ЧЕТВЕРГ, 4 ИЮНЯ 2020 ГОДА
1075 25-06-2019, 20:04

Развитие молодежного предпринимательства – основа развития человеческого капитала


Воздействие технологической модернизации, появление новых, ранее не существовавших профессий требует от государства подготовки к новому формату рынка труда, что особенно важно для перспектив казахстанской молодежи.

Сегодня мир вступил в эпоху четвертой промышленной революции, эру глубоких и стремительных изменений: технологических, экономических и социальных. Эти глобальные изменения несут как новые возможности для общества, так и потенциальные риски для его развития.

В казахстанских регионах стараются своевременно быть готовыми к грядущим вызовам. Так, одним из основных направлений деятельности Палаты предпринимателей Северо-Казахстанской области (СКО) в 2019 году является развитие компетенций. Свою деятельность по развитию молодежного предпринимательства и человеческого капитала здесь выстраивают от проведения профориентационной работы.

Психологам давно известно, что человек, получив нужное образование и заняв впоследствии именно свою нишу, приносит намного больше пользы экономике страны как рабочая единица, и при этом растет в профессиональном плане. Если же выбор профессии сделан неверно, то для работника это означает напрасную трату собственных сил и времени, а, соответственно, и ресурсов страны.

В 171 профориентационном кабинете при общеобразовательных школах и Центре профориентации г.Петропавловска проведено около полутора тысяч профориентационных мероприятий с охватом порядка 25 тысяч учащихся. Ежегодно проводится анкетирование выпускников 9 и 11 классов общеобразовательных школ области с целью выявления предпочтений учащихся при выборе профессий, а также учебных заведений технического и профессионального и высшего образования.

В текущем году в опросе участвовали 3474 старшеклассника. Результаты опроса отразили следующие тенденции:

- уменьшается количество учащихся, которые собираются поступать в колледжи СКО - 23,3%;

- после стабильного увеличения показателя детей, которые выезжают за пределы СКО с целью поступления в колледжи других областей Казахстана, наметился спад - 11,2%;

- также наметился спад заинтересованности выпускников области учиться в колледжах Российской Федерации до – 5,9%;

- увеличивается показатель детей, стремящихся получить высшее образование –55,2%.

В 2016 году впервые выпускники выбрали вариант – предприниматель, но только четыре процента школьников в текущем году видят себя в будущем бизнесменами.

При формировании прогноза в кадрах до 2021 года определена потребность в рамках реализации государственных и отраслевых программ, которая составляет 10281 человек (строительство – 5515 человек, образование – 1282, здравоохранение – 825, сельское хозяйство – 553, госорганы – 511, оптовая и розничная торговля – 294, развлечение и отдых – 213, обрабатывающая промышленность – 126, электроснабжение – 281, водоснабжение – 105 и другие - 576).

При этом, в 2019 году - 3357 человек. Из них: врачи - 385, учителя - 415, мастер строитель широкого профиля – 350, продавец – 150, механизатор – 120, повар – 103, оператор ЭВМ -89 и другие.

По данным уполномоченного органа СКО по вопросам занятости, наиболее востребованными на рынке труда до 2025 года являются профессии бюджетной сферы (врачи, учителя, социальные работники) - 37%, сферы торговли (продавец, кассир, торговый представитель) - 29,1%, сферы строительства (каменщик, штукатур, маляр) - 20%, сферы оказания услуг - 7,5%, работники, оказывающие индивидуальные услуги (массажист, дизайнер, проектировщик) - 4,5%, механики по оборудованию (аппаратчик, станочник) - 1,9%.

Проведенный скрининг колледжей области показал, что финансирование ежегодно увеличивается (с 4,5 млрд. до 4,9 млрд. тенге). В 12 колледжах Петропавловска идет дублирование подготовки кадров по 16 квалификациям, в 13 сельских колледжах области подготовка осуществляется только по шести специальностям и семи квалификациям. В 14 учебных заведениях не в полной мере используется материальная база (от 22 до 56%), в основном эти колледжи находятся в сельской местности. В шести колледжах контингент соответствует проектной мощности, в пяти городских наблюдается дефицит учебных мест.

Для качественной подготовки кадров большую роль имеет уровень компетенций наставников предприятий. В Северо-Казахстанской области в пилотном режиме работает школа наставников при палате предпринимателей. Кроме того, проведены обучающие семинары для 94 специалистов, после которых слушателям были вручены соответствующие сертификаты. В текущем году Палата планирует удвоить количество обученных наставников. Всего в Реестре Палаты их 210 человек.

Преподаватели специальных дисциплин и мастера производственного обучения проходят стажировку на предприятиях области, для чего Палатой совместно с социальными партнерами выдано 83 сертификата работникам колледжей, которые повысили уровень своей квалификации.

С целью развития молодежного предпринимательства при Палате предпринимателей области создан Клуб молодых предпринимателей. В его структуру входят школа Основ предпринимательства для школьников, которая, начиная с текущего года, работает в коворкинг-центре Дворца школьников, Бизнес-школы при колледжах и вузе. В них всего обучается более 2600 человек.

С третьего квартала 2019 года будет реализован проект «Жас кәсіпкер». Целью проекта является развитие предпринимательского потенциала молодежи путем формирования у них навыков для создания собственного бизнеса. Это будет способствовать дальнейшему снижению уровня безработицы. Целевая аудитория проекта – молодежь категории NEET, молодые и малообеспеченные многодетные семьи, трудоспособные лица с ограниченными возможностями в возрасте от 18 до 29 лет.

С 2020 года планируется обучение студентов основам предпринимательства по всей территории Казахстана. Приоритет в выборе организаций образования будет дан экономическим, техническим, юридическим и сельскохозяйственным направлениям.

Обучение будет состоять из 12 модулей, по аналогии с «Бастау бизнес». Модули будут состоять из разделов: основы маркетинга, налоги, меры государственной поддержки, бизнес-планирование, финансовое планирование и прочее. Обучение будет проводиться в течение четырех месяцев, это 80 астрономических часов. Выбор предмет будет по желанию студента в рамках факультативных занятий.

Подготовка бизнес-тренеров будет проводиться НПП «Атамекен» на протяжении двух недель. Будет создана онлайн-платформа, направленная на поддержку как обучающихся, так и преподавателей. На платформе будет размещена практическая информация, бизнес-кейсы, онлайн-игры, онлайн-тесты, видео-уроки.

Для реализации Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы «Енбек» в Реестр НПП включены 21 организация, в том числе при предприятиях - 9. Согласно внесенным изменениям, организации образования желающие участвовать в Программе должны войти в данный Реестр. Одним из требований для этого является показатель трудоустройства с ОПВ более 60%.

С внедрением Национальной рамки квалификаций, разработкой профессиональных стандартов, требования к независимой сертификации специалистов будут повышаться. Для ее проведения Палата предпринимателей СКО создала восемь центров сертификации, в них подтвердили свою квалификацию 1156 специалистов.

По результатам скрининга и анализа подготовки кадров ПП СКО ставит перед собой и планирует к реализовать следующие задачи:

- усилить работу по социальной профессиональной направленности;

- продолжить проведение анализа и прогнозирования потребности рынка труда в кадрах. Это будет осуществляться в рамках скрининга, который палата проведет в этом году;

- ускорить профилизацию учебных заведений ТиПО. Скрининг и профилизация позволят открыть новые востребованные специальности, ликвидировать профицит учебных мест, укрепить МТБ и, как следствие, улучшить качество подготовки кадров;

- в текущем году было осуществлено распределение государственного образовательного заказа в форме защиты каждым колледжем своей заявки на новый прием и эта будет продолжена;

- увеличить подготовку по краткосрочному обучению за счет сокращения обучения по программам ТиПО. Передать подготовку по 43 квалификациям в краткосрочку;

- изменить сроки краткосрочного обучения в зависимости от квалификации (продавец – 1 месяц, швея до 6 месяцев);

- содействовать реализации Программы «Жас маман». С этой целью составлен перечень современного оборудования, по предложениям предприятий, которое необходимо поставить в вуз и колледжи, в которых будут создаваться центры компетенций в рамках указанной программы.
Результатом обучения видится выпускник, умеющий разрабатывать бизнес-план, получивший знания по предпринимательским навыкам и открытию своего бизнеса. Кроме того, выпускники получат сертификат «Бастау бизнес», с возможностью получения кредита и участия в получении гранта в размере 200 МРП (505 тысяч тенге).

Для эффективного управления системой технического и профессионального образования ПП СКО предлагает:

1) принять решение по реорганизации колледжей в зависимости от специфики каждого района;

2) масштабировать дуальное обучение через доведение стоимости госзаказа до норматива подушевого финансирования, стимулирование предприятий путем возмещения их расходов на производственное обучение;

3) осуществлять передачу колледжей в доверительное управление без права выкупа, стимулируя доверительных управляющих, изменив организационно-правовую форму для обеспечения самостоятельности и коллегиальности в управлении.

В быстро меняющемся мире стратегические преимущества будут иметь те страны, которые смогут продуктивно использовать человеческий и инновационный капитал.

Особое место в развитии этого капитала занимают, конечно же, образование. То есть уже сейчас молодому поколению необходимо усвоить принцип обучения в течение всей жизни, а система образования должна предоставлять навыки, востребованные на рынке труда.

В то же время недостаточное участие молодежи в сфере предпринимательства, туризма, досуга, отсутствие информационного сопровождения молодежной политики сегодня как никогда требуют принятия дополнительных мер по совершенствованию занятости молодежи.

В этой связи стратегические решения в области занятости молодежи должны носить комплексный характер и быть направлены на обеспечение роста производства и создания новых рабочих мест с применением программ переобучения и повышения квалификации.

Комментарии