ВТОРНИК, 16 ОКТЯБРЯ 2018 ГОДА
3738 27-09-2016, 09:02

Аналитиков беспокоит падение реальных доходов бюджета и рост его дефицита

Новому премьеру Казахстана, конечно же, нельзя не посочувствовать – ведь назначение на этот пост в «тощие» времена низких цен на нефть чревато исходом в политическое забвение, как это случалось не раз с его предшественниками.

Более того, если верить экспертам, то именно кабинет Бакытжана Сагинтаева может вполне реально столкнуться с давно забытым у нас явлением «лихих» 90-х годов прошлого века – драматическим нарастанием дефицита бюджета и нехваткой средств на важнейшие расходы государства, включая и социальные.

Государство явно живет не по средствам

Впрочем, пока нынешнему премьеру, проработавшему на этом посту менее месяца, приходится мириться с финансовым наследием, доставшимся ему от Карима Масимова, в виде проекта республиканского бюджета на 2017-2019 годы. Другой ключевой документ деятельности правительства, на который опирается этот проект, также остался в наследство от предшественника, - это прогноз социально-экономического развития РК на 2017-2021 годы, утвержденный правительством 31 августа, когда его возглавлял г-н Масимов. И в них ближайшее финансовое будущее казны видится вполне радужным.

Так, прогноз доходов государственного бюджета (без учета трансфертов) по базовому сценарию предусматривает их увеличение с 6 трлн. 214,6 млрд. тенге в 2017 году до 6 970,4 млрд. тенге в 2019-м, то есть на 12,2%, а в абсолютном выражении – на 755,8 млрд. тенге. При этом ключевую роль в этом позитиве составит рост налоговых поступлений с 6 трлн. 52,4 млрд. тенге до 6 трлн. 730,3 млрд. тенге. По сравнению с оценочными данными за текущий год доходы госбюджета вырастут к 2020 году на 17,3%, налоговые поступления – 20,1%. В принципе, такая динамика вполне согласуется с темпами увеличения номинального ВВП Казахстана, который с оценочных 44 трлн. 354,0 млрд. тенге в этом году вырастет до 55 трлн. 280,2 млрд. тенге или на 24,6%, в долларовом эквиваленте – с $123,2 млрд. до $153,6 млрд. (24,7%). Правда, в реальном выражении прирост ВВП за этот период выглядит более скромным – порядка 4,6%.

 

Однако бюджетные расходы государства значительно превышают доходы казны. В этом году по оценке будет израсходовано 10 трлн. 81,4 млрд. тенге, в следующем – 10 трлн. 119,2 млрд. тенге, 2018-м – 9 трлн. 972,7 млрд. тенге, в 2019-м – 10 трлн. 432,4 млрд. тенге. Как легко подсчитать, в этом году расходы госбюджета превысят его доходы в 1,7 раза, потом этот соотношение будет снижаться и в 2019 году составит 1,5 раза. А увеличатся расходы в 2019 году по сравнению с текущим годом на 3,5%

Источником же покрытия столь значительной разницы между расходной и доходной частями госбюджета выступают трансферты из Национального фонда – гарантированный и целевой. Первый из них в 2017-2019 годах заложен на уровне в 2 трлн. 880 млрд. тенге, второй предусмотрен на 2017 год в объеме 441,6 млрд. тенге. С учетом трансфертов общий объем поступлений в госбюджет прогнозируется правительством с ростом с 9 трлн. 178,8 млрд. тенге в 2017 году до 9 трлн. 855,3 млрд. тенге в 2019-м или на 7,3%. Дефицит же бюджета по отношению к прогнозируемому объему ВВП страны снизится с 2,0% в этом году до 1,0% в 2019-м, а в абсолютном выражении – с 902,7 млрд. тенге до 577,1 млрд. тенге или в 1,6 раза.

Проблема заключается в том, что прогнозные поступления прямых налогов от предприятий нефтяного сектора в Национальный фонд будут гораздо ниже трансфертов из него. В этом году фонд получит 1 трлн. 266,6 млрд. тенге, в следующем – 1 трлн. 201,6 млрд. тенге, 2018-м – 1 трлн. 172,5 млрд. тенге, 2019-м – 1 трлн. 156,1 млрд. тенге. А так как это влечет неминуемое сокращение активов Нацфонда с ухудшением макроэкономической статистики Казахстана, то деньги данного источника пополнения казны властям придется экономить, что уже и происходит. Напомним, что в предыдущем номере «САМ» сообщалось о сокращении гарантированного трансферта из Нацфонда в бюджет в этом году по поручению главы государства с 2,88 трлн. тенге ($8 млрд) до 2,48 трлн. тенге  ($6,9 млрд), а целевого - на 54,6 млрд. тенге до 752,9 млрд. тенге.

Скорее всего, политика сокращения трансфертов из Нацфонда будет продолжена и в следующем году, что делает финансовое положение Кабмина весьма уязвимым, - ведь дальнейшее усиление налогового бремени и ужесточение фискального администрирования лишь будет дальше загонять бизнес и население в «тень».

Потерянное бюджетное десятилетие налицо

Более того, аналитики отмечают, что уже сегодня реальное положение казны гораздо хуже, чем это показывается в оценках и прогнозах правительства. Так, эксперты международного рейтингового агентства «Standard & Poor’s» в своем сентябрьском решении, которым были подтверждены суверенные кредитные рейтинги Казахстана, указали на заметное ухудшение бюджетных показателей за минувшие два года. При этом в расходы так называемого расширенного правительства (оно включает как центральные, так и региональные органы власти наряду с Нацфондом) в «S&P» включают внебюджетные экономические программы, финансируемые из денег фонда и осуществляемые через контролируемые государством организации. Далее, аналитики агентства при расчете доходов расширенного правительства не стали учитывать курсовую разницу от резкой девальвации казахстанской валюты к доллару по активам Нацфонда, выраженным в тенге. А разница эта по итогам прошлого года дала весьма приличную прибавку в 10 трлн. 836,4 млрд. тенге!

В результате указанных корректировок аналитики «S&P» пришли к выводу о том, что дефицит бюджета расширенного правительства Казахстана подпрыгнул в прошлом году до 8,6% к ВВП, тогда как в среднем за последние 5 лет царил профицит в 3,5% ВВП. А на «плюс», да и то небольшой (0,2%), этот бюджет сможет выйти только в 2019 году при условии, что цены на нефть постепенно будут расти наряду с увеличением объема добычи нефти за счет ввода в эксплуатацию Кашагана и ростом доходов бюджета расширенного правительства при сокращении его капитальных расходов. По расчетам «S&P», в этом году бюджетный дефицит снизится до 5,0% в ВВП, потом до 2,0% в следующем году и 1,0% в 2018-м. Примечательно, что базируются эти прогнозы на весьма нереалистичном в наших условиях предположении о стабильном обменном курсе национальной валюты к доллару на уровне в 340 тенге! 

Большие проблемы с пополнением казны отмечают и отечественные эксперты. Так, аналитики «Halyk Finance» отмечают, что в реальном выражении, то есть после пересчета с учетом инфляции, падение доходов бюджета наблюдается с прошлого года даже с учетом трансфертов из Нацфонда. И это при том, что в номинальном выражении с 2007 года государственные доходы выросли втрое! Если же ориентироваться на отношение этих доходов (без трансфертов из Нацфонда) к ВВП, то падение происходило непрерывно с 2005 года. Скрывать же эту мрачную картину правительству удавалось за счет трансфертов из Нацфонда, доля которых в бюджетных доходах превысила 40%, хотя эта нефтяная «кубышка» создавалась изначально на благо будущих поколений казахстанцев.

По мнению аналитиков «Halyk Finance», ключевым источником столь драматических негативных перемен стало резкое снижение доходов бюджета относительно ВВП, в первую очередь налоговых поступлений, по которым со среднего уровня в 20% в среднем до 2006 года этот показатель упал до 11% в текущем году. А произошло это в результате благого намерения властей снизить ставки налогообложения по корпоративному подоходному налогу (с 30% до 20%) и НДС (с 13% до 12%) в преддверии создания Таможенного союза, когда ожидалось, что Казахстану удастся развить обрабатывающую промышленность в новых условиях единого экономического пространства. В итоге доли КПН и НДС в налоговых поступлениях с 2007 года уменьшились в два и более раз. Кстати, такой курс явно противоречил политике контрцикличного регулирования экономики, так как на растущих нефтяных ценах налогообложение должно были усиливаться, а не снижаться.

Увы, как отмечают в «Halyk Finance», «очевидно, что расчет правительства на то, что частный сектор сэкономленные средства от налоговых послаблений направит на развитие, и в конечном итоге они вернутся в виде налогов, не оправдался. В итоге трансферты НФ явились компенсирующим фактором, заместившим уменьшающиеся доходы, и позволившим удерживать поступления на уровне близком к исторически сложившимся 20% от ВВП, тем самым поддерживая в определенной степени экономический рост». Проще говоря, чтобы избежать финансового фиаско в результате неверно просчитанного налогового маневра, правительству пришлось «проедать» деньги Нацфонда на протяжении целого десятилетия!

Вердикт экспертов «Halyk Finance» вполне ясен – «государственный бюджет не отражает всех государственных доходов и расходов и не показывает полную картину с государственными финансами». Ведь помимо огромных средств, вливаемых в экономику напрямую из Нацфонда, их беспокоит и то, что вне бюджета стали осуществляться государственные расходы и финансирование за счет эмиссии Нацбанка. Не видят они и перспектив для перелома в негативной тенденции падения ненефтяных доходов к по отношению к ВВП, которая наблюдается с 2005 года. Еще одна проблема – большие скачки в колебаниях расходов государства, которые наблюдаются при суммировании расходной части бюджета в соответствии с правилами МВФ с расходами государства и кредитами, профинансированными из Нацфонда и Нацбанка.

Аналитики также предлагают полностью исключить практику финансирования организаций квазигосударственного сектора и имиджевых проектов вне бюджета, и обеспечить надлежащую прозрачность движения денег и инвестиций Нацфонда. Хватит ли новому премьеру решимости воплотить в жизнь эти предложения и навести, наконец, должный порядок в казне, вопрос, как говорится, риторический, - ведь в первую очередь для этого необходима принципиальная установка Акорды.

 

Комментарии