ЧЕТВЕРГ, 22 ФЕВРАЛЯ 2018 ГОДА
357 20-10-2017, 00:01

С любовью к Мангистау

Режиссер Жанабек Жетируов завершил работу над экранизацией повести классика казахской литературы Абиша Кекилбаева «Колодец» («Шынырау»). Предполагается, что к концу ноября 90-минутная картина будет готова к выходу на экраны. В фильме четко прослеживается линия, о которой глава государства говорил в своей программной статье «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру».

Одной из задач этой картины является показ посредством языка кино неповторимых красот уникальнейшего уголка Казахстана – Мангистау. Именно поэтому в картину приглашен известный мастер – узбекский оператор Рифкат Ибрагимов, работавший с Андреем Тарковским и Сергеем Параджановым.
Жанабек Жетируов известен своими фильмами «Путевой обходчик» и «Аккыз», которые громко заявили о себе на международных фестивалях. В новой картине режиссер попытался показать отношение к духовным ценностям через героев прошлого. В центре сюжета – драматическая история кудыкшы – колодцекопателя Енсепа, мастера своего дела и человека могучей силы. Его редкий и мужественный труд не может не вызывать восхищения. Отовсюду только и слышится: «Народу нужна вода, а кто может лучше, чем вы, вырыв колодец, получить воду в пустынной степи?!». Да и сам Енсеп не чужд гордыни: «Пока стоит этот колодец, мое имя никто не забудет». И чем больше он богатеет, тем быстрее в нем исчезает простота, присущая его отцу, деду и прадеду, передавшим ему свое искусство, соучастие и сострадание к близким.
– Сильным людям всегда уготованы серьезные нравственные испытания, с которыми справится далеко не каждый человек, – говорит Жанабек Жетируов о своем киногерое.
История появления этой картины уходит корнями в 2012 год. Рассказывают, что Ермек Аманшаев, в ту пору руководитель национальной киностудии «Казахфильм» им. Ш.Айманова, собрав однажды режиссеров-аксакалов, поставил перед ними задачу – экранизировать «Колодец» Абиша Кекилбаева. Признанный мэтр отечественного кинематографа Сатыбалды Нарымбетов сказал, что давно мечтал снять такой фильм, но, увы, никак не может найти ключ к этому глубоко философскому произведению. Было несколько попыток подступиться к «Колодцу» и со стороны некоторых других режиссеров.
Они даже написали сценарии, но их кандидатуры отклонил еще живой в ту пору автор произведения.
Вот тогда глава нацио­нальной киностудии и поставил вопрос ребром: кто все-таки сможет «подобрать ключ» к повести Кекилбаева? Сакен Нарымбетов назвал имя Жанабека Жетируова.
– В конце 2013 года я написал первый вариант сценария – очень лаконичный, почти без диалогов, но с дополнительными героями и измененной концовкой – и поехал представлять его на суд автора в Астану, – рассказывает режиссер. – Абиш Кекилбаев сделал лишь одно замечание: не так достоверно показан тяжкий труд колодцекопателя. И посоветовал мне еще на этапе написания сценария съездить в Мангистаускую область. И я сделал это: объехал все колодцы в тех безводных краях. Был потрясен – не то слово! Если в других местах достаточно уйти в землю на 5-6 метров, чтобы добраться до воды, то там глубина колодцев достигает 80, а иногда и 100 метров.
В кастинге на главные, второстепенные и эпизодические роли приняли участие около сотни актеров. Колодцекопателя в картине играет актер Талдыкурганского драматического театра Алдаш Шалбаев, ставший известным благодаря созданному им образу Кунаева в картине Сергея Снежко «Так сошлись звезды». Желающих на эту интересную роль было много, но режиссер, зная Алдаша по работе в предыдущих своих картинах как пластичного и гибкого актера, остановил выбор именно на нем. Одну из ключевых ролей – Сагнай-бая – сыграл Даулет Кекилбаев, сын покойного классика. Есть в картине и привнесенная режиссером любовная линия. Сын Енсепа влюбляется в Акмоншак, дочку каракалпака. Администраторы буквально сбились с ног в поисках исполнительницы этой роли. Как и в прошлой картине Жанабека Жетируова «Аккыз», где героине надо было глубокой осенью падать в ледяную воду, его выручила дочь – Айжан Жетыру.
Особой своей удачей Жанабек Жетируов считает то, что в составе съемочной группы «Шынырау» работал Рифкат Ибрагимов. Это ученик знаменитого советского кинооператора Георгия Рерберга, имевшего репутацию соавтора режиссеров в построении художественной реальности. Рифкат, похоже, пошел по стопам своего учителя.
– Он и мне давал советы по сценарию, и художнику-постановщику помогал ставить кадры, – признается режиссер. – Одним из главных «героев» картины является море, с которым ведет беседу кудыкшы Енсеп. На натурные съемки в Мангистау было отпущено всего два дня. Но нам сказочно повезло: не успели снять тихое море (таким оно бывает летом), как буквально на следующий день поднялся ветер, пошел снег с дождем, на море появились волны. Рифкат вспомнил, что когда он работал на картине Бахтиера Худойназарова «В ожидании моря», такую погоду съемочная группа ждала полтора месяца. Я надеюсь, что моя картина благодаря работе такого мастера заставит многих по-новому всмотреться в красоту родного края и разглядеть в Мангистау дополнительные возможности для развития туризма. Почему бы нет? Одно то, что здесь, как считают в народе, похоронено 360 святых, уже о многом говорит.

Комментарии

Нет комментариев

Комментарии к данной статье отсутствуют. Напишите первым!

Оставить мнение