секторов. Это напрямую влияет не только на увеличение несырьевой доли в ВВП страны, но и на рост доходов населения. Данные статистики свидетельствуют о том, что в целом по республике среднедушевой доход казахстанцев за последние годы демонстрирует устойчивый рост – порядка 15 процентов в год. И очень обнадеживает, что, согласно прогнозам Министерства индустрии и инфраструктурного развития, по итогам текущего года рост обрабатывающей промышленности будет обеспечен не ниже уровня четырех процентов за счет ввода в эксплуатацию около 120 проектов общей стоимостью свыше триллиона тенге.

Например, Тараз, Туркестан, Кызылорда и Талдыкорган сосредоточены на активизации переработки сельскохозяйственной продукции, развитии туристической индустрии, производстве строительных материалов на основе местных ресурсов, химической и фармацевтической промышленности, размещении на их территориях высокотехнологичных производств. Уральск, Актау и Атырау делают ставку на развитие и сбалансированную поддержку национального кластера по добыче и переработке нефти и газа, нефтегазохимии, связанных с ними машиностроения и сервисных услуг для нефтегазовой промышленности. Для Караганды, Павлодара, Семея приоритетами являются бизнес-услуги, информационные технологии, научно-образовательные услуги, высокоспециализированная медицина, производство строительных материалов, эффективная работа алюминиевого кластера и нефтесервисной отрасли. У Петропавловска, Кокшетау и Костаная иные задачи - формирование автомобильного кластера и кластера сельского машиностроения.

Такое диверсифицирование региональных экономик приносит свои плоды. Возьмем для примера Уральск. В общем объеме производства промышленной продукции 71 процент там приходится на обрабатывающую промышленность. По итогам прошлого года ее рост в городе составил 24,3 процента. Обеспечен он за счет увеличения производства продуктов питания, деревянных и пробковых изделий, продуктов химической промышленности, бумаги, готовых металлических, резиновых и пластмассовых изделий и даже одежды. Инвестиции в основной капитал выросли на 24,3 процента. При этом, что немаловажно, не за счет госбюджета. Наоборот, инвестиции из республиканского бюджета в Уральске сократились на 40 процентов.

 

 

 

Комментарии