26530 11-02-2019, 13:39

«Казахская система»: чужие среди своих

EN
RU
KZ

Помните, как всколыхнулось наше общество летом прошлого года, когда случилась трагедия с Денисом Теном? Если и не все, то почти все казахстанцы восприняли его гибель как личное горе. Социальные сети просто бурлили, а его похороны превратились в событие чуть ли не общенационального масштаба. Именно в те дни родилась инициатива присвоить имя Дениса одной из новых ледовых арен Алматы.

И вот, буквально на прошлой неделе она вновь была вынесена на обсуждение в казахстанском сегменте социальных сетей. И, если честно, реакция на нее оставила гнетущее впечатление. Имеется в виду даже не столько то, что некоторые наши соотечественники выступили категорически против этого предложения, а их главный аргумент. Дескать, такой чести должны быть удостоены, в первую очередь, фигуры из собственно казахской истории, а не представитель нетитульной нации, даже при всех его заслугах. То есть попытка увековечить память Дениса Тена была встречена в штыки.

Это что же получается? Значит, когда Денис был жив и прославлял нашу страну на весь  мир, он чего-то стоил, а теперь память о нем должна уйти в свисток? О чем свидетельствует это своеобразное проявление внутриказахского раздражения? Надо ли понимать подобную реакцию как нежелание видеть в названиях любых объектов, пусть даже спортивных,  на святой казахской земле имена инородцев?

Если так, то налицо странная мораль, от которой веет откровенным лицемерием и невероятной убогостью. Ведь когда Шишигина, Смирнов, Жиров, Головкин, Винокуров  одерживали свои победы и в их честь поднимался флаг Казахстана, а затем звучал гимн нашей страны, мы гордились ими. Тем более что они всегда подчеркивали свое казахстанское происхождение и демонстрировали более чем очевидную любовь к Отчизне. А когда речь заходит о том, чтобы сохранить их имена в истории, они оказываются уже как бы ненужными только потому, что родились неказахами? Помнится, как в первые дни после гибели Дениса какой-то недоумок выражал свое непонимание по поводу всеобщего траура. Тогда казалось, что это просто какое-то недоразумение, а сегодня выясняется, что он вовсе не одинок. Такой вот урок безнравственности и бездушия.

Невольно всплывает в памяти телевизионная картинка: Ольга Рыпакова выигрывает  соревнования по тройному прыжку на лондонской Олимпиаде, а в это время на трибунах некие дядьки с характерными бастыкскими физиономиями, сотрясая телесами, горланят: «Алга, Казахстан!».  Аналогичную картину можно было наблюдать и на прошлогодних зимних Играх, когда единственную медаль Казахстану принесла Юлия Галышева.

Реакция на предложение по поводу увековечивания памяти Дениса Тена показывает, что для этих человечков с национально-ограниченным мышлением все временно, и при случае они как пить дать отвернутся от наших лучших соотечественников  из мира спорта, оставив их без поддержки и даже сочувствия. А посему происходящее – это серьезный урок для всех казахстанцев, и, прежде всего, для неказахов. И почему-то думается, что он будет хорошо усвоен.

Но что дальше? О каком всеобъемлющем и всеобщем патриотизме в подобной ситуации можно вести речь? Ведь, если исходить из логики этих людей, то получается, что, например, в трудную годину защищать страну должны только казахи. А требовать того же от тех, кого отнесли к людям второго сорта, к чужим, хотя и живущим здесь, будет уже  невозможно. Как и требовать от них честно платить налоги, добросовестно работать на благо Родины и вообще беспокоиться о ней. Во всяком случае, с логической точки зрения это будет выглядеть именно так.

Давайте быть предельно честными перед самими собой. То, что мы наблюдаем на рассматриваемом сегодня примере, можно охарактеризовать как подспудный процесс отучения наших сограждан от мысли, что Казахстан – это общая Родина для всех. И вариантов для неказахов здесь остается немного. Либо ты пришелец, либо ты потомок алчных колонизаторов. Как альтернатива тебя ждет казахизация, когда тебе будет отказано в корнях и в языке. Самое любопытное заключается в том, что этот тренд не встречает отторжения в самых широких казахских кругах.

Если быть справедливыми до конца, то рассматриваемый подход не блещет никакой оригинальностью. В соседней России происходит то же самое, только с небольшой разницей. Например, недавно там были внесены изменения в так называемую Стратегию государственной национальной политики. Отныне и до скончания веков (во всяком случае, как кажется нынешним обитателям Кремля) общегражданская российская идентичность будет основываться на «сохранении русской культурной доминанты». В прежней редакции, принятой еще в 2012 году, этого пассажа не было и в помине. То есть налицо однозначное сползание в болото великодержавности. Сначала Владимир Путин фактически запретил обучение на национальных языках, а теперь вот такая «доминанта». И это при том, что в России проживают свыше 20 миллионов мусульман, и численность их растет прямо-таки на глазах.

Но вернемся в родные палестины и еще раз зададимся вопросом: «Почему тренд на откровенную, но явно нерациональную казахизацию не встречает отторжения со стороны хотя бы думающих казахов?». Ведь понятно же, что такой подход напоминает ситуацию, когда мы рубим сук, на котором же и сидим.

На мой взгляд, это меньше всего связано с пресловутым казахским национализмом, который якобы нарастает, становясь  реальной угрозой, и которым начинают пугать общество какие-то мутные личности вроде новоявленных «интернационалистов». Как мне представляется, вся закавыка в вещах более прозаического свойства.

Давно понятно, что мы, казахи, не можем претендовать на первые роли в мировом цивилизационном процессе. Потому что не мы открыли Америку, не мы придумали колесо и уж тем более не мы изобрели радиосвязь. Но зато мы преуспели в другом, и именно этим мы узнаваемы и отличаемы от прочих народов. Имеется в виду то, что в казахской среде давно сложился и постепенно выходит на господствующие позиции своеобразный феномен, который условно можно назвать «казахской системой».

Любой человек, давно живущий здесь, сразу поймет, о чем идет речь. Эта «система» не есть что-то плохое или хорошее. Она есть факт и суть внутривидовой жизни казахского социума. При этом одних она полностью устраивает, а других – категорически не устраивает. И водораздел здесь отнюдь не этнический. Он ценностный и связан с разными стереотипами поведения. Для понимания сути явления приведу примеры из жизни.  

Мама одного моего товарища - пенсионерка довольно преклонного возраста. Из дома выходит редко, и потому пенсию ей приносят прямехонько домой. То ли работница собеса, то ли почтальон, не суть важно. И вот друг рассказывает, что с каждой и без того небольшой маминой пенсии эта самая тетка отщипывает по двести-триста тенге. Мой товарищ неплохо зарабатывает, и потому его мать не особо нуждается в этих деньгах. Но его возмущает сам принцип, которым все это обосновывается. Оказывается, начальница женщины, доставляющей пенсии, ежемесячно обязывает ее снимать энную сумму с каждой пенсионерки для своих нужд. В то же время примерно полсотни-сотню тенге доставщица оставляет себе, приговаривая при этом: «Тате, ну вы же должны и меня понять». Нет, ну каково?

Примерно такая же система существует чуть ли не по всей стране. Вспомните, как глава государства публично отчитывал акима одного южного региона за то, что в тамошних местах даже за то, чтобы устроиться школьной техничкой, необходимо дать «на лапу». Кому? Ну, естественно, директору учебного заведения. И стоит ли после этого удивляться тому беспределу, который творится в школах? Причем не один день и не одну неделю, а годами. Понятно же, что при такой системе никто и никогда не решится вынести сор из избы. Нельзя! Уят! Мы же одна семья. А за добро, то есть за то, что тебя за взятку приняли на работу, нельзя отвечать неблагодарностью. Наоборот, надо отплатить добром. А если тебя что-то не устраивает, то нужно просто встать и уйти из системы. И если ты сделаешь это тихо и спокойно, то она, система, этого даже не заметит. Главное – все  сделать по правилам.

Есть масса казахов, которых не устраивает эта система. А многие просто не могут правильно отразить ее в своем мышлении и начинают рассуждать о национализме, трайбализме, патриархальности, архаичности и прочих вещах. Но это все не о том. Просто рядом с нами, а иногда внутри нас живет и развивается по своим внутренним законам казахская система. И если люди покидают страну или, живя здесь, оказываются лишенными чувства Родины, то базовая причина именно в ней. Потому что наши соотечественники уезжают не от казахов или от казахского языка.

Они уезжают от этого способа жить.  

В эти дни страна содрогнулась от астанинской трагедии. Точно так же она содрогнулась и 19 июля прошлого года, когда погиб Денис Тен. И, судя по всему,  в нашей жизни еще долго ничего не будет меняться.

Потому что, как ни верти, а система внутри почти каждого из нас…