ЧЕТВЕРГ, 19 СЕНТЯБРЯ 2019 ГОДА
11804 17-10-2018, 09:45

Отделяя зерна от плевел. Переосмысливая историю казахско-джунгарских войн. Часть 2


Мы предлагаем вашему вниманию продолжение статьи исследователя-ойратоведа Марала Томпиева об одном из ключевых моментов истории казахско-джунгарских войн, вошедшем в историографию и народную память под названием «Актабан шубырынды». При этом авторское видение этого периода национальной истории несколько отличается от устоявшихся стереотипов и прежних подходов. 

Три джунгарских удара

Первый и самый сильный удар джунгары во главе с Галдан Цэреном нанесли в 1723 году по Улы жузу и киргизам, используя маршрут на Сайрам и Ташкент. При этом казахи спасались, уходя не только на юг, но и на север через Каратау, а киргизы на Памиро-Алай. В следующем, 1724 году, также в конце зимы, джунгары наносят еще один удар, но уже по второму пути вдоль реки Чу и пришелся он по зимовкам Орта жуза. Из долины Чу были изгнаны аргыны и жалаиры. Джунгары захватили, разграбили и разрушили торгово-ремесленнические центры северного Каратау, в том числе город Сузак. Часть казахов от реки Чу смогла откочевать на север Бетпакдалы в южную Сарыарку и к озеру Балхаш. Еще одна группа племен укрылась в горах Каратау, используя горные ущелья как неприступные крепости. 

Первые два удара не затронули Киши жуз. В то время как джунгары вторгаются с востока и грабят Улы и Орта жузы, Абулхаирхан в 1723–1724 годах спокойно пребывает на Темире (притоке Эмбы) и продолжает набеги на волжских калмыков. При этом следует заметить, что оказывая таким образом военное давление на последних, Абулхаир тем самым фактически разрушил коалицию джунгар, отбив у них охоту нападать с северо-запада. Можно даже сказать, что, не участвуя непосредственно в Актабане, он пусть и косвенно, но сыграл большую роль в оборонительных военных действиях казахов. 

Еще один набег джунгары совершили в 1725 году. На это раз они пришли с севера по третьему маршруту под руководством Шоно Лоузана. Они обошли хребет Каратау с запада, осадили и взяли город Туркестан. Этот поход джунгар пришелся уже по Киши жузу. И теперь племена Киши жуза бежали на юго-запад, мимо города Сауран, переправлялись через Сырдарью и уходили в Хиву, или на запад – на Иргиз и Илек. Абулхаирхан был вынужден вступить в войну, сражался за Туркестан, но потерпел поражение.

Впоследствии в народной памяти все эти суровые годы и разные направления бегства могли слиться в одно противоречивое Актабан шубырынды.

Где укрывались казахи от джунгар? 

У Дулата-жырау есть строки:

Когда казахи лишились

Кочевий предков в Арке,

Когда слезы полились, 

Как ливень осенний,

Когда пятки разбились

От бегств через горы,

Когда Алаколь огибая,

Доили березовый сок,

Хребет казахам сломав,

Калмаки пришли, весь скот отобрав.

Где же находится озеро Алкаколь (или Алаколь?), возле которого «упали» обессиленные казахи и «доили березовый сок»? Тут мнения историков расходятся. Мухамеджан Тынышпаев, например, пишет об озере на левом берегу Сырдарьи рядом с устьем Чирчика. Но судя по картам, оно называется Айдарколь! Да и березы там не растут. 

А может, это было озеро Акколь – устье реки Жыланчик, вытекающей из Улытау? Или Алакольская впадина, в которой находятся устья рек Сарысу и Чу? Известно, что в те времена озера Теликоль, Акжайкин, Ащиколь весной могли соединяться в одно большое озеро под названием Алаколь. 

А если предположить, что в первой строке подразумевается Туркестан и южные склоны Каратау, то из последующих строк вытекает более реальный маршрут бегства из долины Сырдарьи на север – переход через горы (Каратау) – размещение у озера Алаколь (устья Чу и Сарысу). Росли ли там березы? Сейчас нет, а вот триста лет назад – да. 

Возрождение духа народа

Первый этап активного сопротивления казахов джунгарскому натиску начался еще в конце XVII века при Тауке хане. В 1687 году казахи вместе с хошоутским тайджи Чокуром наносят поражение малым калмакам и занимают Тургайское плато. В результате калмаки-джунгары оказались разделены. Часть их уходит к волжским калмыкам, некоторая часть в следующем году направляется вместе с Галдан Бошокту ханом на завоевание Халха-Монголии.

Из русских документов следует, что как раз в это время казахские отряды во главе с Казы-султаном появляются в южном Зауралье и совершают налеты на башкирские кочевья и русские слободы под Ялуторовском. Сибирские власти в 1692 и 1694 годах были вынуждены отправить послов к Таукехану для выяснения отношений и с требованиями прекратить нападения.

Таукехан обещал наказать Казы-султана и местных батыров, ответственных за набеги. Но расстояния были огромными, а власть хана – номинальной и потому русские поселения еще не раз попадали под раздачу казахских отрядов, которые возвращали земли предков, оттесняя малых калмаков на восток, калмыков – на запад, а башкир на север.

Но затем, в начале уже XVIII века, в результате джунгарских походов казахи сами оказались рассеяны, но не уничтожены. Актабан шубырынды стал не только временем бедствий и разброда, но и мощным катализатором процессов самоорганизации казахских племен и жузов. В горах Каратау, как естественной огромной крепости длиной 420 километров и шириной 60–80 километров, сконцентрировалась значительная часть «непримиримых» казахских племен. 

Во время своих поездок в этот район, в одном из ущелий мы видели остатки каменных укреплений. По нашей версии, отсюда казахи могли совершать неожиданные ночные набеги, вести партизанскую войну, сюда же могли заманивать и уничтожать джунгарские отряды. 

В это же время самые мудрые и уважаемые казахские бии - Толе, Казыбек и Айтеке, осознавая и понимая пагубность междоусобиц, выступили с идеей объединения «сверху», призывая к единству рядов казахских торе – аксуйек. Одновременно эти же идеи объединения начали пробиваться и «снизу». Развитие процессов самоорганизации привело к появлению выдающейся плеяды батыров, которые возглавили освободительную борьбу казахов против джунгарской конкисты. На борьбу поднялись не только торе и батыры, но и весь казахский народ – кара суйек. Объединение сил произошло в местности Ордабасы под нынешним Шымкентом. 

Казахская реконкиста

Начавшуюся освободительную войну с джунгарами можно сравнить с испанской Реконкистой. Термин «Реконкиста» означает «Отвоевание», и это не просто звучное и красивое слово – оно имеет глубокий исторический и политический смысл. Испанская Реконкиста началась сразу же после завоевания большей части Пиренейского полуострова арабами в первой половине VIII века, состояла из нескольких этапов и шла с переменным успехом до XV века. В 1492 году пал последний оплот мусульман – эмират Гранада,
а берберы и арабы были навсегда изгнаны с Пиренейского полуострова. 

В историческом смысле Реконкиста – это целая эпоха длительностью более семи веков, полная войн, побед, поражений, подвигов героев-рыцарей и творческого взлета искусства бардов, воспевавших их подвиги. Про этот длительный и насыщенный борьбой этап жизни средневековой Испании в Википедии написано следующее: «В качестве народа, наделенного неповторимыми национальными особенностями, испанцы сформировались именно в процессе Реконкисты. Борьба с общим врагом закалила и сплотила их, наложила отпечаток и на тип характера». 

То же самое в полной мере можно сказать и о казахах! Войны с джунгарами, поражения и победы казахских ханов, подвиги батыров, сказания жырау и страдания народа также закалили и сплотили их, наложили отпечаток на тип характера. Говоря образно, чем сильнее били наших предков, тем крепче они становились. 

Во многом казахско-джунгарские войны являются аналогом войн между испанцами и арабами. Так же как испанская Реконкиста началась с маленького королевства Астурия, казахская реконкиста началась с Туркестана и Каратау. Она тоже имела несколько этапов, шла с переменным успехом, сопровождалась междоусобицами и жестокими поражениями, ей был присущ религиозный оттенок борьбы с неверными, привела к значительной метисации коренного населения, и закончилась, в конце концов, полным изгнанием врага с родной земли.

При этом пути освободительных походов казахов часто повторяли маршруты джунгарской конкисты, но в обратном направлении и в другой последовательности. Еще раз повторим, связано это было главным образом с тем, что других путей в Туркестане, Сарыарке и Жетысу просто не было. Хотя первым этапом реконкисты можно считать смутное упоминание о победе казахов над джунгарами в 1687 году в Тургайской впадине при Тауке хане. Затем Абулхаирхан вытеснил калмыков за Жаик. Ну, а главный этап реконкисты начался после курултая в Ордабасы в 1726 году. Сначала казахи пошли по реке Сарысу на север и отвоевали Улытау. Затем по реке Чу и по трассе Шелкового пути – на восток и отвоевали Чу-Илийские горы. Затем война с джунгарами продолжилась в Сарыарке, а в 1750-е годы в горах Иле-Алатау, а затем еще восточнее. 

Места главных побед над джунгарами маркируют казахские топонимы «Калмак кырылган», соответственно и весь этот период можно по праву назвать реконкистой «Калмак кырылган».

Марал ТОМПИЕВ, ойратовед

 

Комментарии