ЧЕТВЕРГ, 19 СЕНТЯБРЯ 2019 ГОДА
2017 20-10-2017, 00:03

Уникальный театр


В Концепции культурной политики РК есть емкий и несколько загадочный посыл: производство культурно-развлекательных форматов. Углубляясь в его расшифровку, вдруг совершаешь удивительные открытия, настолько этот тезис всеобъемлющ и продуктивен, он как бы дарует новую степень свободы в выборе и целей, и путей их достижения.

Год назад в Алматы был открыт Театр традиционного искусства. То была личная инициатива акима южной столицы Бауыржана Байбека. Он интуитивно почувствовал, насколько жизненно необходимы такой театр, такая сцена. Ибо они несут в себе великую культурно-просветительскую миссию, обнаруживая генетическое родство ныне реализуемой концепции с предшествующей судьбоносной программой – «Культурное наследие».

– Аким нашел место для театра, а общая площадь этого культурного центра составляет, между прочим, почти четыре гектара, – рассказывает доктор искусствоведения Асия Мухамбетова. – Он привлек к работе над проектом опытных архитекторов и дизайнеров. Он изыскал необходимые средства. Он выбрал оптимальный момент для презентации театра – она состоялась в День города, 18 августа 2016 года, и была посвящена 1000-летию Алматы и 25-летию независимости Казахстана.

Асия Ибадуллаевна – человек неравнодушный, воспринимающий как личную драму то, что некоторые из наших молодых соотечественников как бы начинают утрачивать связь со своими корнями, с духом номадизма и кочевой культуры. А дух этот живет прежде всего в мелодиях степи – в бессмертных кюях, терме, айтысах. И в песнях предков, так называемых ән-жыр.

– Мне приходится много ездить по городам и весям ближнего и дальнего зарубежья, –   говорит она. – Как человек, профессионально занимающийся проблемами музыки, я обратила внимание на то, что в Грузии, например, можно без проблем послушать хоровое многоголосие грузинского песенного мелоса. В Узбекистане с экранов телевизоров, по радио, с концертных площадок, почти не зная пауз, звучит то, что невозможно спутать ни с чем на свете – мелодический ряд узбекского сердца. Да и в таких странах, как, скажем, Франция, есть специальные концертные залы, где можно послушать старинную музыку, несущую в себе историческую ауру той или иной провинции.

– А у нас?

– А у нас с этим были проблемы.

– Какие? В конце концов, у нас есть Государственный академический ансамбль народных инструментов имени Курмангазы…

– Да, это наш бренд, наша визитная карточка. Но ансамбль более доступен зарубежному зрителю. Он действительно несет великую просветительскую миссию, являя миру казахский мелос, но услаждает слух не столько своих земляков, сколько зарубежных меломанов. Мы же имеем возможность общаться с ним лишь от случая к случаю. А вот так запросто, если душа казаха вдруг рванулась к заветному, затосковала по звукам домбры и кобыза, нам и пойти-то было некуда. Разве что заглянешь в тишину Музея казахских народных инструментов имени Ыхласа и обласкаешь глазами и душою уникальные раритеты.

Но чтобы они вступили с тобой в диалог, их должны коснуться горячие, нетерпеливые персты джигита или раздумчивое сердце аксакала. И вот теперь…

– Что теперь?

– Теперь все кардинально изменилось. На северо-западной окраине Алматы появился новый театр. Подчеркиваю: на окраине Алматы, на пересечении улиц Момышулы и Рыскулова. Но мне отчего-то кажется, что вопреки отдаленности от центра города этот уголок южной столицы теперь станет заветным, желанным для тех, чья душа истосковалась по нашему исконному мелосу. Ведь на открытии театра было заявлено, что его приоритетами являются… И были названы пять направлений, которые станут средоточием усилий. Это ән-жыр – народная казахская песня, терме – в его основе лежит импровизация, кюй – здесь комментарии излишни, айтыс – тоже, наверное, не нуждается в расшифровке. Все это, естественно, на любителя, на человека, который хочет утолить духовную жажду из глубоких колодцев кочевой культуры. И, наконец, пятое – мы сможем здесь увидеть наше национальное кино. Для этих целей в театре есть два кинозала, на 154 и 98 мест. Тут учтена вся палитра интересов истинного патриота. Да, я не сказала главного: концертный зал рассчитан на 724 места.

– Прошел год. И что же наш новый театр? К нему проторена народная тропа?

– У меня с самого начала было глубокое убеждение, что театр пустовать не будет, что к нему, как вы верно сказали, не зарастет народная тропа.

– Это лишь цитата из Пушкина…

– Но она здесь точна и уместна. Кроме сольных концертов наших мастеров искусств и популярных исполнителей, в театре состоялись республиканский конкурс жыршы и термеши, международный этнофестиваль. Важными событиями культурной жизни Алматы стали и конкурсы исполнителей традиционной музыки. А в преддверии 28-й Всемирной Универсиады на территории Театра традиционного искусства прошел этнофестиваль «Алатау алабында». То был истинный праздник, в течение десяти дней проводились музыкальные вечера, состоялся айтыс, причем его участниками были студенты, молодежь, а это, согласитесь, дорогого стоит.

– То есть все это всерьез и надолго?

– А как же!

– Кто же непосредственно руководит такой махиной? Здесь нужен человек не просто с живинкой, здесь нужен специалист, знающий глубины традиционной музыки, увлеченный ею до мозга костей. Кто он?

– Директор театра «Алатау» Берик Жусупов – человек, хорошо известный в медийных и музыкальных кругах. Ученый-фольклорист, жыршы, педагог-музыковед. Он побывал с гастрольными поездками в Германии и Франции, США и Голландии, Бельгии и Турции, Китае и России, Кыргызстане и Узбекистане. Еще будучи слушателем на подготовительных курсах нашей консерватории, он стал лауреатом республиканского конкурса «Жигер», а чуть позже – обладателем международной премии «Тюрксой». И, наконец, в 2000 году ему была присуждена государственная молодежная премия «Дарын». К тому же за его плечами большой опыт организаторской работы. Долгое время он был руководителем управления культуры Кызыл-Ординской области, где опять-таки радел и ратовал за возрождение и развитие традиций народного творчества, сохранение памятников древности, активно вовлекая в эти дела молодежь.

– С таким директором и театру, и любителям традиционной музыки крупно повезло?

– Еще как! По инициативе Берика Жусупова и с его благословения жыршы и жырау Казахстана получили от алматинского театра «Алатау» особую привилегию – возможность устраивать концерты с большими скидками. О чем артисты и руководство театра подписали соглашение. Кроме того, в театре будет открыт специальный курс по сохранению национальных традиций песенного мастерства.

– Слушаю вас и прихожу к выводу, что создание этого театра – одно из ярких проявлений культурно-развлекательных форматов, на которых делает особый акцент Концепция культурной политики.

Комментарии