ВОСКРЕСЕНЬЕ, 16 ИЮНЯ 2019 ГОДА
467 12-06-2019, 13:43

ФАО НЦПК «Өрлеу» - новый взгляд на учителя и его деятельность


«В этом году мне посчастливилось пройти курсы по обновленному содержанию в образовании в ФАО НЦПК «Өрлеу». Сразу скажу, что собиралась на эти курсы скептически настроенная. Опыт предыдущих лет посещения курсов по повышению квалификации не вызывал положительных эмоций. Как правило, они состояли на 90% из сухой, порой ненужной теории и 10% практики, которая ограничивалась написанием диктанта, контрольной работы или теста.

На мое удивление в этот раз курсы «Орлеу» были организованны таким образом, что я с головой ушла в них.

Какие же изменения я увидела в системе повышения квалификации учителей нашего города?

Во-первых, сразу хочу отметить, сколько делает директор института повышения квалификации педагогических работников ФАО НЦПК «Орлеу» Раиса Аждаровна Садвакасова для своего детища. И видимо не зря его неформально называют «Домом учителя» (именно такая вывеска встречает слушателей курсов). Большие и светлые кабинеты прекрасно оснащены с точки зрения технического обеспечения. Кроме того, здесь работает коллектив креативных, творческих и неординарно мыслящих сотрудников. В своей работе они используют самые современные инновационные технологии, помогающие адаптироваться учителям к постоянно меняющимся профессиональным условиям педагогической деятельности.

Во-вторых, особенно хочется остановиться на работе тренеров. Ежедневно курсанты получают большой объем информации, который тут же перерабатывается и отрабатывается на практике через интерактивные методы, через критический анализ, а также другие разнообразные формы и приемы. Занятия нацелены на то, чтобы они проходили не просто интересно, но и увлекательно. Все, что кажется на первых порах очень сложным, по ходу работы с тренерами постепенно кажется уже более доступным, а порой и легким. Используя нетривиальные подходы, тренеры во время обучения создают комфортную обстановку, проявляют максимум доброжелательности и в то же время требовательны к каждому курсанту.

На всех этапах обучения используются инновационные подходы, оцениваются все разделы и все части работы, предлагаются различные пути решения проблем – и все это нестандартно, ярко и я бы даже сказала смело.

Занятия проходят на очень высоком профессиональном уровне и в темпе, не позволяющим слушателям расслабляться. Образно говоря, порой «мозги просто кипят», но имеется в виду, в хорошем смысле.

Нравится и принцип индивидуального подхода тренеров к каждому обучающему. Они своевременно замечают наши взлеты и падения, но здесь не принято укорять, если что-то не получается сразу или ты не справился с заданием. Каждый всегда может рассчитывать на поддержку и помощь, когда тебя направят в нужном направлении.

Думаю, эффективность данного подхода оправдывает себя в полной мере. Как говорится, новые требования - новые подходы. Мы учимся у своих тренеров, как работать с детьми, как ободрить их, вселить в них уверенность и повести за собой дальше по пути в страну знаний.

Не в меньшей степени импонирует демократический дух, который царит в Доме учителя. Общение с такими тренерами, как заведующая кафедрой ИОиИТ ИПК ПР по городу Алматы, к.п.н., ассоциированным профессором Алией Тохтамысовной Арзиевой вызывает глубокое уважение. Потому что она – высококлассный специалист своего дела. Сразу бросается в глаза, что она увлечена своей работой и желает, чтобы ее курсанты добивались высоких результатов. При этом она всегда требовательная и в то же время тактичная. Алия Токтамысовна не отбывает просто время, проводя свои занятия. Она выстраивает их таким образом, что не замечаешь, как проходит время. Все настолько динамично, эффективно, продуктивно и всегда красиво.

Также хотелось бы отметить старшего преподавателя кафедры ППСОП, кандидата филологических наук Акботу Турагуловну Конырову. Это опытный тренер, который считает выбор своей профессии сознательным. Она свободно читает лекции и ведет практические занятия, как на казахском, так и на русском языке. В ее педагогической копилке - более 30 публикаций, из которых шесть – за рубежом, а также одна монография.

Она уделяет большое внимание формирование функциональной грамотности учащихся на уроках казахского языка и литературы (в рамках реализации «Национального плана действий на 2012-2016 гг. по развитию функциональной грамотности школьников»).

Хотелось бы отметить его сугубо человеческие качества – коммуникабельность и дружелюбие. Это человек, с которым всегда можно найти общий язык и посоветоваться по интересующим тебя вопросам.

Не могу не упомянуть еще одну сотрудницу ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по г.Алматы – Викторию Юрьевну Кайдакову. Она является старшим преподавателем и тренером по обновленной программе. Одновременно выступает в качестве научного руководителя двух экспериментальных площадок. Одна из них работает в направлении развития метапознавательных навыков детей дошкольного возраста, с использованием элементов сказкотерапии. Вторая экспериментальная площадка занимается внедрением инновационных образовательных технологий в образовательный процесс начальной школы.

Виктория Юрьевна – очень ответственный и пунктуальный человек. На нее, безусловно, можно положиться, зная, что она никогда не подведет.

В-третьих, учителя, проходя курсы «Өрлеу», коренным образом меняют свое мышление, учимся видеть свои ошибки и просчеты, понимаем и находим новые подходы в работе с обновленным содержанием в школьном образовании. А мощная база знаний, полученная на курсах, поможет преодолеть, и творческий кризис, и временами настигающую нас беспомощность, и даже свое первоначальное недовольство программой и некоторые другие негативные моменты.

Формы работы - индивидуальная, парная, групповая – это постоянный живой обмен мнениями, желание углубиться в творческий и исследовательский поиск, попробовать новое, незнакомое и убедиться, что все возможно и что все страхи перед неизведанным были напрасны. Взаимообучение, конструктивная критика, опыт, наработки коллег, самостоятельный поиск дают возможность посмотреть на свою педагогическую деятельность под другим новым углом зрения и задаться вопросом: «А смогу ли и я?». И тут же приходит ответ: «Нужно попробовать!».

Подводя итоги, хочу дать небольшую справку.

Институту повышения квалификации педагогических работников по г.Алматы в 2020 году исполняется 60 лет. За годы своей работы институт несколько раз менял свое название. С 2012 года институт работает в составе акционерного общества «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу». С 2016 года институт принимает участие в проведении реформы по внедрению обновленного содержания среднего образования Республики Казахстан. С 2016 года было проведено 473 курса повышения квалификации и обучено 13065 педагогов города Алматы, из них 9991 учителей города по программам обновления содержания среднего образования.

В институте имеется замечательный музей, в котором собрана история создания, становления и развития института повышения квалификации учителей, достижений ИПК от истоков и до сегодняшнего дня.

Хочется отметить, что ИПК осуществляет кропотливую работу по совершенствованию навыков тренерского состава (занятия в основном проводятся в формате тренингов) и здесь уже аккумулирован очень позитивный опыт в плане менторства, осуществляемого преподавателями института в посткурсовой период. Несмотря на свой солидный «возраст», сотрудники института находятся в постоянном творческом поиске, неустанно совершенствуются в методике преподавания, самообразовываются, внедряют новые технологии и открыты для новых идей».

Дарига Берденова, учитель КГУ «ОШ №124» г.Алматы

«Наши курсы явились наглядным примером того, как, взаимодействуя с коллегами и имея своевременную поддержку в лице нашего тренера Алии Тохтамысовны Арзиевой, мы как педагоги выходим на новый качественный уровень. Это позволяет нам уже по-новому осмысливать уроки с точки зрения сегодняшних потребностей. При этом мы уже не морщим лоб при одном упоминании о необходимости учиться, и не ищем причин, чтобы уклоняться от занятий. А просто взаимодействуем с коллегами и получаем от этого, и удовольствие, и подтверждение своей профессиональной значимости. Недовольных новшествами среди нас становится значительно меньше, потому что наш тренер является генератором новых идей, пробуждает в нас потребность в новом видении планирования, в осмыслении практической значимости активных методов. На своих занятиях она дает ответ на вопрос, что с этим делать, как эффективно применять на практике, на какие компромиссы возможно пойти. Для нас же, учителей-практиков, это вопросы, на которые нам обязательно нужно найти ответы. Это далеко не простой момент нашей деятельности, но, безусловно, это не повод, чтобы отказаться от плодотворной работы, но в то же время есть над чем задуматься.

Следует отметить позитивные изменения, происходящие во время пребывания на курсах, поскольку отсутствуют факторы, препятствующие творческому переосмыслению нового содержания школьного образования. Здесь акцент поставлен на наблюдение и поддержку учащихся, что является неотъемлемой частью эффективности педагогической деятельности, раскрытию своеобразного потенциала каждого ученика и расширению границ преподавания.

Что же вызывает восторг? Почему нет прежнего уныния?

Во-первых, взаимодействие с коллегами – это возможность разрешить вопросы, вызывающие сомнения, проявить инициативу и самостоятельность. Во-вторых, возможность получить дополнительную информацию, позволяющую внести качественные изменения в своею профессиональную деятельность.

В-третьих, состав нашей группы – это в большинстве своем творчески мыслящие преподаватели, имеющие огромный опыт работы, умеющие находиться в социуме, слышать не только слова одобрения, но и правильно реагировать на критику, а это значит, что наша совместная деятельность направлена на успех, на дальнейшую перспективу каждого из нас.

Вместе с тем, доставляет удовольствие умение коллег и тренера видеть и озвучивать «плюсы», желание похвалить успешного коллегу, чувство такта и профессиональной этики, желание анализировать, быть честным с самим собой, признать первенство того, кто лучше тебя знает учебный материал.

Безусловно, очень непросто постоянно быть в творческом поиске. А видеть, что не все получается – обидно. Никогда не знаешь, как пройдет урок, какой настрой будет у ребят, с каким багажом знаний они подойдут к итоговому контрольному заданию. Беспокоит мысль: а хватит ли у тебя сил разобраться в сложившейся ситуации? Но теперь я уверена, что после прохождения курсов появляется уверенность, желание менять и пробовать, снова менять – и так до бесконечности, пока не почувствуешь, что ты и ученики - одно целое.

Таким образом, вопрос свободы творчества, генерирования идей остается открытым.

Как видим, курсы становятся своеобразной отправной точкой в осмыслении и претворении в школьную практику обновленного содержания, способствующего раскрытию новых возможностей не только самого учителя, но и его подопечных.

А что может быть для учителя важнее этого?..»

Слушатель Ковтун Наталья, учитель КГУ «ОШ №32» г.Алматы

Комментарии