ВТОРНИК, 11 ДЕКАБРЯ 2018 ГОДА
1381 23-11-2018, 11:30

Елбасы призвал соотечественников осмыслить свою роль в мировой истории


Президент Нурсултан Назарбаев представил на суд общественности новый концептуальный труд «Семь граней великой степи», в котором он излагает свое видение ключевых аспектов национальной истории. При этом он делает это как-то особенно, предлагая подходить к ее освещению рационально и с сугубо научной точки зрения.

«Сегодня нам необходим позитивный взгляд на собственную историю... Необходимо осознать и принять свою историю во всей ее многогранности и многомерности. Вопрос не в том, чтобы показать своё величие за счёт принижения роли других народов. Главное, спокойно и объективно понять нашу роль в глобальной истории, опираясь на строгие научные факты».

Сегодня уже не секрет, что в эпоху господства тоталитарной идеологии нам настойчиво пытались внушить мысль, что кочевые цивилизации являются тупиковой ветвью мировой истории, что только с приходом в Степь представителей оседлой культуры тут начался подлинный прогресс. И именно этот штамп как базовый постулат долгие годы использовался при трактовке истории номадов.

А между тем, еще с эпохи ранних кочевников (в археологической терминологии это ранний железный век) и до возникновения в XV веке первого Казахского ханства на территории современного Казахстана существовало много государственных образований. В академической истории Казахстана называются порядка двадцати государственных объединений кочевников.

Сначала это были ранние государства саков, усуней, кангюй и более развитое государство хуннов. В эпоху раннего средневековья, которую называют эпохой развитого или классического кочевничества, территория Казахстана входила в состав Тюркского каганата.

Как пишут казахстанские исследователи, тюркский термин «каганат» по своей этимологии совершенно идентичен русскому термину «государство» и является производным от титула верховного правителя государства – каган. Далее были каганаты и эли (эль – страна, народ, государство) западных тюрков, тюргешей, огузов, карлуков и кимеков. Известный ученый академик Болат Кумеков доказал, что преемниками кимекской государственности на территории Казахстана являются кыпчаки, основавшие свое Кыпчакское ханство (хан – титул верховного правителя).

На территории южного и юговосточного Казахстана возникло государство Караханидов, оставившее заметный след в истории. В начале XII века территория современного Жетысу вошла в состав государства каракытаев и вся их история была тщательно изучена российским ученым профессором Г.Г. Пиковым.

На смену Караханидам пришла новая тюркская династия Хорезмшахов-Ануштегинидов. Именно им и кыпчакам пришлось вынести основную тяжесть противостояния экспансии монголов во главе с Чингисханом в первой половине XIII века.

Последующий период – эпоха Великой Монгольской империи (Еке Монгол Улус), Чингисхана и его преемников. После распада его империи разные части Казахстана входили в состав Чагатидского государства и Улуса Джучи, затем в состав Ак-Орды, Могулистана, Ногайской Орды и Ханства Абул-Хайра. Последние четыре государства, по словам известного медиевиста и востоковеда К.А. Пищулиной, являются государствами-предшественниками Казахского ханства.

В этот длинный перечень древних и средневековых государств на территории Казахстана разные историки включают также сарматов и алан, аваров и хазар, Большую Орду и Хаджи-Тархан (Астраханское ханство). Немаловажное влияние на развитие казахской государственности позднего средневековья оказали улусы-государства, прежде, в домонгольскую эпоху, кочевавшие за пределами Казахстана в т.н. Внутренней Азии, на востоке Центральной Азии. Это найманы, кереиты, жалаиры, коныраты, меркиты и татары.

Таким образом, Казахское ханство, как и любое другое государство послемонгольской эпохи, возникло не на пустом месте, а на основе полуторатысячелетней традиции государственности номадов. Кстати, история преемственности государственных институтов подробно рассмотрена в монографии известного российского историка В. Трепавлова.

Президент Н.Назарбаев акцентирует внимание на том, что пришло время отдать должное цивилизационному вкладу представителей кочевой культуры в общемировую сокровищницу. Одомашнивание лошади и последующая эволюция всаднической культуры позволило человечеству сделать качественный рывок в своем развитии. И это касалось самых разнообразных аспектов человеческого бытия, в том числе одежды и обуви. Ведь именно кочевники первыми стали шить штаны и мягкую обувь с голенищем и каблуком.

Сегодня это кажется не столь актуальным, но именно наши предки изобрели седло и стремена. На тот момент истории это был поистине революционный прорыв. Ну, а что касается совершенствования оружейного дела, то тут кочевникам не было равных. Чего стоит одно только «изобретение сабли, отличительной чертой которой стал прямой или изогнутый клинок с отклоненной в сторону лезвия рукоятью. Данное оружие стало наиболее важным и распространенным в арсенале наступательного вооружения». Наши же предки первыми создали из пластин защитную броню для коня и всад-

ника. Это привело к появлению тяжеловооруженной конницы — важнейшей военной новации евразийских кочевников, которое столетиями наводило ужас на оседло-земледельческие народы, поскольку им нечего было противопоставить этому.

Н.Назарбаев напоминает, что именно казахская степь стала местом, откуда началось зарождение мировой металлургии: «Еще в глубокой древности на землях Центрального, Северного и Восточного Казахстана возникли очаги горнорудного производства и выплавки бронзы, меди, свинца, железа, серебра и золота, изготовления листового железа... Это свидетельствует о высоком технологическом развитии степных цивилизаций, существовавших на нашей земле в далёкой древности».

Другим важным моментом истории является то, что именно наша земля, а еще точнее Алтай, стали колыбелью тюркского мира. «Освоив пространство в широких географических границах, тюрки сумели создать симбиоз кочевой и оседлой цивилизаций, что привело к расцвету средневековых городов, которые стали центрами искусства, науки и мировой торговли».

Казахстану с его уникальным географическим положением была уготована великая транзитная миссия. Ее закономерным результатом стало то, что именно «Степной пояс соединил китайскую, индийскую, персидскую, средиземноморскую, ближневосточную и славянскую цивилизации». И именно это обстоятельство способствовало тому, что «во времена господства тюрков в Центральной Евразии Великий шелковый путь достиг наивысшего расцвета и способствовал экономическому процветанию и культурному подъему в международном масштабе».

Освещая великий исторический путь, который прошла кочевая культура в ходе эволюционного развития, президент Н.Назарбаев акцентировано ставит вопрос о необходимости серьезного переосмысления аккумулированного исторического опыта и предлагает несколько направлений работы.

Во-первых, «необходимо создать семилетнюю программу «Архив-2025», в которую вошли бы серьезные фундаментальные исследования всех отечественных и зарубежных архивов, начиная с античности и кончая современностью».

Во-вторых, создать учебно-образовательный Паркэнциклопедию «Великие имена Великой степи», в котором под открытым небом будут представлены скульптурные памятники в честь наших знаменитых исторических деятелей и их достижений.

В-третьих, запустить проект «Тюркская цивилизация: от истоков к современности», в рамках которого можно организовать Всемирный конгресс тюркологов в Астане в 2019 году и Дни культуры тюркских этносов, где в экспозициях музеев различных стран будут представлены древнетюркские артефакты.

Не менее интересны и другие предложения Елбасы. Например, он предлагает рассмотреть возможность создания музея древнего искусства и технологий Великой степи «Ұлы дала». Еще он считает необходимым создать Общенациональный клуб исторических реконструкций «Великие цивилизации Великой степи». В рамках развития туристической отрасли Казахстана был бы «интересен туристический проект по частичному восстановлению древнего города Отырар с воссозданием объектов городской среды – домов, улиц, общественных мест, водопровода, городской стены и так далее».

Не будет преувеличением сказать, что данную статью президента Н.Назарбаева можно расценивать как важнейший и принципиальнейший программный документ, который наверняка даст мощный толчок для дальнейшего развития идеологии суверенного Казахстана. А для исследователей гуманитарного профиля он станет своеобразным компасом, по которому они будут должны двигаться в своих научных изысканиях. Как никогда четко и ясно глава государства указал на преемственность между древними государствами, существовавшими на территории нашей страны, и современным Казахстаном. Тем самым, он как бы подвел черту под многолетней и не всегда понятной для общественности дискуссии вокруг этого вопроса.

Теперь перед каждым ученым-историком стоит задача внести свой посильный вклад в изучение исторического прошлого нашей страны. Это возможно сделать через доскональное изучение мировой историографии того или иного вопроса и поиск новых документальных свидетельств. Тем более что ранее по инициативе президента Н.Назарбаева было сделано немало для того, чтобы в распоряжении современных исследователей попали самые различные письменные и материальные источники, хранящиеся в запасниках архивов, библиотек и музеев самых разных стран мира.

При этом исследователям важно решить еще одну задачу – не только изучать актуальные проблемы своей науки, но и стараться максимально популяризировать свои достижения, разоблачать дилетантов и показывать настоящие яркие грани истории казахского народа и его государственности. И донести до самых широких слоев общества важную мысль – реальная история намного интереснее мифотворчества дилетантов. Пришло время изучать реальную историю, ни на кого не оглядываясь и формировать собственное видение и понимание своего же исторического прошлого.

И в этом смысле президент Н.Назарбаев продемонстрировал образец глубокого комплексного подхода к проблемам национальной истории. Можно быть абсолютно уверенными, что его фундаментальные предложения станут важной вехой для казахстанской исторической науки и придадут новое дыхание процессу дальнейшего развития идеологии суверенного Казахстана.

 

Комментарии