ВОСКРЕСЕНЬЕ, 25 АВГУСТА 2019 ГОДА
4020 27-10-2018, 10:31

Статус педагога вынесли на всеобщее обсуждение


В своем послании народу Казахстана от 5 октября 2018 года президент Н.Назарбаев дал распоряжение подготовить и принять Закон «О статусе педагога». Для его разработки в МОН создана специальная рабочая группа. Признаемся честно, этот аспект послания главы государства очень порадовал нас, поскольку в нашем издании мы многократно поднимали вопрос о необходимости принятия специального закона, четко и ясно определяющего статус школьного учителя в современных условиях.

Это необходимо по многим причинам. Во-первых, за годы независимости в корне изменилась система образования. Причем не всегда в лучшую сторону.

Во-вторых, за этот же период, к сожалению, в значительной степени упал престиж учительской профессии. Низкая заработная плата, большая загруженность привели к тому, что учителя зачастую не успевают элементарно подготовиться к урокам. На этот момент также обратил внимание президент Н.Назарбаев.

В-третьих, помимо своих прямых обязанностей, учителям приходится заниматься не свойственной их профилю деятельности работой. Последнее обстоятельство не может не отражаться на качестве учебного процесса, и этот вопрос тоже многократно дебатировался в казахстанских СМИ.

Одним словом, властям и обществу давно пришло время обратить внимание на проблемы учителей и то, что это сделал президент в своем послании, не может не внушать определенного оптимизма. Другое дело, что этот процесс не хотелось бы отдавать на откуп чиновникам от образования. Поэтому крайне важно, чтобы в процессе обсуждения и подготовки этого важного закона самое широкое участие приняли сами школьные учителя. Кто, кроме них самих, сможет правильно оценить ситуацию и рационально отразить проблемы школьных учителей в новом законе?

Самый больной вопрос – это крайне низкие зарплаты и именно этот момент должно и нужно поставить во главу угла. Пока власть и общество не обеспечат учителям достойные зарплаты, ни о каком повышении престижа учительской профессии не стоит даже мечтать. Это аксиома, не подлежащая обсуждению. Официальная статистика умалчивает, сколько талантливых педагогов за эти годы покинули школы именно из-за этой проблемы. Перманентная текучесть кадров – одна из причин низкого качества знаний школьников. Не то что в селах, но даже в таком городе, как Алматы, очень непросто найти хорошего учителя-предметника, и потому они практически на вес золота. И подтвердить это может фактически директор любой школы.

Причин такого нерадостного положения вещей множество. Во-первых, уже почти закончился исход из школ учителей прежней (читай, советской) генерации. При этом мы должны понимать, что речь идет об очень опытных учительских кадрах. Так уж получилось, что те, кто идет им на смену, по многим параметрам уступают своим предшественникам и это - во-вторых. Объяснение этому тоже достаточно прозаическое. В силу падения престижа профессии учителя на педагогические отделения и педвузы идут далеко не самые сильные выпускники школ. Если эту тенденцию не переломить, то уже в ближайшей перспективе в отечественных школах может обостриться проблема с кадрами. Эта тенденция может получить обоюдоострый характер. С одной стороны, может статься так, что не будет хватать учителей вообще, а с другой, еще больше не будет хватать учителей хороших и сильных. Получается какой-то замкнутый круг, и разорвать его будет очень нелегко. В определенной степени, учитывая, что во всем мире взят курс на создание экономики знаний, она может считаться для нас задачей стратегического свойства. Потому что от того, как мы сможем ее разрешить, во многом будет зависеть, на какие позиции в международном разделении труда в 21 веке мы сможем рассчитывать. Пока они у нас не самые выигрышные.

И именно этот аспект крайне заостряет проблему восстановления престижа учительской профессии. Поэтому в этом вопросе важно проявить политическую волю и сделать все возможное и даже невозможное, чтобы статус школьного учителя поднялся в разы. И это опять же упирается в вопрос повышения заработной платы, проблем загруженности несвойственными функциями и необходимых социальных преференций для учительства. Возможно, нам необходимо более тщательно проанализировать мировой опыт. Особенно таких стран, как Япония, Норвегия, Финляндия, Австралия, Новая Зеландия, которые на сегодня считаются лидерами в этом направлении.

Есть у отечественной школы еще одна, на первый взгляд, частная, но в то же время очень принципиальная проблема. У казахстанской педагогики сугубо женское лицо. А ведь школа это не просто казенное учреждение, предоставляющее образовательные услуги. Помимо всего прочего, она еще должна и даже обязана воспитывать будущих граждан. Думаем, не погрешим против истины, если скажем, что все очевидней нарастающий в нашем обществе вал проблем морально-психологического свойства корнями произрастает именно из этого факта. В системе школьного образования обязательно должно присутствовать мужское начало. Убеждены, что это в значительной мере оздоровит и общую психологическую атмосферу в обществе.

Но как сделать так, что мужчины-педагоги пришли в школу? Как ни верти, но это также упирается в вопросы материального и психологического свойства. Значит, нам нужен не просто очередной закон, принятый по разнарядке, а закон, глубоко проработанный и направленный на решение всех аспектов проблемного свойства. Одним словом, закон должен быть по-хорошему революционный. Только в этом случае, как опубликовано на сайте МОН, новый закон о поднятии статуса педагогов, о котором заявил Елбасы в послании народу Казахстана, поможет многим осознать миссию учителя и уважать его труд. А между тем, в массовом сознании эти моменты давно девальвированы. И поэтому, новый закон необходим не только педагогам, но и всему обществу.

В своем послании президент Н.Назарбаев акцентировал внимание на том, что учителям много и часто приходится заниматься не свойственными их работе функциями. Это настоящий бич современной школы. Учителем могут помыкать все кому не лень – администрация школы, всевозможные проверяющие инстанции, начиная от районного департамента образования и заканчивая прокуратурой. А еще есть структуры, контролирующие качество образования, и даже партийные органы  контроля в лице всякого рода общественных приемных. И весь это чудовищный (а по-другому и не скажешь) административный ресурс давит на учителя и третирует его. А если к этому добавить механизм вовлечения учителей в электоральный процесс, то это значит не сказать ничего. А как не вспомнить сезонные общегородские субботники и воскресники по уборке территории, когда бедные учителя метут, белят, подкрашивают и бог еще чем занимаются.

Как это ни печально, но тон в этом процессе зачастую задают управления образования. Приведем только один пример. В этом году управление образования города Алматы и городской институт усовершенствования учителей ввели режим еженедельной проверки школ. Делают это чиновники от образования по четвергам, и теперь учителя Алматы называют этот день недели «черным четвергом». В середине сентября в школы Алматы пришла депеша аж на семи страницах, а называлась она так: «Перечень вопросов по изучению состояния учебно-воспитательной и методической работы, ведения делопроизводства в организациях образования во время проведения «Методического мостика: методист-учитель». Нам сложно с ходу сказать, насколько это важное и нужное дело, но то, что от этой бумажки за версту отдает бюрократизмом для нас более чем очевидно. Да и сами алматинские учителя не испытывают по ее поводу никакого оптимизма. Одним словом, административный ресурс как давил на бедных учителей, так и продолжает давить. И когда эта вакханалия закончится, ведомо только небесам, да обитателям высоких кабинетов. Правда, говорят, что сразу же после послания президента проверки как будто бы прекратились. Надолго ли?..

Как говорится, надежда умирает последней. Уж если сам глава государства высказался о необходимости выработки закона о статусе педагогов, то может на учительском горизонте забрезжила заря перемен? Пора, давно пора переходить от слов к делу. И не только ради учителей, но и ради наших детей. А ведь они – наше общее будущее. И оно в руках, прежде всего, школьного учителя.

 

Комментарии