СРЕДА, 13 НОЯБРЯ 2019 ГОДА
1823 4-06-2018, 13:14

Гражданское общество на пороге трансформации


Заглянуть в будущее гражданского общества недавно пытались участники Астанинского экономического форума-2018. Как отметил министр по делам религий и гражданского общества Дархан Калетаев, социальные сети будут все активнее влиять на массовое сознание людей, следовательно, традиционным неправительственным организациям придется серьезно конкурировать с ними за право обладания монополией на выражение мнения населения.

По словам министра, социальные сети и Интернет открыли еще один вид гражданской активности – виртуальной, когда каждый человек может участвовать в обсуждении государственных инициатив, общественных проблем и вносить конструктивные предложения по их решению. Причем проводником новой трансформации должно стать именно гражданское общество. Для этого, считает Дархан Калетаев, ему необходимо приобретать знания, развивать новые навыки и компетенции, совершенствовать культуру коммуникаций и общения.

О том, почему это так важно и готова ли страна к подобным трансформациям, наш сегодняшний разговор с ведущим экспертом Института мировой экономики и политики Айман Жусуповой.

– Айман Сабитовна, давайте начнем с того, почему так важно для государства иметь сильное гражданское общество?

– Гражданское общество, как известно, является связующим звеном между личностью и государством. Его основу составляют самодеятельные и добровольные гражданские объединения, которые законодательно ограждены от прямого вмешательства государства. Речь идет об обширном и разнородном мире организаций, созданных индивидами для отстаивания своих интересов и ценностей. Их сигналы и импульсы призваны корректировать и контролировать существующую власть.

В этом смысле гражданское общество, по сути, дихотомично государству. Любые попытки последнего подвергать давлению гражданскую инициативу – являются тупиковым путем. Это обусловлено многими факторами, и в частности информационными технологиями XXI века.

При этом конструктивное взаимодействие общества и власти позволяет выигрывать обеим сторонам. Наиболее важными аргументами в этом ключе являются возможность реализации превентивной политики для снятия противоречий, снижения социальной напряженности, выстраивания прямой коммуникации, прямого диалога между властью и населением, снятия искажений в общественном мнении мер, предпринимаемых властью.

Более того, целесообразность развития институтов гражданского общества оправдана экономически, что наглядно показывает работа различных обществ, организованных неравнодушными, инициативными гражданами. Они не только развивают благотворительность, но и самофинансируют свою деятельность. Да и в целом уровень ВВП стран, граждане которой доверяют своей власти, значимо возрастает.

Важно понимать, что только развитое гражданское общество может обеспечить незыблемость демократических свобод, гарантию прав человека и гражданина.

– Вы говорите об информационных технологиях XXI века, но как они могут изменить гражданское общество в стране?

– Традиционные формы гражданского общества уже претерпевают значительные изменения, и во многом это связано с развитием информационных технологий. Как считают некоторые исследователи, рост популярности тех же социальных сетей, а точнее – перенос в данную плоскость гражданской инициативы, уже наносит ущерб традиционным институтам гражданского общества, таким как политические партии, профсоюзы, гражданские ассоциации и даже традиционные СМИ.

– В чем это проявляется?

– В том, что у граждан сокращается зависимость от избираемых представителей, как следствие снижается значимость институтов, выступавших основными посредниками между государством и его гражданами. Другими словами, социальные медиа меняют правила политики. Оно и понятно, ведь они могут напрямую влиять на структуру гражданских сетей, ускорять коммуникацию между их членами, вовлекать в нее большее количество людей, расширять охват территории.

Среди новых форм самоорганизации в том числе выделяют краудсорсинг. Это один из успешных примеров активизации общественнополитических связей в результате революционного развития коммуникаций. Речь идет о сборе идей и контента от сообщества пользователей, которые выступают в качестве полноправных участников управленческого процесса. Как подчеркивают исследователи, этот вид участия требует высокого уровня сознательности населения, включенности в происходящие события.

Краудсорсинг, по сути, базируется на доверии граждан друг к другу. Ведь лишь небольшая часть пользователей несет ответственность за всех остальных. Этот метод уже взят на вооружение правительствами многих развитых стран мира. В качестве примера можно привести Исландию, где посредством Facebook и Twitter принимались предложения граждан о новой Конституции страны.

– Неужели и мы дойдем до этого?

– В Казахстане уровень политической и гражданской активности пока не так высок. Одну из причин исследователи видят в советском прошлом, когда политическая сфера и гражданские инициативы определялись жестко централизованным регулированием и контролем. А, как известно, сознание населения, поведенческие стратегии невозможно поменять в одночасье, порой на это требуются десятилетия. Разумеется, большое значение имеет отношение власти к этому процессу.

В нашей стране, как и на всем постсоветском пространстве, относительно участия граждан в политике существуют различные точки зрения.

Нередко приходится слышать мнение, что население еще не готово принимать участие в общественных и политических процессах, отличается низким уровнем политической сознательности и т.п. Однако, на мой взгляд, данный подход является поверхностным. Во-первых, без деятельности не может осуществляться процесс обучения, в данном случае – участию. Во-вторых, подобное отношение к гражданам влечет за собой активность организаций деструктивного характера, которые апеллируют к гражданам на равных, взывая к их праву быть услышанными, влиять на события, реализуемые в стране.

– По идее, институты гражданского общества не должны зависеть от государства. Тем не менее многие отечественные НПО осуществляют свою деятельность как раз за счет государственных грантов. Как вы это объясните?

– Господдержка на данном этапе развития гражданского общества очень важна. Причем у нас уже есть позитивный опыт, когда государственные дотации помогали НПО оказывать социально-значимые услуги. Так, на сегодня, по данным Дархана Калетаева, в подобном формате реализовано около 15 тысяч социальных проектов во всех сферах, а размер государственных социальных инвестиций увеличился за последние десять лет в 13 раз. На 2018-й год запланированный объем социального заказа по стране составляет более 19 млрд. тенге.

То есть данный формат взаимодействия предоставляет возможности для роста гражданской инициативы казахстанцев, способствует ее развитию. Тем не менее, важными условиями здесь являются обеспечение прозрачности процесса распределения грантов и результатов выполненных работ, а также подконтрольность обществу как получателю государственных услуг.

– Многое о чем мы сегодня говорили, – планы на будущее. А каково нынешнее состояние гражданского общества в стране? Оно вообще у нас есть?

– Вы наверняка и сами видите, как возможности самоорганизации граждан повлияли на рост гражданской активности в стране. Это, к примеру, проявляется в случаях, когда формируются кампании для оказания помощи тем, кто оказался в беде, как в случае с населением Карагандинской области, которое пострадало от наводнения и схода селевых потоков. Кроме того, неоднократно волонтеры через социальные сети организовывали поиски пропавших людей и добивались успеха. Другим ярким примером является использование краудфандинга для сбора части средств для приобретения средств на строительство большой сцены алматинского театра «ARTиШОК». Как признаются его руководители, появление второй площадки стало возможным благодаря слиянию общества, бизнеса и команды театра.

В целом, стоит отметить, что становление гражданского общества – процесс не одномоментный, а, как правило, достаточно длительный, поскольку формальная регистрация нескольких тысяч НПО и сообществ само по себе ничего не дает и кардинально не меняет. Ключевым здесь является принятие системы ценностей, характерных для гражданского общества.

Комментарии