На нашей земле, в Казахстане, жил удивительный человек – Ануарбек Нажметдинович Шманов. Отец его, как и у меня, был бухгалтером по рыбному делу. А вот сам Ануарбек удочек и сетей не замечал, все больше книги читал.
И надо же, окончив школу в селе Баутино Гурьевской (ныне Атырауской) области, в конце войны, в 1944-м, поступил на исторический факультет МГУ, который год спустя преобразовали в МГИМО – Московский государственный институт международных отношений.
Так сын рыбака-бухгалтера стал в 1949 году первым казахом историком-международником, референтом-переводчиком. Надо сказать, за годы учебы Ануарбек в совершенстве овладел немецким языком, цитировал Гегеля и Канта в подлиннике.
И была еще у молодого международника страсть – любовь к философии и литературе. Пришлось осваивать науку в институте философии и права нашей Академии наук, а оттуда, как тогда велось, его забрали в идеологический отдел ЦК Компартии Казахстана.
И в этой связи я хочу рассказать одну историю.
Не знаю, многие ли помнят 1960-е годы, но это было время перемен, и у нас в Казахстане появился роман Юрия Герта «Кто, если не ты?». Им зачитывались все студенты не только у нас, но и по всему свету. Это был призыв к новой жизни, осуждение всего того, к чему мы привыкли.
Мало кто знает, что этот роман появился на свет благодаря настоянию Ануарбека Шманова, в то время работавшего в идеологическом отделе ЦК Компартии Казахстана.
Вот что пишет об этом сам Юрий Герт:
«Шманов нас встретил внизу, в вестибюле (ЦК Компартии Казахстана), ядовито пошутил насчет порядков, заведенных «еще при культе личности», словно испытывая неловкость за милиционера у входа.
Он говорил, посмеивался, цитировал то Гегеля, то Канта (потом я узнал, что Кант был его коньком, пристрастием со студенческих лет), то Плеханова, то Луначарского, и все к месту, и тонко, и остро... Но я, слушая и тоже ответно подшучивая, смотрел на широкое, добродушное, но не без хитрецы лицо Шманова и думал, что в руках этого человека – судьба романа, моя судьба.
Шманов выполнил свое обещание».
Многие люди могут сказать, что он всегда был таким.
Вот, к примеру, что говорит об Ануарбеке Шманове заведующий кафедрой Ассамблеи народа Казахстана Евразийского национального университета им. Л.Н.Гумилева, известный политический деятель Анатолий Башмаков:
«В 1975 году я был первым секретарем Сергеевского райкома и секретарем Северо-Казахстанского обкома комсомола. Мы всегда с упоением слушали Ануарбека Нажметдиновича. Равного ему не было. Он обладал образным мышлением, логически выстраивал речь, а каждое его слово было живым и завораживающим. Он не допускал штампов, не любил говорить лозунгами и не терпел словесного мусора.
В то строго зарегламентированное партийное время он был для нас эталоном партработника. У нас, в Северо-Казахстанской области, с его приходом сформировалась целая система многомерной информационной среды. А.Н.Шманов обладал талантом Цицерона, он грамотно, умно и красиво облекал в слова свои чувства, ощущения и переживания и давал уроки речевой культуры. Вот таким талантом обладал Ануарбек Нажметдинович. Таким я его запомнил и благодарно храню в своей памяти».
Мы с ним встретились позже, в 1976 году, когда я вернулся из Москвы, окончив двухгодичные высшие сценарные курсы Госкино. В то время Шманова назначили заместителем председателя Государственного комитета Совета Министров Казахской ССР по телевидению и радиовещанию.
Во время первой нашей встречи он пошутил: «А что, слабо придумать такое, чтобы о твоих телевизионных передачах знал весь Союз?»
И я понял: он говорит об Экибастузе, новой мощной ГРЭС, чья энергия будет достигать Москвы. Так он стал крестным отцом Экибастузского цикла передач и фильмов, которые готовились и для Центрального телевидения.
13 ноября этого года Ануарбеку Нажметдиновичу Шманову исполнилось бы 90 лет.
Я думаю об этом, идя на профессорскую службу в Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева.
Настоящие ученые, служившие своему народу и правде, будут жить вечно!