ЧЕТВЕРГ, 19 ИЮЛЯ 2018 ГОДА
433 10-07-2018, 12:01

Маршруты Шелкового пути: Сакральная география Казахстана

KZ RUS ENG

Святыни страны являются каркасом национальной идентичности. Проникнуться историей и обычаями Казахстана сквозь призму археологического достояния могут как жители страны, так и иностранные гости. В этом мы убедились во время пресс-тура по сакральным объектам Южно-Казахстанской, Жамбылской и Кызылординской областей.

Жетысуские журналисты объехали ряд городов Южного Казахстана, чтобы ознакомиться с историческим наследием и культурой страны. Поездка организована Алматинским областным управлением внутренней политики в рамках программной статьи главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», в частности по программе «Сакральный Казахстан».

Мне как человеку, никогда не покидавшему родной край, эта поездка подарила особые впечатления. Мы ознакомились с историческими памятниками, о существовании которых ранее могли знать лишь со страниц учебников «Истории». Именно древние строения и памятники есть источник сакральной памяти народа. И здесь важна не столько материальная, вещественная сторона памятников, сколько духовные практики, связанные с сакральной сутью святых мест – объектов паломничества и поклонения. И первым городом, куда мы отправились, стал Шымкент.

Как нас встретила Южно-Казахстанская область

Всего ночь (или полдня, если вы едете днем) в комфортном поезде, и мы оказались на перроне железнодорожного вокзала города Шымкент. Город-миллионник, третий по численности населения и самый большой по площади, напомнил нашу южную столицу. Такой же масштабный и теплый, а главное – гостеприимный и радушный. Большие парки и скверы, музеи и картинные галереи, памятники великим просветителям и биям.

Согласно официальным данным, в ЮКО более 1300 исторических, культурных и даже религиозных объектов, которые могу быть так или иначе интересны гостям и жителям региона. Безусловно, для тщательного изучения каждого из них необходим большой объем времени и больше научных сотрудников в составах экспедиций. Нам удалось ознакомиться с 30-ю объектами исторического наследия. Особые впечатления сложились и от архитектуры области.

Маршруты Шелкового пути: Сакральная география Казахстана

Первым делом мы прибыли к памятнику казахского бия Байдыбека Карашаулы, участвовавшего в объединении казахского народа, предка племен «Албан», «Суан», «Дулат». Установленное в этно-историческом комплексе «Казына», это 23-метровое сооружение уже претендует на звание самого высокого памятника в стране.

Спускаясь по аллее парка, мы увидели монумент, посвященный 550-летию Казахского ханства. Это две сплетенные арки с национальным орнаментом и пирамидальная композиция. Чуть ниже – композиция «Великий Шелковый путь». В глазах сразу ожила картина, будто под палящим солнцем, по бескрайнему песчаному морю, бредут нескончаемые караваны, нагруженные товарами.

Маршруты Шелкового пути: Сакральная география Казахстана

В самом центре парка имеется площадь «Наурыз аланы». Здесь расположены «Центр обычаев и обрядов» и «Историко-краеведческий музей Южно-Казахстанской области». А вдоль пешеходной аллеи установлены макеты двадцати семи историко-архитектурных мавзолеев и памятников.

После этно-исторического комплекса мы посетили областной «Парк независимости» – одно из излюбленных мест шымкентцев. Уникальный поющий фонтан, выполняющий различные динамичные фигуры под аккомпанемент национальной и классической музыки, притягивает внимание посетителей. А растения и цветы, произрастающие вокруг фонтана, дополняют картину неотразимой красотой.

Вдоль аллеи парка размещены гранитные плиты, на которых отображена история Казахстана за период независимости. Словно большая книга, парк на каждом шагу рассказывает о том, как развивалась страна до сегодняшнего дня. Самое сердце парка занимает монумент единства народов Казахстана. Здесь царит особая атмосфера. Сооружение, созданное из 137-ми металлических элементов, символизирует все народы нашей страны. Также тут имеется государственный флаг, высотой флагштока в 50 метров.

Маршруты Шелкового пути: Сакральная география Казахстана

Место, где соединяются улицы, названные в честь трех великих казахских биев, называется «Ордабасы». В 1728 году главы трех жузов пришли к решению объединить жузы, и с этого началось освобождение Казахской земли от захватчиков. На площади установлена стела с исторической гравировкой, а рядом с ней мечеть и мемориал МИГ.

Южный регион нашей страны по праву считается священной землей, проникнутой духом святых людей и мудрецов. В области сохранились древние крепости, мавзолеи и остатки древних поселений. Свидетельством этого является древнейший город Средней Азии Отрар, или как его называли раньше «Фараб». Здесь основы образования получил знаменитый восточный философ, проповедник тюркской культуры, математик и теоретик музыки Абу Наср аль-Фараби.

Маршруты Шелкового пути: Сакральная география Казахстана

 

Входя в огромные ворота, тело охватывает чувство невероятной тревоги и страха. Буквально несколько шагов по лестнице, и ты будто попадаешь в другую вселенную. Даже трудно представить, что когда-то здесь жили наши предки. Старинная глиняная посуда, предметы строительства и даже человеческие останки.

Все это до сегодняшнего дня сохранилось в Отрарском районе Южно-Казахстанской области. Говорят, что город был обитаем до XIX века. За огромной заставой – Отрар, который впервые был населен в VIII веке. Согласно историческим данным, он стал центром большой торговой ветви Шелкового пути, и уже в XII веке был центром торговли и ремесла. Это не просто город. Здесь даже воздух пропитан историей.

До сих пор ведутся археологические раскопки, где находят останки людей, предметы быта и руины старых городов. Также известно, что в VII-VIII веках тюргешские каганы начали создавать золотые монеты с изображением Отрара. А уже во времена правления Бильге кагана в городе стали создавать медные и серебряные монеты. Клад с такими монетами найден недалеко от мавзолея Арыстан-баб, который находится в нескольких километрах от городища. В те далекие времена в городе была проведена канализация, а в помещениях были отдельные комнаты для гигиены. Здесь даже осталась баня, которой пользовались жители города Фараб.

Маршруты Шелкового пути: Сакральная география Казахстана

Как известно из истории Казахстана, особую известность Отрару придает полугодовая осада войсками Чингисхана. Поскольку город был центром одной из ветвей Шелкового пути, Чингисхан направил сюда своих послов с караваном. Однако правители города не впустили караван, а послов казнили. После этого войска монгольского ханства начали войну, Осада продолжалась 6 месяцев. В городе начался голод и однажды ночью кто-то из жителей города открыл ворота монголам. Захватившие после этого город, они уничтожили значительную часть населения, оставшуюся забрали в рабство, а сам город был сожжён и уничтожен. Предателя по имени Караджа, открывшего ворота города, казнил лично Джучи.

Еще одним объектом нашего внимания стал мавзолей, возведенный над могилой известного мистика и религиозного проповедника Арыстан баба, который был наставником самого Ходжа Ахмеда Яссауи. Построенный Тамерланом мавзолейный комплекс считается одной из главных святынь Южного Казахстана, куда со всех частей света приезжают паломники и пилигримы. Существует история о том, что духовный наставник Арыстан баб, прежде чем покинуть этот мир, сказал, чтобы его тело было предано земле именно там, где голова его верблюда коснется земли. Это место находится в Отырарском районе. Здесь же, вероятно в это же время, было решено возвести мавзолей.

Однако со временем весь город Отрар и близлежащие села были уничтожены. Затем, в ХIV веке, по приказу Тимура на этом же месте было построено новое здание. Сейчас здесь отстроено большое двухкупольное сооружение. В первом помещении установлено большое надгробие Арыстан-баба, во втором помещены надгробия его последователей и учеников Лашын-Баба, Хермет-Азыра, Карга-Баба. Также есть небольшая музейная комната, в которой хранятся детали самого первого мазара и предметы быта – это большая опора из дерева и глиняная посуда.

Особое место в истории древней цивилизации занимает город Туркестан.

В городе, который в XVI-XIX веках находился на Шелковом пути и был столицей Казахского ханства, немало монументальных памятников архитектуры и святых мест. Главной и памятной достопримечательностью города, по праву считается мавзолей Ходжа Ахмеда Ясcауи, возведенный в конце XIV века. Когда сюда прибывают путешественники, им рассказывают легенду о том, как Тамерлан, пытавшийся построить мавзолей Ахмеда Яссауи, раз за разом терпел неудачу.

Построенное архитектурное строение без особой на то причины обрушивалось. Тогда ему приснился сон, в котором было откровение, что сначала необходимо построить мавзолей его духовного учителя Арыстана-баба. После того как возвели мазар в Отраре, успешно завершилось и строительство мавзолея в Яссы. Как рассказал наш проводник, в настоящее время паломничество совершается именно в этом порядке. Сначала Отрар, затем Туркестан. Такому порядку следовали и мы.

Сразу у входа нас встретила приятная девушка – Айнур Жанысбаева. Она подробно рассказала нам как историю мавзолея, так и историю жизни того, чье имя носит ныне историко-архитектурный памятник. Огромное прямоугольное здание, высота которого 46, а длина почти 66 метров, в настоящее время является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. Мавзолей был построен на месте погребения суфиста и проповедника Ходжи Ахмеда Яссауи в XIV веке. Высота главного купола 44 метра, а диаметр составляет 22 метра. Здесь имеется 35 комнат, расположенных на двух просторных этажах здания. В каждом из коридоров есть лестница, ведущая на второй этаж. Однако, двери туда заперты, дабы места захоронения предков не оставались под ногами человека.

«Изначально местным населением здесь был возведен двухкомнатный мазар, который разрушился. Спустя два века прибывший сюда для совершения зиярата

Тамерлан дает следующее обещание. Если он одержит победу над ханом Золотой орды Тохтамысом и станет главой Мавереннахра, то на месте мазара он построит большой портальный мавзолей с огромным куполом. При визите в 1370-е годы он принимает решение о строительстве большого мавзолея, каковым является в настоящее время», – говорит экскурсовод по мавзолеям Туркестана Айнур Жанысбаева.

Когда идешь к мавзолею, взор приковывают разноцветные плитки с эпиграфическим орнаментом, украшающие здание снаружи. Внутри же немало предметов, которые остались еще с первого возведения святыни. Первый и большой зал называется «казанхана». В центре установлен ритуальный котел, отлитый из 7 сплавов металла. Он вмещает в себя 3000 литров воды и весит 2 тонны.

Далее композиционно сгруппирован целый ряд помещений: место захоронения Ахмеда Яссауи, худжра – комната для служителей ханаки и паломников, мечеть, джамаатхана – зал для собраний, большой и малый аксараи – помещения для совещаний, китабхана – комната для переписи бумаг, хранения книг и документов; асхана – помещение, где приготовлялось ритуальное кушанье; кудукхана – комната с колодцем. Большая часть имеющихся экспонатов хранится в культурно-историческом музее в оригинальном варианте, а некоторые из них все же подвергались реставрационным работам.

Неподалеку от мавзолея находятся несколько памятников исторического наследия, таких, как «мавзолей Рабиги Султан Бегим», исторический музей «Хамам» и подземная мечеть «Кылует».

Маршруты Шелкового пути: Сакральная география Казахстана

Кылует построен в XII веке и наполовину находится под землей. Когда суфийскому мистику Ходжа Ахмеду Яссауи исполнилось 63 года, он отказался от дневного света, и решил прожить остаток жизни в кылуете. Там он написал книги «Дивани хикмет», «Пыкырнама» и многие другие. Возника-

ют особые чувства, когда спускаешься под землю. Особенно, когда воочию знакомишься с историей каждой из комнат. А их в мечети 18.

Не оставили без внимания и мавзолей дочери Ходжа Ахмеда Яссауи – Гаухар ана. Несмотря на то, что исторических сведений о ее жизни совсем мало, народ чтит ее память как святой матери, а к мавзолею круглый год приезжают паломники.

Маршруты Шелкового пути: Сакральная география Казахстана

Уже вечерело, когда мы отправились в Байдыбекский район. В 67 километрах от Шымкента, в небольшом ущелье, находится очень интересное и загадочное место – пещера «Ак Мечеть». Существует легенда о том, что в старину тут была подземная мечеть, одно из впечатляющих и важных мест поклонения в Южном Казахстане. Со временем подземные ходы завалило, а мечеть опустела. Внешних входов у нее не было, и никто не знал о ее местонахождении. Однако в начале ХХ веков произошло обрушение купола и появилось отверстие. Сейчас в Байдыбекском провале (так называют пещеру) установлены аккуратные ступеньки, а доехать к нему можно на любом автомобиле.

Уже совсем уставшие от проделанного маршрута, мы с группой приехали в Ак Мечеть. Необъяснимо, но в округе нет никаких гор, и о существовании пещер вроде и речи быть не может. Однако этот объект есть, и находится он в нескольких километрах от села Кенестобе Южно-Казастанской области. Удивительно, но в пещере есть зеленый островок, где произростает небольшая роща, и еще когда на улице +35 градусов, тут довольно прохладно. При входе для безопасности посетителей выдаются каски. Святая мечеть восхищает своими масштабами и пострясающей энергетикой, которую не описать словами.

Такую атмосферу я не встречала нигде. За счет большого входа свет проникает во все уголки подземелья. Разговоры окружающих людей будто растворяются в пространстве. И главное, каким бы уставшим и эмоционально разбитым ты не приходил сюда, уходят все полные сил и энергии, а также мотивации и новых целей. Будто место забирает всю накопившуюся негативную энергию. Когда мы уходили, нам на смену прибывали уже новые паломники и туристы. Мы загадали желания и поспешили в мавзолей еще одной легендарной матери казахского народа – Домалак ана.

Маршруты Шелкового пути: Сакральная география Казахстана

Дочь Шайхы Мизамбека, Нурила, известная в народе как ясновидящая и предсказательница Домалак ана, была третьей женой батыра Байдыбека Карашаулы. Мавзолей, увековечивающий ее имя, построен на месте ее захоронения. Его купол можно заметить издалека. А в парке царит необыкновенная атмосфера умиротворения и спокойствия. Благодатную тишину нарушает лишь шорох листьев и пение птиц. Буквально недавно, около памятника святой матери был построен гостинничный комплекс, куда круглый год приезжают пилигримы и путешественники.

Ввиду того, что у нас было совсем мало времени, мавзолей «Домалак ана» оказался последним объектом сакральной географии ЮКО, который мы успели посетить. К слову, впечатления от региона непередаваемые. Многие из участников пресс-тура готовы были остаться здесь еще на несколько дней. Однако нас уже ждала Джамбульская область.

История древнего города Тараз, или Что мы узнали в Джамбульской области

Изучать историю региона мы начали с памятников республиканского значения – мавзолеев Айша биби и Бабаджа Хатун. Они расположены в 18 км от областного центра. Каждый прибывающий в мавзолей Айша биби узнает легенду о ее любви к своему жениху Карахану Мухаммеду. Дочь известного ученого Сулеймана Бакыргани после смерти отца воспитывалась у шейха Айходжи.

Маршруты Шелкового пути: Сакральная география Казахстана

 

В легенде сказано, что Карахан попросил руки дочери своего врага, но воспитатель Айши биби не дал согласие. Тогда молодая девушка решается бежать из дома обманным путем. И на пути в Тараз она погибает от укуса ядовитой змеи, так и не встретившись со своим возлюбленным. Скорбя по Айше биби, Карахан возвдиг мавзолей невероятной красоты на месте ее гибели. Рядом с девушкой всегда находилась Бабаджа хатун, которая в последующем стала хранительницей мавзолея и после смерти была предана земле буквально в 20 метрах от Айша биби.

Маршруты Шелкового пути: Сакральная география Казахстана

Продолжая логическую цепочку истории двух влюбленных, мы посетили мавзолей одного из представителей династии Караханидов – мавзолей Аулие ата или Карахана. Несмотря на то, что первоначальный вид строение не сохранило, внутри мавзолея сохранилось ступенчатое надгробие. Снаружи стены возложены уже из современного кирпича, а изнутри купол и арочные ниши построены из кирпича караханидского времени. Реставрация мавзолея проводилась в 2000-м году, в честь 2000-летия города Тараз. У входа на территорию культурно-исторического объекта расположен камень, под которым хранится письмо-послание главы государства. На камне есть подпись Елбасы с разрешением будущему поколению открыть письмо, только в 2100 году.

Широкую известность Таразу придает загадочное место паломничества и силы – памятник «Тектурмас». Он был основан в XV веке на берегу реки Талас, у самой окраины областного центра. Вопреки довольно-таки мистическому названию, что в переводе на русский язык означает «Неспокойное место», сегодня с возвышенности Тектурмаса открывается прекрасная панорама города Тараза. Ввиду того, что здесь исповедовали различные религии, привнесенные по Великому шелковому пути, в окрестностях Тектурмаса были обнаружены разные захоронения. Сейчас мазар – место паломничества. Многие верующие считают священным долгом посетить его.

Маршруты Шелкового пути: Сакральная география Казахстана

Уникальная достопримечательность региона – это историко-культурный комплекс «Древний Тараз». Именно здесь расположен единственный в области музей под открытым небом. Его создали на месте старого рынка, обнаруженного благодаря раскопкам, которые начались в 2011 году. На месте долгих археологических работ обнаружены предметы быта, старинные деньги и даже места бань, медресе, мечетей и жилых домов. В комплексе работает музей, где хранятся все артефакты, изъятые при раскопках. Необходимо отметить, что работы на объекте еще не завершены, и облик древнего Тараза еще будет восстановлен по мере возможности. Узнав развернутую историю древнего Тараза, мы отправились в не менее интересное место под названием Акыртас.

Маршруты Шелкового пути: Сакральная география Казахстана

У подножья Кыргызского Алатау уже не одну сотню лет стоит величественное сооружение, археологическая загадка «Акыртас». Город датируется VIII веком. Поражает высокая точность обработки камня. Один лишь фундамент высотой в 4 метра. А каждый большой камень весит около 10 тонн. Загадка долгостроя заключается в том, что люди передвигали тяжелые камни и строили стены шириной 4-5 метров без какой-либо техники. После советской индустриализации город разобрали по камням, для строительства Турксиба. Отметим, что «Акыртас» вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе объектов «Великого шелкового Пути». Никому неизвестно, для чего он был построен, однако вопреки всему это место является излюбленным для любознательных туристов и святым для паломников.

Объектом, завершающим наш пресс-тур по Джамбульской области, стал мавзолей Байзак батыра Мамбетулы. Гробница находится недалеко от города Тараз, близ села Сарыкемер. О расположенном на возвышенности мавзолее батыра ходят легенды. А данные о его жизни являются героической и в то же время трагической страницей казахской истории. Байзак датка получил известность благодаря борьбе с кокандскими захватчиками. Он был вероломно взят в плен представителями кокандского ханства, когда приехал на переговоры об атаке русских царских войск, приблизившихся к границам ханства. Байзак Мамбетулы отказался нападать, после чего все участники посольства, ранее получившие гарантии неприкосновенности, были схвачены и обезглавлены. А Байзак батыр был избит и брошен на два месяца в зиндан. По приказу наместника Кокандского ханства Алимкула датка был привязан к жерлу пушки и расстрелян.

По рассказам шыракшы (так называют хранителей святынь), в мавзолее захоронены лишь некоторые пальцы рук – это все, что осталось от его тела.

Джамбульская область поразила нас масштабом загадочных и удивительных объектов. Следующей по маршруту была Кызылординская область.

Музыкальная колыбель. Чем нам запомнилась Кызылорда

За время всего пресс-тура у меня появилось немало полюбившихся мест. Но одним из фаворитов в моем списке оказалась Кызылорда. В городе, как и во всей Кызылординской области, очень много исторических памятников. Даже космодром Байконур и Аральское море находятся в этом регионе. Жаль, что времени у нас было очень мало. Но все же мы успели посмотреть кое-что очень интересное.

Маршруты Шелкового пути: Сакральная география Казахстана

Вместе с участниками тура мы выехали в Кармакчинский район, в котором расположена главная достопримечательность Сырдарьинского края – мемориальный комплекс «Коркыт ата». Памятник тюркскому поэту-песеннику IX-X веков Коркыту-ата в виде национального музыкального инструмента кобыза был возведен еще в 1980 году.

Здесь происходят необыкновенные вещи. Памятник обрамляют камни, которые есть только в Приаралье. Семь видов разноцветных камней создают иллюзию коврового покрытия, а с высоты птичьего полета картина и вовсе складывается в единый пазл. В центре расположен стилизованный кобыз, состоящий из 4-х стел, которые своей формой напоминают перевернутый музыкальный инструмент. В памятник встроено сорок металлических труб разного диаметра и длины. Когда ветер проходит через отверстия, появляются звуки, напоминающие напевы кобыза. Музыка только начинает играть, и по телу тут же бегут мурашки. Около памятника находится надземное святилище и амфитеатр.

Акустика этого места настолько хороша, что ее сравнивают со звуками профессиональной сцены. В прошлом году на арене амфитеатра на международном фестивале, посвященном памяти Коркыт-ата «Коркыт – мелодии великой степи», выступали заслуженные артисты казахстанской эстрады. Находясь в самом центре кобыза, мы насладились его музыкой, а затем посетили магическое место «тілекхана», где исполняются желания. В нескольких сотнях метров от комплекса находится могила «А са ыз» (хромой девушки). По преданию она одна из сорока девушек, влюбленных в музыку Коркыта, и единственная, кто смог достичь места упокоения философа. Мы осмотрели мемориальный комплекс и посетили музей, в котором хранятся разные виды кобызов, после чего продолжили свой поход.

Маршруты Шелкового пути: Сакральная география Казахстана

Низовья реки Сырдарьи, согласно истории, считаются краем четырех столиц. Нас поразила столица казахского ханства Сыганак. Развалины древнего городища находятся на востоке Кызылординской области, в Жанакорганском районе и занимают почти 310 га. Еще в Х веке через него проходил Великий Шелковый путь. Сыганак был центром экономических и политических решений и кипчакской столицей. Здесь в музее истории под открытым небом мы почувствовали себя частью легендарной местности, и нам даже удалось самостоятельно найти остатки глиняных кувшинов. По словам археологов, в XV веке большие кувшины служили для жителей города хранилищем зерновых культур.

Первые раскопки на месте старого города начались еще в 2004 году. Учеными были вскрыты Северо-восточные ворота, некогда жилые помещения, выложенные из жженого и сырцового кирпича. Были найдены монеты, керамика и другие предметы. Древнейший город таит в себе немало тайн. На его территории по сей день ведутся археологические и реставрационные работы.

Завершая тур, мы совершили экскурсию по областному центру Кызылординской области. Парк имени Первого Президента, аллея государственных символов, памятник Коркыту-ата и много других объектов, интересных своим стилем и архитектурой. Даже сегодня местные власти и жители Кызылорды, сохраняя историю, устанавливают различные памятники.

Один из них – монумент известному артисту казахстанской и российской эстрады Батырхану Шукенову, увековечивающий его имя в памяти всего народа. Образ для фигуры взят из его клипа «Отан ана», где Батырхан Камалович сидит с саксофоном в руках. Памятник находится на родине великого артиста в одном из городских парков. Сегодня сюда приходят поклонники его творчества и просто жители города, здесь вживую поют его песни или слушают музыку. После крупных исторических объектов, руин старых городов, посещение этого места нам было как никогда кстати. Мы спели знаменитую «Джулию» и сделали памятное фото.

Впечатления от тура невероятные. А каждый посещенный объект занимает особое место в моей памяти. Более того, эмоции, испытанные за время поездки, каждому лучше прочувствовать самому. Нам не хватило времени для подробного изучения местности, но у всех сложился цельный и положительный образ Южного Казахстана.

В завершение хочу подчеркнуть, что Сакральный Казахстан – это не просто достопримечательности и исторические памятники, но и сам человек, его ценности, мировоззрение и взгляды. Поездка, организованная Алматинским областным управлением внутренней политики, стала невероятно полезной для всех участников пресс-тура.

Здесь на местах захоронения великих религиозных проповедников и философов, в старых городских руинах и у значимых памятников, мы ознакомились с культурно-историческим наследием Казахстана. Отдали дань уважения и прочитали молитвы во имя всех личностей, чьи гробницы и мавзолеи мы посетили. Также обогатили внутренний мир, найдя духовное «питание» в посещении сакральных мест. Железнодорожный вокзал, стук колес поезда, красивый пейзаж за окном и много телпых воспоминаний.

 

Автор: Галина Митковских

Комментарии

Нет комментариев

Комментарии к данной статье отсутствуют. Напишите первым!

Оставить мнение