СУББОТА, 20 ЯНВАРЯ 2018 ГОДА
1029 2-12-2016, 00:05

Казахстан повышает свою водную безопасность

28 ноября в Алматы прошел третий Казахстанский вод­ный форум, в котором приняли участие представители ряда министерств, крупнейших университетов, научных центров и водной индустрии Казахстана, а также иностранные партнеры.

Такой состав собравшихся неслучаен, ведь основная цель, которую преследовали устроители форума, – укрепить взаимосвязь между правительством, научно-образовательным сообществом и промышленностью в процессе устойчивого и эффективного управления водными ресурсами в нашей стране и Центральноазиатском регионе в целом.

Сотрудничество

Организаторами форума выступили Министерство иностранных дел РК, Казахстанско-немецкий университет, представительство Фонда имени Конрада Аденауэра в РК и офис программ ОБСЕ в Астане. По мнению их представителей, регулярные встречи в трехстороннем формате «правительство – университеты – промышленность» гарантируют эффективность использования интегрированного управления водными ресурсами (ИУВР), поскольку эксперты получают возможность не только вести разносторонний и полноценный диалог, но и сообща принимать решения.

Надо заметить, что фактически все выступавшие эксперты высказывали озабоченность состоянием водных ресурсов и их управлением в странах Центральной Азии.

Как известно, регион представляет собой тер­риторию, состоящую из пустынь, степей и гор. В течение многих столетий его жители боролись со сложным климатом, который отличается малым количеством осадков, их нерегулярностью и резкими перепадами температуры. В советские годы продуктивность сельского хозяйства была невысока и ее повышение достигалось за счет нерационального использования земель­ных и водных ресурсов. Плачевными итогами такой политики стали араль­ский кризис и другие антропогенные явления, которые привели к опустыниванию больших пространств, деградации почвы, снижению плодородия орошаемых земель. В настоящее время более половины территории Центральной Азии подвержено процессам опустынивания, и это не может не вызывать тревогу со стороны не только местных экспертов, но и международного сообщества.

В этой связи участники форума отмечали ту моральную и материальную под­держку, которую страны ЦА получают от Европейского союза. ЕС уже много лет уделяет большое внимание совместным региональным проектам в области защиты окружающей среды. Причем особый акцент собравшиеся делали на те достижения, которые демонстрирует сегодня «Водная инициатива для ЦА» («Берлинский процесс»). Она была инициирована правительством Германии в рамках Первой конференции по водным ресурсам, которая состоялась в апреле в 2008 года в Берлине, и реализуется в тесной координации с проектами Европейской комиссии и других организаций-доноров. Причем первостепенная задача инициативы заключается в политическом сближении государств Центральной Азии, что способствовало бы укреплению сотрудничества в использовании ограниченных водных ресурсов, а в долгосрочной перспективе могло бы привести к совместному управлению водными и энергетическими ресурсами.

– Уже была подтверждена успешность первой и второй фаз данной инициативы. Сейчас реализуется третья фаза. И я уверяю вас, что германское правительство будет продолжать работать с казахстанским правительством в вопросах управления водными ресурсами, – заявил посол ФРГ в Астане Рольф Мафаэль.

Образование

По словам посла, намерения правительства Германии помочь Казахстану эффективно внедрять ИУВР наглядно демонстрирует Казахстанско-немецкий университет. В частности, при нем открыта первая в регионе кафедра ЮНЕСКО по управлению водными ресурсами в ЦА, действует специализированная магистерская программа, проводятся студенческие олимпиады, конкурсы, семинары, летние школы и даже так называемые «водные дни», которые стимулируют интерес студентов к научным идеям, обмену опытом, знаниями и навыками.

– Казахстанско-немецкий университет уже много лет вносит очень важный вклад в развитие кадровых ресурсов в ЦА, обучая инженеров, экологов и других специалистов, которые в будущем станут экспертами в сфере водных ресурсов, – подчеркнул Рольф Мафаэль.

Как заметил в свою очередь заместитель директора исполнительной дирекции Международного фонда спасения Арала (МФСА) в Казахстане Амирхан Кеншимов, если в XX веке профессия инженера связывалась с отрицательным воздействием на окружающую среду, то в XXI веке необходимо формировать понимание того, что только в развитии инженерных кадров заложено решение экологических проблем. По его словам, водное хозяйство республики сегодня очень нуждается в специалистах, способных вести проектные, строительные и эксплуатационные работы на водных объектах и гидротехнических сооружениях.

– На уровне лиц, принимающих решения, и в кругах широкой общественности должен быть поднят вопрос о важности инженерного образования. Необходимо пересмотреть количество выделяемых часов/кредитов на подготовку инженеров-водников. Дополнительно к существующим специальностям необходимо включить в классификатор и такие, как гидротехническое строительство и сооружение; водоснабжение и водоотведение; гидрогеология и инженерная геология; управление водными ресурсами, – считает эксперт.

Правительство

В то же время участники форума высказали уверенность в том, что действующее законодательство РК позволяет осуществить все необходимые организационные преобразования в водном секторе. То есть, по большому счету, в Казахстане уже созданы правовые и организационные условия для перехода к интегрированному управлению водными ресурсами.

Так, наша страна ратифицировала более двух десятков международных экологических документов, в том числе Хельсинкскую конвенцию по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер, а также Орхусскую конвенцию по доступу к экологической информации. К тому же согласно программно-стратегичес­ким документам РК, ведется работа по гармонизации нормативно-правовых актов с европейским законодательством. 30 июня 2005 года глава государства подписал закон о ратификации Протокола к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве между РК и ЕС. Кроме того, в республике существует вся необходимая законодательная база: Водный, Земельный, Лесной и Экологический кодексы, Законы «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О сельском потребительском кооперативе водопользователей» и т.д.

А относительно недавно в Казахстане была принята Государственная программа управления водными ресурсами на 2015-2020 годы, которая призвана решать задачи по безопасной эксплуатации гидросооружений и обеспечению продовольственной безопасности. Примечательно, что План мероприятий по реализации этой госпрограммы сгруппирован по пяти целевым индикаторам и направлен на водосбережение, дополнительное увеличение располагаемых водных ресурсов и совершенствование системы управления водными объектами. 

Так, первый индикатор – снижение потребления воды на единицу ВВП на 33 процента. В этих целях будут проведены реконструкция и капитальный ремонт магистральных и распределительных каналов, гидромелиоративных систем.

Второй индикатор – увеличение объема дополнительных поверхностных водных ресурсов на 0,6 кмі. Для решения этой задачи предусматриваются реконструкция действующих водохранилищ (дноуглубительные работы, наращивание плотин, капитальный ремонт гидроузлов) и строительство новых.

Третий и четвертый индикаторы связаны с водоснабжением и водоотведением в населенных пунктах. Эти цели будут достигаться в рамках программы развития регионов. 

Пятый индикатор – удовлетворение ежегодных потребностей природных объектов в воде на уровне 39 кмі. Это будет достигнуто через обеспечение природоохранных попусков, очистку и санации озер на особо охраняемых природных территориях, расчистку водотоков, реализацию второй фазы проекта «Регулирование русла реки Сырдарьи и Северной части Аральского моря». 

Как подсчитали эксперты, в результате реализации плана мероприятий будут обеспечены реконструкция, модернизация и капитальный ремонт более 2700 км магистральных и распределительных каналов, построено 29 новых водохранилищ. Также будет произведена реконструкция и модернизация гидромелиоративных систем на площади 400 тысяч га регулярного и 100 тысяч га лиманного орошения. Будет полностью обновлен машинно-тракторный парк водохозяйственных организаций (более 1150 единиц техники). 

Специалисты уверены, что достижение установленных целевых индикаторов позволит реализовать до 2020 года поставленные главой государства задачи по устойчивому снабжению населения и экономики страны водными ресурсами, построению эффективной системы управления вод­ной отраслью и созданию основ для обеспечения к 2040 году водной безопасности государства. 

Прорыв

В этом плане участников форума весьма порадовала новость о том, что по показателям национальных индексов водной безопасности среди 48 стран Азиатско-Тихоокеанского региона Казахстан занял 10-ю позицию. Как считает Ясмин Седдики, главный специалист по водным ресурсам Азиатского банка развития (который и проводил исследование), это достаточно неплохой показатель для страны, не имеющей достаточного доступа к водным ресурсам. По мнению г-жи Седдики, высокие позиции в рейтинге стали во многом результатом экономического развития государства.

Еще одним шагом к повышению эффективности ИУВР, на взгляд участников форума, вполне может стать размещение офиса Международного центра по оценке вод (МЦОВ) в Казахстане. Соответствующее решение было поддержано год назад на Седьмой сессии Конференции сторон Водной конвенции. Как известно, МЦОВ является одним из вспомогательных механизмов Хельсинской конвенции, объединяющим ученых и политиков с целью реагирования на новые вызовы в водной политике.

С презентацией по данному вопросу выступил руководитель департамента трансграничных рек Министерства сельского хозяйства РК Мухтар Жакенов. По его словам, задача МЦОВ в Казахстане будет заключаться в оказании помощи странам в разработке и реализации пилотных проектов по приоритетным направлениям, содействии в подготовке периодических оценок состояния трансграничных рек, озер и подземных вод, организации учебных семинаров и т.д.

– Открытие офиса МЦОВ в Казахстане планируется на базе организации государственного или квазигосударственного сектора путем госзакупа услуг на его содержание. Остается принять постановление правительства РК «Об одобрении Меморандума о взаимопонимании между правительством РК и секретариатом ЕЭК ООН об открытии офиса МЦОВ в Казахстане», а также обеспечить подписание самого меморандума. Отмечу, что проект постановления уже согласован и находится на стадии визирования. Подписание Меморандума планируется ориентировочно на январь 2017 года. Понятно, что это влечет дополнительные расходы из республиканского бюджета (в 2017-м они составят 90 млн тенге, а в последующие годы – по 70 млн тенге). В этой связи отмечу, что проект уже одобрен РБК, указанные расходы включены в проект Закона о государственном бюджете на 2017-2019 годы, – пояснил Мухтар Жакенов.

На форуме также выступили эксперт по вопросам воды в Комитете по экономическому сотрудничеству и развитию парламента ФРГ Франк Хайнрих, глава Офиса программ ОБСЕ в Астане Дьердь Сабо, глава Кластерного бюро ЮНЕСКО в Алматы Андрей Шевелев, глава представительства Фонда имени Конрада Аденауэра в Казахстане Томас Хельм, представитель Платформы сотрудничества между ЕС и ЦА в области охраны окружающей среды и вод­ных ресурсов Бош Рикс, а также представители правительства, крупнейших университетов, научных центров Казахстана, Ассоциации предприятий по водоснабжению и водоотведению «Казахстан Су Арнасы».

Автор: Светлана Борисова

Комментарии

Нет комментариев

Комментарии к данной статье отсутствуют. Напишите первым!

Оставить мнение