ЧЕТВЕРГ, 19 СЕНТЯБРЯ 2019 ГОДА
995 14-02-2018, 14:20

Анатомия конкурентоспособности: Страна с качественным населением будет успешна при любых условиях


В статье «Взгляд в будущее: Модернизация общественного сознания» Н. Назарбаев чётко акцентировал внимание казахстанского общества на необходимости повышения уровня конкурентоспособности. Причем, как личного, так и общенационального. Такой подход решает двуединую задачу. Во-первых, повышает личную ответственность за свое будущее каждого гражданина страны. А во-вторых, способствует консолидации общества, поскольку успех отдельно взятого человека, не подкрепленный продуктивными усилиями соотечественников, не может стать подспорьем в решении задач общенационального уровня.

Это касается как материальной сферы деятельности, так и духовной. При этом необходимо осознавать, подчеркивает Елбасы, что уповать на наличие природных богатств – это уже устаревший и изживший свое время подход.

Сегодня на первый план выходит качество человеческого материала – навыки и умения, а также способность их творческого применения и извлечения из этого практической пользы. И делать это надо на уровне самых высоких требований и вызовов времени. Не просто овладеть той же компьютерной грамотностью, а постичь ее премудрости настолько качественно, чтобы смочь конвертировать эти знания и навыки во что-то еще более передовое и продуктивное. То есть уметь создавать то, что будет интересно потребителям и востребуется на рынках спроса.

Как тут не вспомнить рассказы о тысячах выходцах из таких стран, как Индия или Румыния, которые трудятся в компаниях, являющихся признанными лидерами на рынке компьютерных технологий. Поэтому наша молодежь должна отбросить все сомнения и вгрызаться в знания. Только такой подход может гарантировать нашему обществу место под «технологическим» солнцем современности. Другого пути нет и быть не может по факту.

Для такого прорыва у нашего общества есть все шансы. И президент Н.Назарбаев дал свое четкое обоснование для таких перспектив: «Мы подготовили десятки тысяч молодых специалистов в лучших университетах мира. Начало, как известно, было положено программой «Болашак» еще в начале 90-х годов прошлого века. Мы создали ряд университетов очень высокого уровня, систему интеллектуальных школ и многое другое».

Говоря образно, на этом пути мы прошли этап аккумуляции количественных параметров, а теперь пришло время для их трансформации в качественные перемены и потому отныне культ образования должен стать всеобщим. И это не какая-то блажь, поскольку, как указал Елбасы, к этому нас подталкивает суровая реальность. Уже более чем очевидно, что вожделенная технологическая революция помимо перспективных моментов несет в себе и скрытые угрозы в виде исчезновения привычных, гарантирующих рабочие места и заработки профессий. И наше общество заблаговременно должно подготовиться к этим непостижимым для прежних времен изменениям профессионального облика мировой экономики. Но для этого необходимы воля и настойчивость. А еще – вера в собственные силы и предназначение.

Успешность в таких условиях должна приобрести новое наполнение, в основании которой будет лежать всестороннее образование. Это не просто наличие разных дипломов, а, прежде всего, умение адаптироваться в стремительно меняющихся условиях рынка труда, когда едва ли не каждому из нас придется за сознательную жизнь по нескольку раз менять род деятельности. Такова складывающаяся вокруг нас действительность.

Предвидение прихода именно таких трендов позволило Казахстану войти в группу самых передовых стран мира по доле бюджетных расходов на образование. Но этого недостаточно. И поэтому президент Н.Назарбаев сфокусировал внимание на том, что «каждый казахстанец должен понимать, что образование – самый фундаментальный фактор успеха в будущем. В системе приоритетов молодежи образование должно стоять под номером один». Только такое осознанное понимание может гарантировать в будущем успешность не только отдельно взятому казахстанцу, но и всей нации в целом.

Нам жизненно необходимо отходить от старых парадигм образования, когда культ знаний сводился к механистическому накоплению знаний. Сегодня гораздо важнее умение рационально пользоваться ими в последующем, что подразумевает способность к саморазвитию. Такой подход значительно расширит жизненные горизонты любого человека, сумевшего соответствовать таким требованиям. Еще Конфуций утверждал, что стремление к знаниям самое важное в жизни людей, а обладание ими он считал наиболее ценным в любом человеке. В частности, говоря о своих достоинствах, именно этот аспект он выдвигал в качестве ключевого: «В деревушке из 10 дворов можно найти столь же почтенного и искреннего, как я, но нет таких, кто так же любил бы учиться».

Тут будет уместным привести одно пространное и весьма любопытное размышление. Его автором является наш современник: «Однажды я задумался: почему я так много читаю и знаю, но у меня так мало получается и ничего толкового в жизни не достиг. Со временем я понял, в чем моя проблема. Я верил, будто знание – это сила. Не знаю, что имел в виду автор этой сентенции, но я относился к знаниям как к волшебной таблетке: накачивал себя ими и ждал, когда чудесным образом изменится жизнь, придут успех и слава. Когда же ничего этого не происходило, то я думал, что просто мало знаю и надо прочесть еще одну книгу по важной для меня теме.

Нельзя сказать, что я вообще ничего не предпринимал. Но эти попытки были редкими и вялыми. В них я не видел большого смысла, потому что ждал волшебного действия таблетки «знания». И запихивался этими таблетками без меры.

А еще наслаждался тем, что очень много знаю и ощутимо больше тех, кто вокруг меня. Иногда это выливалось в искренние попытки помочь другим своими знаниями, иногда в гордости. Но в практической жизни толку от этих знаний было мало. А в какой-то момент начал обращать внимание на людей, которые знали меньше меня в каких-то областях, но в то же время в этих же областях умели больше, делали больше и были успешнее.

Я занялся мучительным поиском ответа на вопрос: «Чем я отличаюсь от этих людей. Оказалось, что их главное отличие – действия. Эти люди дела ли, пахали, работали, пробовали, практиковали, рвали жилы и не успокаивались, пока не завершали намеченное.

То есть знание само собой ничего изменить не может, потому что сила не в знании, а в действии. Знание – это всего лишь инструмент. Хороший инструмент помогает сделать работу лучше и быстрее. Но если инструмент лежит и им никто не пользуется, он просто бесполезен».

Вывод напрашивается достаточно простой: не следует думать, что знания это и есть все, что необходимо для перемен. Пока человек не начнет действовать, ничего вокруг него не изменится.

Елбасы подводит нас к пониманию, что мы живем в век, когда темп развития общества, его экономический прогресс и жизнь каждого из нас зависит от знаний. Не имея их, человек не может познавать природу, овладевать ее богатствами, управлять современной техникой, управлять производством, наладить свое собственное дело, не может и сам быть гармонической личностью.

Нам нужна не вообще конкурентоспособная личность, а личность, чья конкурентоспособность достигается цивилизованными методами и средствами. А это возможно только при условии воспитания у подрастающего поколения высокого уровня нравственной культуры, цивилизованных норм и правил ведения конкурентной борьбы. Как говорят спортсмены, важна не только победа, но и честная спортивная борьба и конкуренция, которая приводит к победе. Так и на рынке труда личность должна достигать высокого профессионализма и на этой основе высокой конкурентоспособности, но при условии ее одновременно высокой духовно-нравственной культуры.

Именно поэтому престиж знания, престиж образования становится все более высоким. Ни воспитание, ни образование не могут быть даны в готовом виде. Стать образованным – это, в первую очередь, значит научиться учиться, и для тех, кто освоил этот навык, процесс образования длится всю жизнь, а сама жизнь становится разнообразной и насыщенной.

Кроме того, всестороннее образование в современных условиях становится гарантией конкурентоспособности гражданина и общества, что напрямую влияет и на конкурентоспособность страны. А это условие является показателем состояния и перспектив развития хозяйственной системы государства, определяет характер ее участия в международном разделении труда, выступает гарантом экономической безопасности.

С экономической точки зрения это способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние населения.

Человеческий ресурс – граждане страны, их образованность, уровень культуры, профессионализм – определяют конкурентоспособность всей страны и каждого сегмента общества в отдельности. Поэтому все интриги потенциальных конкурентов всегда сводились к снижению качества людей, делающих все другие ресурсы страны конкурентоспособными. Все войны – «горячие», «холодные», психологические, информационные, экономические, – велись только с одной целью: снизить количество и качество человеческого потенциала конкурента. Именно поэтому в ответ все страны мира во все времена направляли доходы от продажи природных и иных богатств  на воспроизводство человеческого капитала: то есть на образование, воспитание своих граждан – главный источник силы своей конкурентоспособности.

Воспроизводство конкурентоспособных человеческих ресурсов начинается с понимания того, что такое современный конкурентоспособный человек. До программной статьи Елбасы вопрос о современных конкурентоспособных человеческих ресурсах для Казахстана никем не ставился. Несомненно, что его прозорливость как раз и проявилась в том, что он своевременно и очень точно уловил момент, когда государству надо переходить на «политический образ мышления», который видит экономические достижения как средство воспроизводства конкурентоспособных человеческих ресурсов. Страна с физически здоровым, образованным, морально сильным населением будет конкурентоспособна при любых условиях и любых глобальных изменениях.

Иного варианта движения вперед в условиях ужесточающейся практически с каждым днем конкуренции нет и быть уже не может.

Комментарии