ПЯТНИЦА, 19 ЯНВАРЯ 2018 ГОДА
351 27-10-2017, 00:13

Ученье – свет

Развитие образования и науки всегда было одним из приоритетных направлений государственной политики Казахстана. За последние 11 лет в эту сферу из республиканского бюджета было вложено 1,2 триллиона тенге. В стране активно реализуется профильная госпрограмма, рассчитанная на 2016-2019 годы. Она нацелена на повышение конкурентоспособности образования и науки и на дальнейшее развитие человеческого капитала для устойчивого роста экономики.

С начала ее реализации в Казахстане открыто 1309 дошкольных учреждений, построено 155 школ. На полторы тысячи увеличился состав педагогических работников дошкольных организаций, которые имеют специальное образование. Количество педагогов высшей и первой категорий достигло 145 тысяч.
Тем не менее, необходимо сосредоточить усилия на том, чтобы использовать возможности открытия детских дошкольных учреждений с полным пребыванием в них детей, а также создать условия для создания частных детских садов. Только такие подходы могут обеспечить равный доступ к качественному среднему образованию, воспитанию интеллектуально, физически и духовно развитых граждан.
В пилотном режиме автоматизируется процесс распределения детей по дошкольным учреждениям. В следующем году планируется полномасштабное внедрение этой системы. В целях упрощения процедуры открытия детсадов приняты новые санитарные нормы и правила.
До конца нынешнего года планируется ввести в эксплуатацию 76 школ вместо трехсменных и аварийных. Решение этой проблемы предусмотрено за счет средств как республиканского бюджета (в том числе трансфертов из Национального фонда), так и местных.
С учетом стандартов ОЭСР обновлено содержание дошкольного и школьного образования, в колледжах и вузах появились 92 новые программы, разработанные с участием международных экспертов и работодателей. В 318 колледжах реализуется проект «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех». В 421 колледже внедряется принцип дуального обучения с участием 2 433 предприятий. Им охвачены более 27 тысяч юношей и девушек, обучающихся по 160 квалификациям 80 специальностей.
В рамках реализации проекта «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех» основные усилия сосредоточены на разработке пошаговых планов мероприятий, обеспечивающих возможность получения рабочей квалификации всеми желающими. Также отрабатываются следующие механизмы повышения привлекательности рабочих специальностей: адресная профориентационная работа; информационно-пропагандистская работа; обучение взрослого населения, для чего необходимо провести работу по открытию ресурсных центров; конкурсы «Лучший по профессии», «WorldSkills».
Активизируется работа по увеличению в госзаказе доли бюджетных мест, выделенных на рабочие специальности. К примеру, управление образования Восточно-Казахстанской области инициировало проект «Школа–Интернат–Колледж», позволяющий за два года получить аттестат о среднем общем образовании и диплом по выбранной рабочей специальности. В его рамках в прошлом учебном году по модульно-кредитной системе на базе КГКП «Усть-Каменогорский политехнический колледж» обучались 75 юношей и девушек, осваивающих специальности «Автоматизация и управление», «Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация автомобильного транспорта».
В конце прошлого года правительство РК утвердило разработанную рядом министерств, включая МОН, госпрограмму развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы. Первым направлением в ней указано «обеспечение участников программы техническим и профессио­нальным образованием и краткосрочным профессиональным обучением».
К февралю следующего года планируется обновить содержание (с учетом перевода на государственный язык) 329 учебно-методических комплексов, провести ревизию и перераспределение учебников и учебно-методических пособий в организациях образования. Руководители профессионально-технических колледжей должны подготовить данные относительно прогнозной потребности в преподавателях общеобразовательных дисциплин, владеющих государственным языком.
В высших учебных заведениях введен механизм выборности ректоров через наблюдательные советы, создаются службы корпоративных секретарей и внутреннего аудита. Восемь казахстанских вузов отмечены в рейтинге лучших университетов мира QS WUR в 2017 году.
Как известно, в последние годы озвучено немало инициатив. Это и перевод казахского языка на латинскую графику, и всеобщая цифровизация, и ускоренное внедрение подушевого финансирования, и развитие Казахстана как образовательного хаба для Центральной Азии. С учетом всего этого в государственную программу образования на 2016-2019 годы будут внесены существенные изменения и дополнения. И такая работа уже началась.
Кроме того, планируется взяться за решение ряда других насущных проблем. В частности, снизить учебную нагрузку на учителей. Сейчас обсуждаются новые учебные планы, и в МОН надеются до конца года прийти к окончательному вердикту. Также в ведомстве работают над тем, чтобы избавить педагогов от излишней бумажной отчетности. Как показывает практика, к этому их вынуждают различные комиссии при акиматах (по борьбе с коррупцией, по делам несовершеннолетних, женщин, молодежи, по правонарушениям и т. д.), которых расплодилось очень много. Они запрашивают информацию от школ в письменном виде, и учителям приходится постоянно отвлекаться на составление бесчисленных отчетов. В этой связи министр образования и науки Ерлан Сагадиев на недавнем заседании правительства обратился к премьер-министру с просьбой поручить акимам «полностью запретить запрашивать информацию у школ, если она есть в Национальной образовательной базе данных (НОБД)».
Министерство также намерено добиться льгот для учителей и воспитателей. Уже внесено предложение о предоставлении привилегий при устройстве их детей в детские сады (по аналогии с военными). «Сеть детских садов растет, поэтому такую норму можно ввести», – считает глава МОН.

Автор: Андрей Песков

Комментарии

Нет комментариев

Комментарии к данной статье отсутствуют. Напишите первым!

Оставить мнение