ПОНЕДЕЛЬНИК, 22 ЯНВАРЯ 2018 ГОДА
1298 27-04-2017, 11:12

Как научить Родину любить?

1 мая казахстанцы «широко» отметят День единства народа Казахстана. Нет, они не выйдут дружно на площадь, не станут махать флажками или участвовать в патриотических мероприятиях, как в «старые добрые времена». Они массово уедут за город, где будут открывать пикниково-дачный сезон и радоваться еще одному законному выходному…

Увы, но «казахский первомай», как и многие другие национально-патриотические праздники, в народе так и не прижился. Граждане отмечают его на протяжении уже 22-х лет, но до сих пор плохо понимают его смысл и предназначение. В их восприятии это очередное казенное мероприятие, на которое загоняют бюджетников и студентов, но отнюдь не повод вспомнить о каких-то объединяющих началах, проявить свою любовь к Родине.

Но самое печальное заключается в другом. Причиной общественного равнодушия к подобным мероприятиям является не то, что наши граждане­ недостаточно патрио­тичны (как раз таки в большинстве своем они искренне считают себя «патриотами», во всяком случае, на словах – об этом говорят результаты многочисленных соц­опросов), а тот факт, что до сих пор государство не занималось всерьез патрио­тическим воспитанием.

Да, выделялись деньги, писались законы и программы, проводились различные акции, но все это давало очень слабый эффект. За нарядными декорациями не было ни достойных идей, ни мощной теории, ни глубокой философии... Если на протяжении последних лет и наблюдались всплески массового патриотизма, то они скорее рождались снизу, а не культивировались сверху. Зато буйным цветом расцвел в Казахстане так называемый квасной патриотизм, не имеющий никакого отношения к патриотизму подлинному. Удобный с виду, он на самом деле может оказаться опасным и разрушительным.

Впрочем, сложно вырастить истинных патрио­тов в обществе, в котором граждане не совсем доверяют власти, ставят собственные интересы выше государственных.

В конце прошлого года в Казахстане было проведено масштабное социологическое исследование на тему казахстанского патриотизма и общенацио­нальной идентичности. Сегодня у нас в гостях его автор – социолог Айгуль Есенгалиева.

– Перед каждым государством стоит задача находить и укреплять нити, объединяющие всех жителей страны. В этом плане поучителен советский опыт, хотя тогда было больше «военно-патриотическое воспитание», нацеленное на то, чтобы в случае чего граждане были «всегда готовы!». А что мы можем предложить подрастающему поколению сегодня? Достаточны ли усилия государства в плане воспитания своих граждан?

– Действительно, в советское время была выстроена система военно-патриотического воспитания. Она была четко продуманной, с работающими на всех уровнях элементами: ценностями, программами, фильмами, книгами, акциями, теле- и радиопередачами, учебными программами, профессионалами-идеологами.

К сожалению, в Казахстане, на мой взгляд, такая система еще не сформировалась. Да, государство регулярно предпринимает попытки объединить казахстанцев вокруг какой-нибудь национально-патриотической идеи. Власти прекрасно понимают, что для сохранения государства с обширной территорией, которую населяют представители более ста этносов и 46 конфессий, необходима мощная объединяющая основа.

Например, для решения этой задачи были приняты программные документы, концепции, планы (общенациональная патриотическая идея «Мәңгiлiк ел», Доктрина национального единства Казахстана, Концепция укрепления и развития казахстанской идентичности и единства и т.п.). Однако большинство наших сограждан воспринимает эти идеи формально.

О новом казахстанском патриотизме говорят везде: на официальных собраниях, различных мероприятиях, всевозможных акциях, на государственных теле- и радиоканалах. Однако его еще нет в умах и сердцах жителей страны.

– За годы существования независимого Казахстана были приняты десятки идеологических программ и стратегий, но пока ни один из заявленных национальных проектов не был должным образом реализован. Что с ними не так? Почему они не работают? А ведь на каждый из них государство тратит огромные ресурсы – как человеческие, так и материальные. Выходит, впустую?

– Причиной неэффективности выдвигаемых патриотических концепций и программ является прежде всего то, что они плохо проработаны и поверхностны. В них отсутствуют глубина, философия, ценностная основа. Кроме того, заявленные патриотические концепции не нашли достойного (в плане убедительности, способности оказать влияние на сознание людей) отражения в учебниках, хороших книгах, фильмах, теле- и радиопрограммах и т.д.

– А вы можете сказать, какие группы населения у нас наиболее патриотичны и с чем это связано?

– Разумеется, патриотизм в современном Казахстане имеет разные лица и проявления. Особенно сильно ощущается разница в возрастном срезе. Более патриотичны люди старшего поколения, менее – молодые казахстанцы. Интересно также, что среди казахскоязычного населения патриотически настроенных людей гораздо больше, чем среди русскоязычного.

Ощутима разница и в плоскости «село – город». Как показывают исследования, о любви и преданности родине чаще говорят жители сельской местности, нежели горожане.

– Вы сказали, что молодые казахстанцы менее патриотичны, и это очень серьезная проблема. Но, с другой стороны, их можно понять. Скажем, вырос юноша, а что для него сделала родина: в садике за него платили родители, в школе тоже приходилось, в вузе тем более, работу найти сложно, жилье – еще сложнее. Будет ли он любить и защищать родину? Сейчас многие молодые люди, причем самые толковые, стремятся уехать за границу, поскольку считают, что там им будет легче реализовать себя…

– Действительно, большую тревогу вызывает молодое поколение казахстанцев, имеющих западное образование или обучающихся на английском языке. Согласно данным некоторых опросов, большинство выпускников зарубежных вузов, обу­чавшихся по программе «Болашак», при первой же возможности хотели бы уехать из Казахстана, чтобы жить и работать в другой стране.

Кроме того, неутешительными оказались результаты социологичес­кого опроса, проведенного среди школьников, которые учатся в наиболее престижных школах страны. На вопрос: «Если бы у вас была возможность уехать в другую, более развитую страну, вы бы уехали или же остались бы в Казахстане?» большинство ответили, что выбрали бы переезд.

Чтобы новый казахстанский патриотизм заработал как национальная идеология и действительно стал неотъемлемой ценностью казахстанцев, особенно молодых, необходимо создать качественную, глубоко продуманную, связанную с современной реальностью программу и обеспечить ее внедрение на всех уровнях повседневной жизни людей.

– Вы также отметили, что более патриотичными в нашей стране являются люди старшего поколения, то есть те, кто застал советское время. В этой связи такой вопрос: а как сильно казахстанский патрио­тизм отличается от советского?

– Конечно, взгляды современных казахстанцев существенно отличаются от советской иждивенчес­ко-пассивной позиции, когда считалось, что все должно делать только государство. Подавляющее большинство участников, охваченных исследованием, считают, что благополучие общества и будущее страны являются как ответственностью государства, так и личной ответственностью каждого.

– И все-таки, что представляет из себя современный казахстанский патрио­тизм?

– На наши вопросы большинство респондентов отвечали, что чувствуют гордость за Казахстан, не собираются покидать страну и связывают свое будущее с ней. Интересно при этом, что патриотизм казахстанцев имеет эмоциональную окраску и характеризуется активно-деятельной позицией.

Согласно полученным данным, понятие «единый народ Казахстана» еще не интегрировано в общественное сознание. Наши соотечественники готовы любить и любят свою родину, однако пока не в контексте нового казахстанского патриотизма.

Вырисовывается интересная картина: казахстанцы считают себя пат­риотами, но пока еще не представителями единого народа Казахстана. Данное противоречие объясняется, как я уже говорила, пока еще искусственным, формальным восприятием понятия «единый народ Казахстана» со стороны населения.

– Может, уже стоит поменять тактику? Ведь наверняка есть вещи, способные дать больший эффект и при этом не требующие серьезных затрат. Как вы считаете, что могло бы послужить хорошим стимулом для роста патриотизма среди наших граждан?

– Да, наши граждане не верят в новый казахстанский патриотизм, но при этом являются глубоко патриотичными людьми. Они очень любят, переживают за свою родину и радуются как дети, когда появляется повод гордиться ею. Ярким примером патриотизма по-казахстански является так называемая «димашемания», или «эффект Димаша». Наш молодой певец своими победами на престижном китайском музыкальном конкурсе I am a Singer поднял мощную волну патриотизма в Казахстане. На протяжении последних трех месяцев в Youtube под каждым новым видеосюжетом выступления Димаша Кудайбергенова в Китае появлялись тысячи комментариев казахстанцев, которые писали о своей благодарности певцу за то, что он прославил нашу страну на весь мир. Люди со всех регионов признавались в том, что их переполняет гордость за то, что казахские песни теперь слушают миллионы людей из других стран.

Казахстанцы любят свою родину, гордятся ею. Необходимо просто оформить эту любовь в грамотную, взвешенную и глубокую систему патриотического воспитания.

Автор: Сауле Исабаева

Комментарии

Author Алексей
Редактировать / Удалить/ Цитировать
27-апр-2017, 19:33

Патриотизм начнётся тогда, когда депутаты и члены правительства своих детей будут принципиально обучать в Казахстане; когда все свои накопленные непосильным трудом средства они же будут хранить в казахстанских банках; и когда доходы, полученные от продажи наших национальных природных богатств, будут распределяться между всеми гражданами Казахстана. Вот тогда у нашего патриотизма появится бетонное основание.

Author Kardinal
Редактировать / Удалить/ Цитировать
27-ноя-2017, 09:02

Мы любим свою Родину, а руководимое нами правительство: навряд ли Родину нашу любит. Они любят свой карман-патриоты своего кармана. А то бы народ, руководимый ими, так же шикарно жил, как они сами.

Оставить мнение