СУББОТА, 23 СЕНТЯБРЯ 2017 ГОДА
193 8-09-2017, 00:00

Стратегия «Казахстан-2050»: можно ли выполнить ее досрочно?

Пять лет назад Нурсултан Назарбаев в своем Послании народу изложил Стратегию развития Казахстана до 2050 года. Она стала своеобразным путеводителем по вхождению нашей республики в число тридцати наиболее развитых стран мира. Для достижения этой грандиозной цели были разработаны планы по модернизации почти всех сфер деятельности государства. И хотя многие из них носят долгосрочный характер, первые результаты можно увидеть уже сегодня.

Как известно, взгляд со стороны всегда более объективный, а потому мы решили посмотреть на динамику экономического развития страны глазами зарубежных экспертов. Одними из самых авторитетных в этой области считаются аналитики Международного института развития менеджмента (IMD, Швейцария, Лозанна), которые на основании своих исследований ежегодно составляют рейтинги конкурентоспособности стран мира. И хотя Казахстан присутствует в них уже около десяти лет, мы решили не утомлять читателя цифрами и не «ворошить прошлое», а проанализировать лишь данные за последние два года.
Интересно, что самым успешным годом для Казахстана в рейтинге IMD стал именно 2017-й, когда он занял 32-е место из 63-х. Надо заметить, что этот показатель вряд ли бы заинтересовал нас, если бы не следующие обстоятельства. Во-первых, по сравнению с предыдущим годом наша страна поднялась сразу на 15 позиций, тем самым совершив наибольший рывок. Во-вторых, Казахстану удалось оставить позади себя такие страны, как Испания (34-е место), Италия (44-е), Индия (45-е), Россия (46-е) и Турция (47-е).
Как считают эксперты IMD, Казахстан укрепил свои позиции в рейтинге конкурентоспособности благодаря восстановлению активности национальной экономики в 2016 году и, собственно, росту экономических показателей. Кроме того, по их мнению, на улучшение ситуации в стране во многом повлияли проводимые в последнее время институциональные реформы. Причем наибольшие оценки эксперты поставили нам за такие факторы, как «эффективность правительства» (здесь Казахстан занял 19-е место, поднявшись на 12 позиций), «эффективность бизнеса» (23-е место, плюс 21) и «инфраструктура» (43-е место, плюс 5), а также за такие субфакторы, как «государственные финансы» (4-е место, плюс 47 позиций) и «практика менеджмента» (14-е место, плюс 32).
Что касается отечественных экспертов, то высокие рейтинги Казахстана они связывают непосредственно с началом реализации Стратегии «Казахстан-2050». По их словам, многие из связанных с этим достижений можно, в прямом смысле, пощупать руками. Взять, к примеру, госпрограмму индустриально-инновационного развития РК на 2015-2019 годы (вторая пятилетка ГПИИР), разработанную в соответствии с долгосрочными приоритетами Стратегии. Она является логическим продолжением первой такой же программы, рассчитанной на 2010-2014 годы, и преследует ту же цель – развитие и стимулирование обрабатывающей промышленности. В целом за 2010-2016 годы в стране был реализован 961 проект на сумму 4 трлн. тенге; создано 90,6 тыс. постоянных рабочих мест; произведено продукции на сумму порядка 7,5 трлн. тенге.
Если же брать нынешний год, то за первые семь месяцев реальный рост производства на предприятиях обрабатывающего сектора составил 6,3 процента относительно аналогичного периода 2016-го. Его обеспечили в основном такие отрасли, как металлургия, производство продуктов питания, нефтепереработка, фармацевтика, легкая промышленность, машиностроение, производство стройматериалов. Параллельно выросла и производительность труда – на 5,3 процента. Что касается экспорта продукции обрабатывающей промышленности, то в январе-мае с.г. его объем составил 6,2 млрд. долларов, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 27,8 процента. Как утверждают эксперты, это произошло благодаря хорошей конъюнктуре на мировых рынках, расширению рынка сбыта. При этом объем инвестиций в основной капитал в обрабатывающей промышленности составил 478,6 млрд. тенге, что на 49,3 млрд. больше по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Положительный эффект программы индустриализации заключается и в том, что в дополнение к традиционным отраслям появились такие новые динамично развивающиеся, как титановая промышленность, переработка редкоземельных металлов, железнодорожное машиностроение, солнечная энергетика. Ожидается, что в рамках второй пятилетки будет реализовано порядка 400 проектов на общую сумму 11 трлн. тенге с созданием более 70 тыс. постоянных рабочих мест. В том числе до конца текущего года запланирован ввод 60 индустриальных объектов на сумму порядка 700 млрд. тенге с созданием около 7 тыс. постоянных рабочих мест.
Не меньшую продуктивность демонстрирует еще одна госпрограмма, разработанная в дополнение к Стратегии-2050, – «Нұрлы жол». Напомним, она рассчитана на 2015-2019 годы, ее цель – создание единого экономического рынка Казахстана путем формирования макрорегионов страны с определением статуса Алматы, Астаны, Актобе, Шымкента и Усть-Каменогорска как городов-хабов национального и международного уровня с современной инфраструктурой, а также интеграция транспортной инфраструктуры страны в международную транспортную систему.
О том, насколько это удается, в ходе недавнего брифинга в Службе центральных коммуникаций рассказал директор департамента развития отраслей экономики Министерства национальной экономики РК Ержан Казанбаев.
По его словам, за два года строительно-ремонтными работами были охвачены 2 тыс. км дорог, из которых введено в эксплуатацию более 1,3 тыс. км. Ведется строительство ж/д линий Боржакты–Ерсай, Алматы–Шу, паромной переправы в п. Курык и аэропорта в городе Астана. Благодаря программе «Нурлы жол» также были реконструированы порядка 1100 км инженерных сетей, 11 котельных и 11 насосных станций.
Казанбаев сообщил и о том, что в соответствии с поручением главы государства ликвидировать к 2018 году трехсменное обучение и избавиться от аварийных школьных зданий было введено 52 объекта образования, в том числе 35 школ и 17 детских садов. Плюс в рамках этой программы удалось обеспечить новым жильем тысячи казахстанцев: всего за два с половиной года введены в эксплуатацию несколько миллионов квадратных метров.
Очевидно, что экономический рост невозможен без участия предприятий среднего и малого бизнеса. Поэтому глава государства в Стратегии «Казахстан-2050» поставил четкую задачу – обеспечить к 2050 году вклад МСБ в ВВП страны на уровне не менее 50 процентов. В этих целях правительство и региональные власти предложили комплекс мер по развитию предпринимательства, в том числе семейного. Одна из них — расширение объемов микрокредитования. Разумеется, делать выводы, насколько эффективными окажутся эти меры, пока рано. Однако тот факт, что общее количество активных субъектов малого предпринимательства ежегодно увеличивалось в среднем на 9 процентов и за пять лет возросло уже на 41,3 процента, говорит о том, что Казахстан движется в верном направлении.
К сожалению, ограниченность газетной площади не позволяет рассказать обо всех экономических достижениях в рамках Стратегии «Казахстан-2050». Благодаря ей, к примеру, активно развиваются такие сферы, как образование, медицина, наука, зеленая энергетика… Впрочем, даже по приведенным выше цифрам видно, какой положительный эффект она принесла. Остается надеяться, что эта работа с каждым годом будет только усиливаться, приближая Казахстан к заветной цели. Тем более что прецеденты у нас уже есть: как заявил сам глава государства, предыдущая Стратегия-2030 по целому ряду направлений выполнена досрочно.

Автор: Светлана Борисова

Комментарии

Author кто-то
Редактировать / Удалить/ Цитировать
14-сен-2017, 10:51

Напрягают эти разговоры о досрочности исполнения 2030, теперь 2050. Если выполнены этапные задачи, то это не значит, что и сама стратегия в целом выполнена. И вообще - надо ли ставить мелкие целевые ориентиры, которые выполняются уже в начале пути?

Оставить мнение