ВОСКРЕСЕНЬЕ, 22 ОКТЯБРЯ 2017 ГОДА
181 6-10-2017, 00:05

След динозавра на Шелковом пути

В феврале нынешнего года в рамках новой Концепции культурной политики РК был образован Национальный комитет по глобальным геопаркам ЮНЕСКО. Среди основных его задач – координация подготовки и предварительная оценка заявок на получение теми или иными объектами статуса геопарка.

Ученые считают, что при грамотном использовании в качестве объектов экологического туризма геопарки могут составить весьма существенную часть ВВП.

– Геологическое наследие Казахстана заслуживает не меньшего внимания, чем минеральное сырье, – уверен кандидат геолого-минералогических наук, член-корреспондент Академии минеральных ресурсов РК Илья Фишман. – Более того, его ценность не зависит от экономических кризисов и неуклонно будет увеличиваться в обозримом будущем. Являясь фактографической основой всей геологической науки, большинство объектов геологического наследия обладают необыкновенной эстетической и рекреационной значимостью. А главный принцип экологического туризма – чем сохраннее геологические памятники, тем больше доходы. Они могут рассказать много интересного, так как каждый из них – это окно в историю Земли.

Есть хорошо известное и очень точное образное сравнение – «страницы каменной летописи истории планеты». Здесь можно вспомнить о немецких традициях охраны природы. Король Пруссии Фридрих Вильгельм IV, «дабы эти прекрасные памятники доисторических времен сохранить для потомков», не просто издал в позапрошлом веке специальный указ, направленный на сохранение геологических памятников природы, но и скупал у землевладельцев участки, на которых они располагались. Его подвижничество имело продолжение. Ярчайший политик современности, нынешний канцлер ФРГ Ангела Меркель была в недавнем прошлом одним из лидеров экологического движения в Германии и опубликовала много материалов на тему экотуризма.

– Откуда пошло это понятие – геопарк?

– В середине 1990-х руководители ряда европейских заповедников – Франции, Испании, Германии, Греции – признав, что геологическому наследию уделяется ничтожно мало внимания, с целью дальнейшей его раскрутки придумали такое понятие, как геопарк. Эта идея была поддержана ЮНЕСКО, и сегодня во всем мире геопарки появляются как грибы после дождя. Их основой является неживая природа, иначе говоря, геологическое наследие в виде живописных скал, в которых ярко представлены события далекого геологического прошлого.

Многие геопарки могут быть открыты на так называемых ООПТ – особо охраняемых природных территориях. При этом первые не отторгаются от вторых, а помогают наглядно раскрыть сущность геологической истории, привлекая тем самым дополнительный поток туристов. Есть страны, чьи доходы от туризма соизмеримы с доходами от всего минерально-сырьевого комплекса нашей республики. При этом значительная часть посещаемых объектов приходится на экотуризм. В свое время я составлял карту объектов экологического туризма окрестностей Алматы. Это леса, арчевники, водопады, вершины, перевалы, скалодромы, лыжедромы, точки для дельтапланеризма и т.д. Каждый такой объект – национальное достояние. Чтобы составить правила пользования ими, я предлагал внести в Закон «О туризме» понятие «объект туризма». Сейчас оно вроде бы принято, но еще не получило широкого распространения при планировании.

Сегодня информация о правилах создания геопарков легкодоступна, но все-таки для распространения этой идеи в Казахстане необходим толчок. В 2012 году в преддверии 34-й сессии международного геологического конгресса в Австралии, в котором, как обычно, принимала участие и делегация нашей страны, под авторством моим и моей дочери Юлии Казаковой был издан альбом «Геопарки в Казахстане. Миллионы лет до Шелкового пути». Он вызвал большой интерес у участников конгресса. В том же году Казахстан провел международное совещание «Потенциал Земли и людей», где самой многочисленной была секция по геопаркам. А первую базу данных геологического наследия Казахстана мы создали еще в 90-х годах прошлого столетия. С использованием этой базы было подготовлено постановление правительства, которым в 2005 году утвержден перечень ценных объектов, имеющих геологическую природу.

– Что может дать Казахстану появление геопарков как неотъемлемой части экотуризма?

– Это позволит решить сразу несколько вопросов: сберечь природу, поднять качество жизни местного населения за счет создания дополнительных рабочих мест и способствовать пропаганде знаний о естественных науках. Как показывает мировой опыт, при успешной раскрутке геопарки быстро станут прибыльными. Но первые шаги на этом пути должны быть поддержаны – и экономически, и организационно – государством. Геопарки могут быть открыты во всех регионах Казахстана, даже в тех, которые считаются депрессивными. И еще. Когда говорят о развитии туризма, сразу начинают просить деньги на инфраструктуру, на строительство дорог и прочее. Но опросы ЮНЕСКО показали, что 70 процентов туристов не нуждаются в удобствах. При гарантии личной безопасности и при наличии здоровой пищи они согласны путешествовать по плохим дорогам и жить в палаточно-бивуачных условиях (в юртах, например). Во всем мире развитие геопарков начинается с приема именно таких малопритязательных туристов. Они принесут деньги на будущие дороги и отели. Самое главное – это пиар в хорошем смысле слова. В сфере туризма существует закон: хочешь заработать миллиард – затрать миллион на информацию.

– Выше вы уже упомянули, что каждый памятник природы – это летопись истории планеты Земля. Так что же удалось ученым прочитать в ней?

– А там написано, что если мы хотим знать наше будущее, то нам надо заглянуть в прошлое. Все катастрофы, которые происходили в течение 4,5 млрд. лет существования Земли, записаны в этой своеобразной летописи. Они, скажем прямо, случались не так уж и часто – примерно раз в 100-200 млн. лет. В результате были массовые вымирания родов, классов, но такого, чтобы жизнь прекратилась полностью, – не было. Наиболее известный пример – вымирание динозавров, которое произошло 70 млн. лет назад. Причиной стал громадный астероид. Взрыв от его падения поднял в воздух огромный объем пыли. Солнце померкло, над планетой воцарилась тьма. Когда она рассеялась, динозавров уже не было. Эти холоднокровные существа, как известно, согревались только за счет солнечного тепла.

Опасность для жизни может исходить и из глубин Земли. Так, на границе пермского и триасового периодов (около 250 млн. лет назад) на земную поверхность поднялось такое количество магмы и газа, что оно вызвало даже изменение атмосферы. Это была, выражаясь современным языком, экологическая катастрофа, но даже после этого жизнь на Земле продолжалась.

– Сейчас нам угрожают глобальным потеплением. Один известный общественный деятель призывал, например, с целью его предотвращения белить скалы под Алматы.

– Глобальные потепления (похолодания) обычно имеют естественные причины. Ледяная Гренландия, когда ее открыли, была зеленой страной (отсюда и название). Климатический вклад человека в это был и остается ничтожным. Но мы, как всегда, преувеличиваем свою роль: человечество еще не стало суперцивилизацией, способной расколоть или как-то серьезно повлиять на ту жизнь, которой живет планета Земля уже 4,5 млрд. лет. Она развивается по своим законам, а человек появился буквально секунду назад по сравнению с ее возрастом. И царем природы он может быть назван лишь в одном смысле: только человек способен изучить историю Земли и извлечь правильные выводы.

Автор: Сара САДЫК