ВОСКРЕСЕНЬЕ, 19 АВГУСТА 2018 ГОДА
647 20-10-2017, 00:09

Сквозь тернии к звездам

Как сообщили новостные ленты, сразу три казахстанских университета вошли в «топ-50» лучших вузов Европы и Центральной Азии. Столь почетные места они заняли в ежегодном рейтинге QS Emerging Europe and Central Asia.

Этот рейтинг формируется путем оценки университетов по восьми различным показателям. В последней «табели о рангах» 10-я позиция отдана Казахскому национальному университету им. аль-Фараби. За прошедший год старейший отечественный вуз поднялся на одну строчку, что с учетом высокой конкуренции можно расценить как несомненный успех. Достаточно сказать, что КазНУ опережает такие известные учебные заведения Российской Федерации, как Томский государственный университет (11-е место), Московский физико-технический институт – МФТИ (13е), Московский государственный технический университет – МГТУ им. Баумана (20-е).
Еще один казахстанский вуз — Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева – в этом рейтинге поднялся на целых одиннадцать ступеней и теперь располагается на 24-й строчке. А Казахский национальный исследовательский технический университет им. К. И. Сатпаева замыкает «топ-50».
Такие достижения стали результатом усилий государства и общества, взявшихся за структурные реформы, в результате которых была сформирована национальная модель образования, ориентированная на повышение качества подготовки специалистов.
Это был далеко не простой путь. Начался он с создания необходимой правовой и нормативной базы. В частности, были приняты Законы «Об образовании», «О высшем образовании», «О науке» и некоторые другие законодательные акты. Поэтапно реализованы пять государственных программ в этой сфере. Как следствие, казахстанская система высшего образования в структурном плане пришла в соответствие с международными стандартами.
На сегодня в Казахстане насчитывается 131 вуз, из них девять имеют статус национальных. Новаторским шагом стало открытие в 2010 году вуза нового типа – «Назарбаев Университета». В его стенах аккумулируется самый передовой опыт, который затем широко используется в практике других высших учебных заведений страны. За годы независимости подготовлены 2,7 млн. специалистов с высшим образованием. Ежегодное количество выпускников вузов за годы независимости увеличилось с 42-х тысяч до 142-х тысяч, или втрое.
С 2010 года Казахстан активно включился в так называемый Болонский процесс. Благодаря этому был осуществлен переход к трехступенчатой модели подготовки кадров: бакалавриат – магистратура – докторантура. Начиная с 2006-го, ежегодно 200 лучшим преподавателям присуждается грант на проведение научных исследований. В соответствии с поручением главы государства в 11 вузах ведется подготовка квалифицированных кадров для реализации госпрограммы индустриально-инновационного развития (ГПИИР-2). Начата подготовка 1900 специалистов по 24 инновационным образовательным программам. За счет средств Национального фонда созданы новые лаборатории, оснащенные современным оборудованием.
Реализуется социальный проект «Мәңгілік ел жастары – индустрияға!». Он предусматривает обу­чение молодежи из трудоизбыточных областей Казахстана в учебных заведениях тех регионов, которые испытывают дефицит кадров. В целях интеграции образования и науки четырьмя высшими учебными заведениями начата совместная с НИИ подготовка научных кадров – это КазНУ им. Аль-Фараби, КазНИТУ им. К.И. Сатпаева, КазНАУ и КАТУ им. С. Сейфуллина.
Все эти шаги в совокупности способствовали тому, что ведущие казахстанские университеты стали фигурировать в мировых рейтингах. В частности, два года назад в рейтинге Quacquarelli Symonds World University Rankings были названы сразу девять отечественных вузов.
На протяжении всех предыдущих лет активно решались проблемы, мешавшие развитию системы высшего образования. Например, можно вспомнить процесс оптимизации вузов, который осуществлялся по поручению президента страны. Как показал опыт, отдельные частные вузы с недостаточно квалифицированным профессорско-преподавательским составом и слабой материально-технической базой оказались не в состоянии обеспечить рынок труда квалифицированными кадрами. И именно на этом основополагающем тезисе – принципе ответственности перед обществом – был выстроен процесс оптимизации. По ее результатам вузы, не отвечавшие требованиям времени, были упразднены, их студентов перевели в более сильные университеты.
Еще одним шагом вперед стало нестандартное решение вопроса обеспечения вузов учебниками, и прежде всего на государственном языке. Раньше учебники на казахском языке для высших учебных заведений практически не издавались в централизованном порядке, а качество выпускаемых оставляло желать лучшего. Самые же передовые в мире учебники на английском языке, если и попадали в руки студентов, то с большим опозданием, поскольку они сначала годами переводились на русский, а уже потом такими же темпами на казахский. В этой ситуации профильное министерство сумело наладить оперативный перевод лучших зарубежных учебников с английского сразу на казахский язык и не менее оперативное их издание. Как следствие, в вузы поступили сотни тысяч современных учебников по многим дисциплинам. Такой механизм в Казахстане был запущен впервые.
Также был системно проработан и внедрен механизм академической мобильности. Лучшим студентам и магистрантам была предоставлена возможность за счет государственных средств (это практически уникальное явление в мировой практике) на определенный срок пройти обучение в лучших зарубежных университетах. При этом такое обучение и полученные знания учитывались в их родных вузах, а учебные программы заранее согласовывались. Это стало поистине прорывным шагом, который вывел наше высшее образование на новый уровень международного признания.
А еще можно отметить привлечение в казахстанские вузы авторитетных зарубежных профессоров. Да, такая практика существовала и ранее, но она носила эпизодический, кратковременный и, можно сказать, бессистемный характер, вследствие чего не оказывала заметного влияния на учебный процесс. И только тогда, когда подобные приглашения стали системными, длительными и детально согласованными с учебным процессом, их роль в повышении качества подготовки специалистов значительно возросла.
Образовательная среда – это та стратегическая точка роста, благодаря которой создается самый мощный инвестиционный ресурс – человеческий потенциал. Сегодня высшее образование превращается из затратной сферы в мощнейший фактор развития экономики.

Автор: Андрей Песков

Комментарии

Нет комментариев

Комментарии к данной статье отсутствуют. Напишите первым!

Оставить мнение