ЧЕТВЕРГ, 4 ИЮНЯ 2020 ГОДА
1-03-2012, 21:33

Когда "спящие" проснутся


Сразу же уточним, что речь идет не о жизни как таковой вообще, а о жизни партийной как составном элементе политического процесса. Стоит отметить, что в принципе она у нас в Казахстане почти никогда не отличалась особой активностью.

В наших условиях любая партия проявляет себя лучше всего на стадии формирования и первоначального становления. Но проходит небольшой промежуток времени, и все как-то довольно быст­ро забывают о ее существовании. Такова участь почти всех политических партий в Казахстане. Затишье длится до тех пор, пока не грянут очередные выборы. Тут-то большинство партийных структур материализуются и, подобно собакам из подворотен тихого провинциального городка, виляя хвостами, начинают демонстрировать свою лояльность по отношению к потенциальному электорату.

На фоне такого перманентного партийного штиля возникло некое смутное предчувствие, что досрочно объявленные парламентские выборы этого года заметным образом оживят наше застоявшееся партийное "болото". Однако оно пропало столь же быстро, как и возникло. Поскольку оживление это коснулось, как обычно, только электорального периода. Да и оно во многом отдавало скандальным душком. И есть теперь другое, более тоскливое предчувствие, что все потихонечку возвращается на круги своя. Но почему-то на этот раз очередное впадение партийного мира в межэлекторальную "спячку" не представляется таким уж логическим завершением очередного избирательного цикла.

Невольно возникает вопрос: так почему же события в Жанаозене и последующая недосказанность и спорадические всполохи напряженности в период предвыборной кампании не внесли оживления на партийном поле? Ведь уже более чем очевидно, что в контексте событий последнего года в дальнем зарубежье, а также обострения внутриполитической ситуации в России должны были бы начаться хоть какие-то подвижки и в нашей партийно-политической "тусовке".

Кто-то спросит: а причем здесь происходящие в мире политические перемены и наша внутриполитическая жизнь? Думается, трезвый взгляд на свое будущее и анализ складывающейся обстановки за пределами Казахстана должны были подвигнуть "акордин­ских" политтехнологов к пониманию необходимости начать процесс наполнения политической жизни общества более реальным содержанием. Потому что кризисы бывают не только экономические, но и политические. И если отрицательную энергетику первых можно хоть как-то смикшировать, используя имеющиеся золотовалютные резервы и интеллектуальные озарения отечественных гениев, то кризисы политические, во-первых, не столь предсказуемы, а во-вторых, не столь управляемы. Да к тому же, как показывают последние эксцессы в арабском мире, а также стремительный "разо­грев" внутриполитической ситуации в России, возможностей застраховаться от такого развития событий становится все меньше.

Теперь попробуем спроецировать все это на политическое пространство Казахстана. Насколько отечественные партии смогут оказаться способными выступить в качестве регуляторов, случись у нас реальный политический кризис? Начнем с партии парламентского большинства, а точнее партии власти - "Нур Отана". Почти все наблюдатели обратили внимание на одну особенность последнего электорального периода. Заключается она в том, что фактически был перекрыт доступ в региональные маслихаты представителям местных элит. Вместо них там оказались мобилизованные и призванные "Нур Отаном", члены которой и без того выступают в качестве абсолютного кадрового наполнителя коридоров власти на местах. Тем самым был нарушен и без того призрачный баланс интересов между центром и региональными элитами.

На первый взгляд, как будто бы ничего серьезного не произошло и все идет так, как и должно быть. Но, с другой стороны, в случае неожиданного обострения внутриполитической обстановки, допустим, как это происходит в той же России, такой расклад начисто лишает нашу политическую жизнь шансов на "выруливание" ситуации. Во всяком случае, своими силами.

Связано это в первую очередь с тем, что "Нур Отан" в нашем массовом сознании воспринимается исключительно персонифицированно, а если говорить более конкретно, через призму восприятия личности председателя партии. А теперь давайте попробуем представить, насколько реальны шансы "Нур Отана", не будь ее лидером Н.Назарбаев? Можно с большой долей вероятности прогнозировать, что они тут же скукожатся, подобно шагреневой коже. По множеству причин. Главную мы уже назвали. Другая же заключается в том, что "Нур Отан" так и не смог до конца стать политической партией в классическом понимании этого словосочетания. Это, скорее, гигант­ский административный организм, в который время от времени, образно говоря, вкалывают чудовищные дозы политического "анаболика", чтобы оживить или взбодрить его аккурат к очередному электоральному забегу. К тому же делается это не столько для того, чтобы он победил, поскольку он при любом раскладе на финише будет первым, а больше для того, чтобы он был в состоянии выглядеть достаточно грозно на фоне более хилых противников. Последние, в свою очередь, едва успевают выйти из состояния политического "анабиоза", в который они регулярно погружаются по окончании выборов. Поэтому, с точки зрения рассмотрения гипотетической ситуации политического кризиса, состояние ни политической жизни вообще, ни партийной в частности не внушает особого оптимизма. Наши партии в их нынешнем виде вряд ли смогут выступить в качестве регуляторов. Более того, даже представить их в такой роли очень сложно.

Исходя из этого, можно сделать следующие выводы. Во-первых, уже сейчас большинство наших политических партий нуждаются в самом серьезном ребрендинге. И приступать к этому нужно как можно быстрее. Поскольку потом можно уже не успеть. Особенно если привычный и отрегулированный ход внутриполитических процессов окажется нарушенным. А такой исход в сегодняшнее тревожное время полностью исключать нельзя. Опять же в силу многих причин. Есть стойкое ощущение, что недавние парламентские выборы подвели некую черту под определенным этапом политической эволюции Казахстана. И в этом смысле "арабская весна", бурные события на российской политической сцене, эксцесс в Жанаозене должны хотя бы насторожить всех, кто занимается анализом и прогнозированием внутриполитических процессов. А особенно тех, кто "конструирует" их. Не будем лукавить, большинство ныне существующих казахстанских политических партий имеют однозначно искусственное происхождение. Достаточно вспомнить зигзагообразную "линию судьбы" партии "Руханият". Ее скоропостижное возвращение в лоно госпожи Джагановой тому более чем наглядный пример.

Казавшаяся почти гениальной в одних условиях формула "сначала экономика, а потом политика" явно исчерпывает свой потенциал, и ее восприятие в обществе начинает отдавать скептицизмом. Слишком много аккумулировалось в обществе энергии негативного порядка. Особенно в плане проявлений несправедливости и последующей неспособности власти, особенно на местах, расшивать возникающие то там, то тут "узкие" места. Самым опасным катализатором в плане аккумуляции негативной энергетики по отношению к надстроечным институтам является всепроникающая коррупция. И здесь разовыми превентивными мерами не обойтись. Поэтому представляется, что на таком фоне было бы рациональнее несколько синхронизировать экономические и политические реформы. Разговоры об этом идут давно, но, кажется, пришло время перейти от слов к делу.

Первой попыткой может с известной долей натяжки считаться изменение парламентской конфигурации, когда в новый состав мажилиса вошли три партии. Они служат своеобразной иллюстрацией классической политической триады: правые, центристы и левые. И пусть нынешний расклад в нижней палате отражает общественные настроения во многом условно, но это все же лучше, чем ничего. В этом контексте характерным видится присутствие в парламенте партии "Ак жол", выражающей, как принято считать, интересы национальной буржуазии. С учетом того, что даже самые доверенные "говорящие головы" почти открыто начали педалировать тезис о начале политического дрейфа от "суперпрезидентской" республики к "парламент­ско-президентской", вхождение "акжоловцев" в мажилис выглядит очень своевременным. При всех имеющихся издержках, связанных с переформатированием руководящего состава партии.

Понятно, что не все сразу переменится в нашей политической действительности, но начинать рано или поздно придется. В интересах долгосрочной перспективы, в интересах всего казахстанского общества. Пришло время возвести над ним прочную партийно-политическую "крышу", в конструкции которой тесно переплетались бы и учитывались сформировавшиеся за два десятилетия независимой истории интересы и цели - как элит, так и других сегментов общества. И пусть она будет лучше именно партийно-политической, чем клерикальной или еще какой-либо другой.

Комментарии