СРЕДА, 21 НОЯБРЯ 2018 ГОДА
1114 25-06-2018, 11:55

Города «второго уровня» – тяговая сила региональных экономик


«Вторые – золотые...» Эти строки из детской считалоч­ки как нельзя лучше харак­теризуют то место и роль, которые сегодня начинают занимать региональные «тя­желовесы» – города «вто­рого уровня», от полноцен­ного и всемерного развития которых во многом зависит будущее экономики не толь­ко конкретного региона, но и всей страны.

Наблюдающееся сегодня бурное развитие городов-хабов – Астаны, Алматы, Шымкента и Актобе и имеющаяся положительная динамика интеграции макрорегионов, обеспечивающаяся за счет развития транспортной, индустриальной, жилищной, социальной и энергетической инфраструктур, вызывают значительный спрос на стройматериалы, промышленную продукцию, оборудование, сопутствующие товары.

И это глобальный шанс для регионов проявить себя, став своего рода экономическими оазисами. Особенно это касается так называемых городов «второго уровня», в которых проживает четверть населения Казахстана.

К категории «второго уровня» отнесены 14 городов. 12 из них – административные центры областей. Это Кокшетау, Талдыкорган, Атырау, Уральск, Тараз, Караганда, Костанай, Кызылорда, Актау, Павлодар, Петропавловск, УстьКаменогорск. Еще 2 города – Семей и Туркестан, – имеют статус областного значения.

Характеризует их не только рост численности населения, что специалисты связывают как с естественным приростом населения, так и положительным сальдо миграции населения, но и стабильно растущие показатели социально-экономического развития. Большинство из перечисленных городов уже стали центрами притяжения и концентрации производственных, финансовых и трудовых ресурсов в своих регионах.

Они покрывают пятую часть в общереспубликанском объеме промышленного производства, при этом активно развивая отрасль переработки, что принципиально важно для будущего экономического роста страны.

Несмотря на то, что проблем, мешающих полноценному развитию этих городов тоже, надо признать, немало (одна из наиболее остро стоящих – высокий износ коммунальной инфраструктуры), именно на эти города делается ставка как на аккумуляторы экономической активности не только своего, но и смежных регионов и катализаторов формирования конкурентоспособных региональных кластеров.

В авангарде экономического развития этим городам поможет оказаться Программа развития регионов-2020. Для этих целей она предусматривает ряд конкретных механизмов.

Чтобы города «второго уровня» сами смогли задышать полной грудью, окончательно превратившись в центры притяжения для региональных экономик, уже сегодня проводится комплексное развитие их инженерной и социальной инфраструктуры.

Это и создание эффективных транспортных систем, и развитие производственной, энергетической, инженерно-коммунальной, водохозяйственной и социальной инфраструктур с применением передовых инновационных технологий. Но самое главное – произошло экономическое позиционирование городов «второго уровня» на рынках Таможенного союза и Центральной Азии.

С этой целью исполнительные органы власти на местах в связке с региональным научным сообществом провели специализированные маркетинговые исследования по брендингу, результаты которых и выявили перспективные экономические специализации всех без исключения 14 городов. Кроме того, для становления городов в новой предписанной им роли на их территории и прилегающих зонах формируется межрегиональная дистрибуция и торгово-логистические центры, продовольственные пояса. Проекты в этих направлениях реализуются через механизм государстенно-частного партнерства (ГЧП) и, конечно же, при поддержке ряда государственных программ.

Некоторые результаты уже, что называется, можно «пощупать руками». Наиболее очевидны они в реализации конкретных проектов через уже упомянутые механизмы ГЧП.

В Усть-Каменогорске, например, реализуется проект строительства мостового перехода через реку Иртыш в створе улицы Виноградова с выходом на автомобильную дорогу «Усть-КаменогорскТаврия». Его стоимость превышает 60 миллиардов тенге. Строительство этого моста позволит оптимизировать и распределить транспортные потоки по основным направлениям в правобережной и левобережной частях Усть-Каменогорска.

Протяженность планируемого шестиполосного автомобильного моста – 777 метров, эстакады – 364 метров. Как сообщается, уже разработано ТЭО проекта и получено положительное заключение государственной экспертизы. Кстати, для придания ускорения в его реализации, аким Восточно-Казахстанской области Даниял Ахметов в апреле этого года проводил переговоры с директором представительства Азиатского Банка Развития.

Еще один крупномасштабный проект реализуется в Талдыкоргане. На этот раз речь идет о сфере ЖКХ, а точнее – о строительстве новой, более мощной ТЭЦ в городе. Это жизненная необходимость, вызванная бурным ростом и развитием областного центра. Стоимость проекта – свыше 150 миллиардов тенге. Срок окупаемости – 12 лет.

Может быть, отдельные, конкретные проекты и не передают общей картины того, как в новой концепции региональной политики образуется баланс за счет перераспределения сил. Но они свидетельствуют о главном – о том, что государство в вопросах развития региональной политики постоянно держит руку на пульсе и планомерно подводит регионы к эре расцвета. А если все же говорить о ситуации в целом, то уже совсем скоро все имеющиеся, казалось бы, разрозненные пазлы, сложатся в конфигурацию единого мощного кулака.

Тараз, Туркестан, Кызылорда, Талдыкорган развиваются в рамках становления Южного макрорегиона, локомотивами которого выступают два хаба – Алматы и Шымкент. Экономическая конкурентоспособность этих городов «второго уровня» будет расти не только за счет модернизации инфраструктуры, но и за счет активизации переработки сельскохозяйственной продукции, развития туристической индустрии, производства строительных материалов на основе местных ресурсов, химической и фармацевтической промышленности, размещения на их территориях высокотехнологичных производств и развитие сервисных услуг, имеющих экспортный потенциал.

Города «второго уровня» на Западе – Уральск, Актау и Атырау полностью зациклены на хаб Актобе. Здесь концентрация происходит на развитии и сбалансированной поддержке национального кластера по добыче и переработке нефти и газа, нефтегазохимии, связанных с ними машиностроения и сервисных услуг для нефтегазовой промышленности.

Центрально-Восточный макрорегион, в который входят Караганда, Павлодар, Семей, ориентируются на УстьКаменогорск и развивают такие приоритетные сервисные сектора экономики как бизнес-услуги, информационные технологии, научно-образовательные услуги, высокоспециализированная медицина.

Также эти города «второго уровня» получат дополнительные импульсы развития от реализации в макрорегионе проектов в области рыбоводства и животноводства, туризма, производства строительных материалов, эффективной работы алюминиевого кластера и нефтесервисной отрасли.

Петропавловск, Кокшетау и Костанай будут греться в лучах успешного и эффективного развития Астаны – основы Северного макрорегиона и точки сопряжения всех макрорегионов вообще. Задача городов «второго уровня» в этом макрорегионе – в формировании автомобильного кластера и кластера сельского машиностроения.



Комментарии