ЧЕТВЕРГ, 23 НОЯБРЯ 2017 ГОДА
252 10-11-2017, 00:09

И правосудие для всех…

Стратегической задачей для Казахстана является приближение отечественной судебной системы к тем стандартам, которые приняты в правовых и демократических государствах. Наше общество пришло к пониманию того, что без независимого и объективного правосудия невозможно добиться уважения к закону и обеспечить социальную стабильность.

Для совершенствования судебной системы в Казахстане сделано очень много. Поэтому общество вправе ожидать от служителей Фемиды такого уровня работы, при котором суд всегда будет надежным оплотом закона и справедливости. Перед ними стоят важные задачи, связанные с повышением уровня доверия граждан к судебной системе, совершенствованием и упрощением судопроизводства, обеспечением дальнейшей специализации судов и судей, развитием системы судебного администрирования. Разумеется, это должно сопровождаться адекватным обновлением соответствующих законов, что мы сейчас и наблюдаем.
В последние годы значительно повысился статус судей, они стали более независимыми. Эта профессия одна из самых престижных. Установлен общественный контроль за формированием судейского корпуса, четко персонифицирована ответственность лиц, занимающихся подбором и выдвижением кандидатур, которые затем должны пройти согласование и утверждение главой государства. Внедрение в Казахстане института присяжных заседателей способствовало непосредственному участию общественности в отправлении правосудия и сделало его более демократичным.
В нашей стране осуществлен переход от пятиступенчатой системы судопроизводства к трехступенчатой. Новая модель полностью соответствует международным стандартам, она позволяет судебным решениям быстрее вступать в законную силу, снижает вероятность искусственного затягивания процесса. Сокращение количества судебных инстанций усилило роль судов первого и апелляционного звеньев.
Значительной вехой для казахстанской системы правосудия стало принятие Закона «О медиации». Оно свидетельствует о том, что государство действительно заинтересовано в развитии институтов гражданского общества и формировании основ правового государства. Практика медиации успешно применяется во многих странах. Ее преимущество заключается в том, что медиатор, в отличие от судьи, не выносит вердикт, а дает сторонам возможность прийти к обоюдному согласию. Данный метод разрешения споров доказал свою эффективность в области семейно-правовых, трудовых, потребительских отношений и в ювенальной юстиции. Введение этого новшества стало реализацией поручения, которое президент страны Нурсултан Назарбаев дал на пятом съезде судей Казахстана.
Главная задача системы правосудия – повышение качества работы судов. Это зависит, прежде всего, от уровня профессионализма служителей Фемиды. А значит, необходима целенаправленная и последовательная кадровая работа. В действующее законодательство введены нормы, обязывающие осуществлять отбор кандидатов строго на конкурсной основе, а также предусматривающие прохождение ими обязательной стажировки. Тем самым создана необходимая правовая основа для укрепления кадрового потенциала судебной системы, проверки кандидатов на различных этапах, начиная со сдачи квалификационного экзамена. Кроме того, введена обязательная норма о наличии пятилетнего стажа работы, непосредственно связанного с участием в судопроизводстве.
Срок прохождения стажировки в судах для кандидатов увеличен до одного года, причем она осуществляется на постоянной основе с отрывом от основного места работы и с выплатой стипендии. Прозрачность при назначении судей обеспечивается публикациями в СМИ списков кандидатов. Наряду с этим, личность каждого претендента, принимающего участие в конкурсе на должность судьи как районного, так и областного уровня, обсуждается на пленарном заседании соответствующего суда. В случае выявления каких-либо негативных или компрометирующих сведений информация об этом доводится до Верховного суда. Такой механизм позволяет «отсеивать» тех, кто по тем или иным причинам недостоин осуществлять столь важную миссию, как отправление правосудия.
Созданы условия для того, чтобы и общество принимало участие в отборе новых судей. В частности, во всех областях созданы советы по взаимодействию с судами, которые в обязательном порядке рассматривают каждую кандидатуру. Их задача – изучить и оценить моральный облик претендентов.
В целях усиления взаимосвязи между обучением и судебной практикой Институт правосудия передан из состава Академии государственного управления при президенте РК в ведение Верховного суда.
Одним из важных шагов по дальнейшему совершенствованию судебной системы, обеспечению эффективного, справедливого, быстрого и доступного судопроизводства стал курс на специализацию судов. Это было продиктовано и новыми социальными отношениями, сформировавшимися в условиях рыночной экономики. Во всех областях созданы специализированные межрайонные экономические суды. Дальнейшее развитие эта тенденция нашла в создании межрайонных специализированных административных судов, к подсудности которых в первую очередь отнесены дела, вытекающие из административно-властных полномочий органов государственной власти и местного самоуправления. Такие суды действуют во всех областных центрах. Кроме того, в 2006 году был образован специализированный финансовый суд, уполномоченный рассматривать в соответствии с законодательством РК гражданско-правовые споры участников регио­нального финансового центра города Алматы.
С 2012 года в республике действуют 16 специализированных межрайонных судов по делам несовершеннолетних. Опыт их работы показал правильность принятого решения и состоятельность этих структур судебной системы. Расширена область применения суда с участием присяжных заседателей.
Внедрение аудио- и видеофиксации судебных процессов стало еще одним шагом на пути к формированию системы правосудия, адекватной вызовам времени: мобильной, прозрачной, доступной для всех и основанной на верховенстве закона. Судья не имеет возможности приостановить запись или отредактировать ее. При этом используемые в настоящее время системы АВФ имеют централизованную систему хранения данных и интегрированы с системой судебных органов «Төрелік» и с онлайн-сервисом «Судебный кабинет».
На последнем, седьмом, съезде судей Казахстана был принят новый Кодекс судейской этики. В нем пересмотрены нормы и положения, регламентирующие этическую основу поведения судей, с учетом тех требований, которые являются общепринятыми в цивилизованных и демократических странах. В качестве основных принципов названы независимость, объективность, честность и неподкупность, соблюдение этических норм, равенство, компетентность и старательность.
В целом можно сказать, что казахстанская судебная система вплотную приблизилась к международным стандартам. Подтверждением этого является полноправное членство Союза судей Казахстана в Международной ассоциации судей. Подобное стало возможным благодаря мерам, принятым руководством страны для совершенствования работы судов и повышения эффективности их деятельности. Постоянное внимание главы государства к судебной системе явилось главной причиной того, что в настоящее время в Казахстане сформирована достаточно сильная судебная власть. Сегодня у наших граждан есть чувство защищенности и ощущение уверенности в том, что законы работают, что любой человек может отстоять свои законные интересы. Это и есть главный критерий доверия к государству.

Автор: Мухамеджан Бакиров

Комментарии

Нет комментариев

Комментарии к данной статье отсутствуют. Напишите первым!

Оставить мнение