ВОСКРЕСЕНЬЕ, 19 НОЯБРЯ 2017 ГОДА
593 27-10-2017, 00:19

В зоне доступа

В Плане нации «Сто шагов по реализации пяти институцио­нальных реформ» в качестве 94-го шага, призванного стать частью антикоррупционной стратегии государства, названа необходимость создания условий для обеспечения конституционного права каждого гражданина на свободное получение и распространение информации.

Пункт 2 статьи 20 Конституции РК гласит: «Каждый имеет право свободно получать и распространять информацию любым не запрещенным законом способом». Практическую реализацию такого права обеспечивает принятый в конце 2015 года Закон «О доступе к информации», который служит инструментом общественного участия в управлении делами государства и действенным механизмом повышения ответственности госструктур перед гражданами.
Информация, которую граждане вправе получать благодаря этому закону, может быть использована для разрешения общественных и личных проблем в бизнесе, в некоммерческой деятельности.
В сравнении с прежним законодательным актом «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» ныне действующий расширяет перечень субъектов, которые должны предоставлять запрашиваемую информацию. Кроме того, преду­смотрено расширение способов доступа к ней. В частности, речь идет об онлайн-трансляциях с открытых заседаний палат парламента РК, местных представительных органов, а также коллегий госорганов, проводимых по итогам года. Существенным новшеством являются нормы, позволяющие всем заинтересованным лицам участвовать в обсуждении на веб-портале «электронного правительства» размещаемых на нем проектов концепций и текстов нормативно-правовых актов, проектов открытых бюджетов.
Благодаря новому закону любой гражданин Казахстана отныне имеет право получать информацию о том, как работают все три ветви власти – исполнительная, законодательная и судебная, как и на что тратятся деньги налогоплательщиков, какие принимаются законы и постановления. Этой возможностью могут воспользоваться как гражданские активисты, журналисты, юристы, экологи, представители неправительственных организаций, так и обычные граждане. Например, человек может узнать о положенных ему льготах или компенсациях, о том, как выделяются земельные участки, о тарифах на коммунальные услуги, о детских пособиях и о многом-многом другом.
Если гражданин не нашел нужные сведения в открытых источниках, то он вправе сделать запрос относительно интересующих его вопросов в соответствующие структуры. В случае, если ему не предоставляют требуемую информацию, то он имеет право на обжалование. Для этого он должен обратиться в вышестоящий государственный орган (к вышестоящему должностному лицу) либо в суд.
По мнению отечественных экспертов, закон о доступе к информации – прекрасный инструмент, позволяющий сделать государственный аппарат, судебную власть, местные исполнительные и представительные органы более транспарентными и открытыми. Однако то, насколько эффективным он будет, зависит от степени гражданской активности казахстанцев. «Если мы не будем использовать этот закон, тестировать, как работают его процедуры и механизмы на практике, то мы не увидим никаких изменений. Если же общество будет «надоедать» запросами и просьбами о предоставлении информации, контролировать исполнение госорганами и другими структурами их обязанностей, то, возможно, перемены не заставят себя ждать», — считает Татьяна Зинович, заместитель директора Центра исследования правовой политики (LPRC).
Очевидно, что этот закон отвечает интересам как государства, так и общества, каждого гражданина страны. Плохо просчитанные сделки, заведомо коррупционные схемы, несправедливые результаты тендеров – все это теперь может быть доступно журналистам, гражданским активистам, блогерам. Факты выявления нарушений заставят госорганы более ответственно подходить к расходованию бюджетных средств, думать над вариантами более эффективного их использования, добиваться максимальной открытости и подотчетности в деятельности тех, кто получает эти бюджетные средства.
А у общества появляется великолепный инструментарий для воздействия на госаппарат, оно перестает быть пассивным наблюдателем, что, несомненно, будет способствовать снижению уровня патерналистских ожиданий. Более активной станет его роль в формировании государственной политики, в управлении делами государства.
Международные наблюдатели тоже отметили важность и своевременность усилий Казахстана в этом направлении, особенно в контексте проводимых антикоррупционных реформ и политической модернизации страны. В своем заявлении представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дунья Миятович назвала позитивные стороны нового закона. Это касается, прежде всего, расширения круга обладателей информации, к которым, помимо госорганов, отнесены субъекты квазигосударственного сектора, коммерческие организации, занимающие доминирующее или монопольное положение на рынках товаров и услуг, другие частные компании, обладающие общественно значимой информацией.
Не вызывает сомнений, что принятие данного закона положительно скажется на позициях нашей страны во всемирных экономических рейтингах и индексах. Кроме того, такой шаг дает Казахстану шанс стать участником программы международного партнерства «Открытое правительство», которая устанавливает высокие стандарты подотчетности, транспарентности и открытости органов государственного управления, взаимодействия власти и общества.

Автор: Андрей Песков

Комментарии

Нет комментариев

Комментарии к данной статье отсутствуют. Напишите первым!

Оставить мнение