ЧЕТВЕРГ, 19 ОКТЯБРЯ 2017 ГОДА
3414 23-12-2016, 00:40

Для чего в госорганах созданы службы безопасности?

Во многих госорганах сегодня действуют собственные службы безопасности. Зачем они нужны, каковы их цели, оправдывают ли они свое существование, как упорядочить их деятельность? Об этом мы беседуем с государственным советником юстиции 3-го класса, судьей в отставке, кандидатом юридических наук Мухамеджаном Пакирдиновым.

– Мухамеджан Ахмедияевич, когда и с какой целью были созданы эти службы?

– Службы безопасности государственных органов, именуемые в ряде случаев службами внутренней (собственной) безопасности, сегодня стали обыденным явлением. Начало их деятельности восходит к моменту обретения нашей страной независимости, так что сегодня они вправе отметить своеобразный юбилей.

С какой целью были созданы эти службы и оправдывают ли они свое предназначение? Безусловно, главной задачей каждой из них является обеспечение безопасности деятельности госоргана, ее сотрудников, выявление и предотвращение нарушений государственной дисциплины, в том числе коррупционных правонарушений. Как правило, эти службы подотчетны первым руководителям госорганов. В одних ведомствах они действуют в виде отделов и управлений, в других, прежде всего центральных, им придан статус департаментов, что, впрочем, не гарантирует эффективности их деятельности. Полезность данных служб определяется, главным образом, качеством их работы. С учетом все возрастающего количества нарушений государственной дисциплины со стороны чиновников и совершаемых ими коррупционных преступлений существование таких служб является вполне оправданным.

– Каким образом определяется эффективность работы служб безопасности?

– Она определяется количеством выявленных ими фактов нарушений государственной дисциплины и коррупционных правонарушений, а в идеале – отсутствием таковых в конкретном ведомстве. Зачастую эти службы возглавляют бывшие сотрудники правоохранительных органов. Думается, нет необходимости вдаваться в методы их работы, однако следует отметить, что общими для таких служб являются применение современных информационных технологий, начиная с пропускных пунктов и использования видеокамер; соблюдение правил внутреннего распорядка и режима работы с секретными документами; предупреждение недоз­воленных контактов с посторонними лицами на служебном месте; выявление схем, порождающих либо способных породить правонарушения. Также не секрет, что сотрудники этих служб взаимодействуют с работниками правоохранительных органов в целях получения информации о недостойном поведении госслужащих, находящихся под их контролем. В отдельных случаях подобное «сотрудничество» является формальным, то есть правоохранительные органы позволяют работникам служб подключиться к операции по задержанию коррумпированного госслужащего только на заключительной стадии и при условии, что данная информация останется конфиденциальной. Такое практикуется при задержании сотрудника правоохранительного органа, и делается это для того, чтобы показать «принципиальность» службы в борьбе с коррупцией в своем ведомстве.

– Какие проблемы и упущения имеются в деятельности служб безопасности?

– На мой взгляд, главная проблема связана с правовой стороной их работы. Дело в том, что раньше вопросами соблюдения госслужащими трудовой дисциплины, привлечения их к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений занимались кадровые службы ведомств и предприятий. Понятие «коррупция» на законодательном уровне появилось только в 1998 году, а до этого подобного рода правонарушения охватывались формулировкой «злоупотребление служебным положением». И только после обретения страной независимости как грибы после дождя стали появляться службы безопасности – в государственных организациях, правоохранительных и судебных органах, в квазигосударственном секторе экономики, предпринимательских структурах.

Вопрос заключается в следующем. Если деятельность госоргана регулируется законами, (например, «О прокуратуре Республики Казахстан», «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» и т.д.), то деятельность служб безопасности не регламентирована ни законами, ни иными нормативно-правыми актами. Отсюда и разнобой в полномочиях, а также в методах их работы.

Общеизвестно, что при оценке эффективности деятельности госорганов и нацкомпаний во главу угла ставится состояние антикоррупционной дисциплины. В частности, стало модным публиковать в СМИ рейтинги уровня коррупциогенности госорганов. Однако их достоверность часто вызывает сомнения ввиду субъективности принимаемых за основу показателей.

На сегодняшний день службы безопасности руководствуются в своей работе Конституцией республики, Трудовым кодексом, законами «О государственной службе», «О противодействии коррупции», ведомственными этическими кодексами, приказами и т.д. Между тем назрела необходимость в принятии отдельного закона о службах безопасности либо соответствующего нормативного постановления правительства. Это, безусловно, упорядочило бы их деятельность.

Фото: caravan.kz

Автор: Алан Саттаров

Комментарии

Нет комментариев

Комментарии к данной статье отсутствуют. Напишите первым!

Оставить мнение