СУББОТА, 17 НОЯБРЯ 2018 ГОДА
651 28-09-2018, 10:19

Национальный интерес. Стратегия безопасности


В современных условиях любое государство мира придает ключевое значение вопросам обеспечения национальной безопасности и защиты национальных интересов. Этот аспект в системе международных отношений является одним из стратегических и выступает в качестве базового фактора при выработке внешнеполитического курса каждой страны. 

 

В этом и только в этом проявляется и реализуется суверенитет государства, который предполагает право каждой независимой страны выступать самостоятельным субъектом международных отношений, самостоятельно определять свою внешнюю политику, действовать строго в своих интересах и самостоятельно решать вопросы внешнеэкономической деятельности.

В современном мире как никогда возросли угрозы безопасности, связанные с целевым воздействием на экономический и военный потенциал, социальное развитие, информационное пространство, экологию и другие сферы деятельности государства. Поэтому в вопросах обеспечения национальной безопасности важной составляющей является внешняя политика государства. Казахстан ставит приоритетом развитие своего участия в таких международных организациях как ООН, ОБСЕ, ЮНЕСКО, Организация Исламская конференция, ТЮРКСОЙ. Среди интеграционных процессов в качестве приоритетных обозначены СНГ, ЕАЭС, Таможенный союз, Организация экономического сотрудничества, Азиатский диалог сотрудничества.

Актуальными задачами внешней политики РК являются: противодействие новым вызовам и угрозам; организация и проведение Съездов мировых и традиционных религий; правовой статус Каспийского моря; делимитация и демаркация государственной границы; вопросы трансграничных рек; экономические аспекты. Наиболее актуальными вопросами региональной и международной безопасности для внешней политики РК являются: СВМДА; ШОС; НАТО; ОДКБ; урегулирование ситуации в Афганистане; разоружение и ядерное нераспространение.

Необходимость поиска путей для экспорта казахстанской продукции на мировой рынок служит дополнительным стимулом к активации внешнеполитической деятельности. В связи с чем, определяющее значение во внешнеполитической стратегии республики играет экономический фактор. В связи с чем, Казахстан определил направления геополитической стратегии, обеспечивающие национальную безопасность. Все они, так или иначе, связаны с решением двух взаимообусловленных задач. Первая из них заключается в формировании благоприятных внешних условий для проведения реформ в стране и ее выхода на мировой рынок. Суть второй задачи сводится к необходимости создания предпосылок для активного подключения Казахстана, находящегося на перекрестке транспортных коммуникаций Евразии и обладающего огромным экономическим потенциалом, к региональным интеграционным процессам.

В связи с чем, в основу внешней политики Казахстана как государства, занимающего срединное положение на континенте между Европой и Азией, была выдвинута доктрина «многовекторной дипломатии», согласно которой Казахстан развивает равноправные и диверсифицированные отношения по всем важным для страны направлениям. Связано это с тем, что Казахстан 

является связующим звеном между Европой и Азией, мусульманским, христианским и буддистским мирами. К тому же Казахстан в культурно цивилизационном плане принадлежит и Востоку и Западу, где широко распространены светский образ жизни, мирно уживающийся с исламским наследием в истории казахов. Все вышеуказанные факторы издревле способствовали установлению политики многовекторности в деле сношений с иностранными государствами.

Национальная безопасность является основой любого современного государства, в том числе и Казахстана, так как включает в себя не только военную безопасность, но и представляет собой систему мер, призванных нейтрализовать, устранять, минимизировать угрозы национальным интересам в условиях глобализации международных отношений. В этой связи вспоминаются слова видного государственного деятеля Казахстана Касым-Жомарта Токаева, сказавшего, что глобализация привела к осознанию того неоспоримого факта, что ни одна страна, какой бы мощной в военном и экономическом отношении она ни была, не может в одиночку справиться с острейшими проблемами современного времени.

Анализ государственной политики обеспечения национальной безопасности РК за годы суверенной истории позволяет сделать вывод, что в целом национальная безопасность Казахстана не всегда была на достаточно высоком уровне, как в комплексном понимании, так и в разрезе экономической, военной, продовольственной, общественной, информационной, экологической безопасности. Более активно и эффективно Казахстан проводил государственную политику по противодействию внешним угрозам национальной безопасности, чем в отношении внутренних угроз.

По оценке экспертов, связано это с тем, что безопасность государства от внешних угроз является приоритетной, так как обеспечиваются гарантии территориальной целостности, устойчивости конституционного строя, а, следовательно, стабильной жизнедеятельности политического режима.

Исследователи выявили следующую закономерность: зависимость состояния национальной безопасности от политической системы (демократическая – как наиболее эффективная и отвечающая требованиям личности и общества на современном этапе), что напрямую зависит от уровня политического реформирования, политических свобод в стране. Которые в свою очередь зависят от формирования гражданского общества, правового и политического сознания граждан Казахстана.

Поскольку Казахстан все годы суверенной истории находится в транзитном периоде, в свою очередь, в транзитных обществах на первое место выходит 

безопасность государства, так как полагается, что без этого невозможно обеспечить безопасность личности и общества. Переходу к демократии, становлению гражданского общества, правового государства, высокого уровня правосознания, политического сознания, будет способствовать национальная идея, национальная идеология, развитость общественных и гражданских институтов, работающие демократические механизмы и так далее.

В этой связи, по оценке аналитиков, определение политики национальной безопасности в демократических государствах есть способность общества страны, путем открытых выборов делегировать полномочия отдельным лидерам и партиям, для обеспечения высокого уровня жизнедеятельности общества в целом, который повлечет наиболее эффективное развитие общества, следовательно, каждого гражданина и человека. При этом, национальные интересы в развитых странах остаются неизменными на 

протяжении длительного времени, и находят свое продолжение 

вне зависимости от того, какая партия или лидер пришел к власти. Национальные интересы коррелируются только с требованиями времени, появлением новых вызовов и угроз, базовые же национальные интересы остаются неизменными и постоянными. Это связано с сформированностью национальной идеи, которая закреплена в Конституции.

Таким образом, национальная безопасность формируется на базе национальной идеи, которая формулирует базовые национальные интересы, защита которых отводится выбору политики обеспечения национальной безопасности. В этой связи национальные интересы должны быть не перманентными, а устойчивыми и постоянными.

С понятием «национальный интерес» связана категория «национальная безопасность». Национальная безопасность рассматривается как один из элементов национального интереса государства, обеспечивающего ему наряду с другими элементами (внутренняя стабильность, экономическое процветание, благоприятное внешнее окружение, позитивный международный имидж) оптимальное существование.

Если оценивать внешнеполитическую деятельность Казахстана в соответствии с перечисленной выше типологией, то нашу страну характеризует активная политика, основанная на соблюдении баланса между внутренней и внешней политикой. По поводу сбалансированности политики государства в целом известный дипломат К. Токаев верно отмечает: «Тесная взаимосвязь внешней и внутренней политики Казахстана определяется единством цели – построением демократического общества с социально-ориентированной рыночной экономикой и гарантированной защитой конституционных прав граждан страны. Внешнюю политику Республики Казахстан характеризуют такие качества, как сбалансированность и многовекторность, предполагающие прагматизм в выборе внешнеполитических партнеров, высокую степень маневренности, отсутствие прямой зависимости внешней политики Казахстана от непредсказуемости развития ситуации в том, или ином регионе, от изменения конъюнктуры мирового рынка».

Подводя итоги анализа о роли внешней политики в обеспечении национальной безопасности РК, можно вспомнить слова известного историка и публициста Роя Медведева: «Вероятно, ни одна страна в мире не добилась в последние годы таких больших дипломатических успехов и не имеет столько ровных и хороших отношений со всеми наиболее крупными и влиятельными государствами планеты, как Казахстан». 

 

Комментарии