ПОНЕДЕЛЬНИК, 11 ДЕКАБРЯ 2017 ГОДА
1199 16-06-2017, 00:08

СЭЗы в Казахстане: пациент скорее мертв, чем жив?

Правительство развернуло очередную масштабную операцию по спасению специальных экономических зон. Правда, в своеобразном формате. Теперь ставка делается не на дополнительные финансовые вливания, которыми у нас традиционно латают дыры, а на заокеанских волшебников, которые, как ожидается, по мановению волшебной палочки превратят, простите уж за выражение, дерьмо в конфетку.

Зомбиленды

Специальные экономические зоны в Казахстане стали появляться еще в 1990-х. Они-то и должны были стать пресловутыми точками роста и драйверами экономики. Тогда это казалось логичным и оправданным, ведь практика создания СЭЗ в различных странах, особенно в США, Великобритании, Китае, Арабских Эмиратах, доказала свою эффективность. Государственная помощь, оказываемая перспективным предприятиям в течение трех-пяти лет, позволяла бизнесу встать на ноги и отправиться в свободное плавание, а государству пожинать плоды в виде взимаемых налогов и пошлин, повышения динамики экономического роста и социальной стабильности.

Однако создаваемые в казахстанских зонах предприятия и компании на такую роль, мягко говоря, не тянули, хотя и пользовались суперпреференциями со стороны государства. Конечно, попадались и такие, которые активно старались использовать нежданно попавший в руки козырь, становясь в итоге успешными примерами проводимой государственной политики. Но количество таких эталонных производств было настолько мало, что в общем объеме они занимали незначительную долю. Словом, получилось, что в наших реалиях овчинка вовсе не стоила выделки, вернее, тех средств, что были потрачены на мечту. А речь идет об очень значительных суммах: по официальным данным, на создание инфраструктуры таких зон государство потратило в общей сложности свыше 270 миллиардов тенге. Больше трети этих средств были «взяты взаймы» у будущих поколений, то есть в Нацфонде.

Неудивительно, что в 2013-м «главный архитектор», несмотря на потраченные впустую годы и сотни миллиардов, решил свернуть лавочку. Осенью того года президент страны поручил тогдашнему премьер-министру РК Серику Ахметову разобраться со всеми СЭЗ. «Которые не нужны, не работают, ликвидируйте их. Это трата государственных денег», – констатировал глава государства. И с большой долей вероятности можно было предположить, что по специальным зонам все-таки справят пышные поминки, если бы в дело не вмешались «шаманы» из Министерства индустрии и новых технологий, как называлось в ту пору это ведомство. Устроенная ими операция «Выстрел в гробу» привела к разработке новой методики по оживлению мертвецов. Разумеется, создавалась она не бесплатно и с привлечением из-за рубежа «шаманов» высшего разряда, сколотивших деньги и имя на консалтинговых услугах.

Справедливости ради следует отметить: скорее всего, советчики со стороны подвигли наших чиновников на вполне здравые шаги, что привело хоть к каким-то результатам, которые не стыдно отобразить в отчетах СЭЗ. Для примера стоит привести данные по СЭЗ «Парк информационных технологий Алатау». Если в 2014-м выручка от реализации товаров, работ и услуг по приоритетным видам деятельности компаний-участников СЭЗ составила 10,5 миллиарда тенге, то в следующем году она достигла 16,1 миллиарда, а в 2016-м – 24,7 миллиарда тенге. Рост, как говорится, налицо. На территорию этой специальной зоны стали заходить компании с мировым именем – например, EPAM Systems, услугами которой пользуются такие известные транснациональные корпорации, как Google, Coca-Cola, Adidas, Thomson Reuters, Barclay`sPlc.

Некоторые из существующих в стране СЭЗ, по словам чиновников, и вовсе отбиваются от желающих из-за своей переполненности – это СЭЗ «Астана – новый город и «Онтустик».

Казалось бы, нам наконец-то удалось ухватить птицу счастья за хвост. Но, как выясняется, рано радоваться. Подобного рода цифры и факты могут впечатлить только легковозбудимую публику. Их несоответствие реальному положению дел стало очевидным и для специалистов, и для депутатов. Последние, кстати, пару лет назад к числу эффективных причисляли лишь две СЭЗ – «Астана – новый город» и «Морпорт Актау». Да и то благодаря лишь особому вниманию и поддержке со стороны президента страны…

И с таким мнением трудно не согласиться. За исключением СЭЗ «Хоргосские ворота», в деятельности которой активно участвует КТЖ, развивая логистический хаб, роль главы государства в этом деле является определяющей. Особенно осязаемой она становится во время его зарубежных поездок, которые в большинстве случаев заканчиваются массой подписанных соглашений и договоров по проектам, реализуемым в том числе на территориях СЭЗ.

Заграница нам поможет?

С того момента, как президент страны приказал «казнить» СЭЗы, минуло почти четыре года, а по существу воз и ныне там. Не так давно первый вице-премьер Аскар Мамин снова озвучил диагноз жизнеспособности СЭЗ. И он опять неутешителен: «не так активно, как хотелось бы». Понятное дело, что Аскар Мамин деликатничает и не рубит с плеча правду-матку, а говорит лишь о том, что лежит на поверхности: «Отдельные акиматы, местные исполнительные органы мало уделяют внимания вопросам привлечения инвестиций, наполнения проектов СЭЗ».

Это действительно серьезная проблема. Но всего лишь одна из многих. Не менее остро стоят и другие. Во-первых, это затягивание сроков отвода земельных участков и недостаточно быстрое строительство инфраструктурных сооружений, что, в свою очередь, приводит к увеличению времени между принятием решения о создании зоны и воплощением замысла. Данное обстоятельство фактически обесценивает саму идею, так как значительно сокращает период льготного существования предприятий, открываемых на территории СЭЗ. Во-вторых, это качество проектов, отбираемых для реализации. Увы, нет никаких гарантий, что государство, пуская в зону компанию и предоставляя ей беспрецедентные льготы, не получит обыкновенную пустышку – достаточно вспомнить скандал с выпуском планшетников в СЭЗ «Морпорт Актау». Наконец, в-третьих, это то, что льготами и преференциями в половине случаев пользуются предприятия, далекие от производства уникальной для Казахстана продукции (заводы по выпуску керамзитового кирпича и железобетонных изделий сложно назвать прорывными), что тоже девальвирует саму идею и ставит в неравные условия производителей однотипных товаров.

Подобные «нюансы» в деятельности СЭЗ, безу­словно, не являются тайной за семью печатями для членов правительства. Но, похоже, разобраться с ними они просто не в состоянии. А потому не придумали ничего лучшего, чем избавиться от проблем. По крайней мере, именно так выглядят предлагаемые ими новшества по организации работы СЭЗ.

Во-первых, все СЭЗы теперь, скорее всего, наполнятся под завязку и перестанут испытывать дефицит в резидентах. А это еще один камень преткновения в развитии специальных экономических зон. Например, на территории СЭЗ «Павлодар» зарегистрировано 45 участников. Реально же работают только три предприятия. Об этом без прикрас рассказывает официальный сайт областного управления индустриально-инновационного управления. Но мудрствовать лукаво никто не стал. На законодательном уровне решено упростить согласование проектов, не имеющих отношения к приоритетным видам деятельности той или иной СЭЗ. Ничего не скажешь, сильный ход.

Во-вторых, ответственность за возможные провалы будет, как минимум, размыта. И тут нужны пояснения. Специальные зоны в большинстве случаев управляются государственными коммунальными предприятиями, в руководство которых входят сотрудники акиматов, не нюхавшие пороху в бизнесе и не зарекомендовавшие себя в качестве эффективных государственных менеджеров, а также представители региональной бизнес-элиты в качестве независимых директоров. Понятное дело, рассчитывать на что-то серьезное с такими управленцами изначально не приходилось. Но теперь проблема будет решена. Как? Да очень просто. Чиновники пойдут на поклон к мировым экономическим светилам и будут просить их взяться за реанимацию балласта под названием СЭЗ. Премьер-министр Бакытжан Сагинтаев так и сказал акимам: «Своими силами, акиматовскими, мы не сможем это сделать. Мы сейчас в этом убеждаемся: лучше отдайте в руки тех, кто умеет управлять и знает, как это создавать».

Очереди желающих управлять нашими СЭЗ, конечно, не выстраиваются. Но уже называются три компании, готовые к подвигу. Дубайская DP World подписала с акиматом Мангыстауской области меморандум на управление СЭЗ «Морпорт Актау». Сингапурская компания «ЭДИС» привлечена к управлению двумя региональными СЭЗ – какими, не уточняется. А акимат Карагандинской области, как стало известно, ведет переговоры с ирландской IDI.

В принципе, можно было бы признать, что в сложившейся ситуации это единственно верное решение, тем более что государство готово предоставить участникам зон налоговые льготы. Но только в том случае, если бы была уверенность в том, что заграница нам действительно поможет. А такой уверенности, увы, нет. К тому же пока неизвестны цена вопроса и условия, на которых зарубежные профи согласятся выводить наши СЭЗы из зоны абсурда, а также то, как это скажется на рентабельности проектов, реализуемых в зонах. Хотя эти моменты, скорее всего, будут прикрыты покрывалом коммерческой тайны, под которым, как известно, можно проворачивать не только дела, но и «делишки», что, например, в Украине чуть было не продемонстрировала пришедшая и к нам DP World. Ее «дочка» P&Omaritime намеревалась управлять Одесским морским портом и инвестировать в него 50 миллионов долларов. Правда, инвестиции были весьма своеобразными и заключались в покупке у порта 12 буксиров на те же самые 50 миллионов долларов. Причем – важный нюанс – в рассрочку на десять лет. Украинские чиновники приняли такие условия, хотя по итогам прошлого года эти 12 буксиров принесли порту прибыль в 13,7 миллиона долларов. Когда сей факт стал достоянием гласности и вызвал общественное возмущение, сделка сорвалась.

Конечно, сейчас трудно сказать, насколько профессионально, а главное, порядочно поведут себя иностранцы в наших степях, но поводы к размышлению более чем серьезные. К тому же они, по сути, ничего не теряют и мало чем рискуют. В случае чего за решетку их ни при каких раскладах не посадишь, а если размер гешефта не устроит, всегда можно три раза вслух произнести «талак» и с гордо поднятой головой хлопнуть дверью, что опять же успешно проворачивает DP World. Имеется в виду концессионное соглашение на право строительства, оперирования и расширения контейнерного терминала в порту Фуджейра, подписанное компанией в 2005 году. Тогда DP World много чего заявляла и обещала. В частности, превратить этот порт в глубоководный центр траншипмента для всего региона Персидского залива, Индийского полуострова, Пакистана, Ирана, региона Красного моря и восточной Африки и инвестировать в его развитие до 155 миллионов. Но в итоге все закончилось тем, что в этом году компания без указания причин расторгла соглашение.

Конечно, уповать на то, что «заграница поможет», удобно, но не обернется ли это очередной управленческой ошибкой? Вопрос, как говорится, на засыпку. С другой стороны, что мы теряем? Одним экспериментом больше, одним меньше – особой роли это не играет. СЭЗы не вечны. Самая молодая из них – «Химпарк Тараз» – прекратит свое существование в 2037 году. И тогда уже само время расставит все точки над i. Правда, если и иностранцы окажутся бессильны, то миллиарды, потраченные на создание СЭЗ, могут уйти в песок.

Автор: Юлия Кисткина

Комментарии

Нет комментариев

Комментарии к данной статье отсутствуют. Напишите первым!

Оставить мнение