ПОНЕДЕЛЬНИК, 16 СЕНТЯБРЯ 2019 ГОДА
4575 22-09-2016, 06:42

Переходный период должен быть таковым не только для власти, но и для общества


Основной тренд последнего времени – транзитный период – стал темой разговоров и дискуссий на всех уровнях. Его обсуждают и в соцсетях, и на «айтысах» политологов, и на страницах газет. Главный акцент делается на том, кто будет «преемником». Однако мало кто задается вопросами, как именно и когда это случится? Что будет с родиной и нами? Какие внутренние и внешние угрозы будут сопровождать этот период? Чего больше в «транзите» – плюсов или минусов?

Уйти, чтобы остаться

Для начала необходимо понять, что же это такое и по каким правилам будет проходить передача власти? Ответы следует искать в Конституционном законе РК «О первом президенте РК – лидере нации».

Напомним, он был принят еще в июле 2000 года. Главной его особенностью является то, что, уйдя со своего поста, первый президент может по-прежнему держать бразды правления страной в своих руках. Кстати, статус «лидер нации» («елбасы») в большей степени применим к Нурсултану Назарбаеву именно в случае прекращения исполнения им полномочий главы государства.

Согласно этому закону, (цитируем):

«Первому Президенту Республики Казахстан - Лидеру Нации в силу его исторической миссии пожизненно принадлежит право:

1) обращаться к народу Казахстана, государственным органам и должностным лицам с инициативами по важнейшим вопросам государственного строительства, внутренней и внешней политики и безопасности страны, которые подлежат обязательному рассмотрению соответствующими государственными органами и должностными лицами;

2) выступать перед Парламентом Республики Казахстан и его Палатами, на заседаниях Правительства Республики при обсуждении важных для страны вопросов; возглавлять Ассамблею народа Казахстана; входить в состав Конституционного Совета, Совета Безопасности Республики Казахстан».

Конечно, это далеко не полный перечень полномочий. Но тут следует напомнить о двух моментах. Во-первых, переходный период подразумевает и определенные изменения в вертикали власти – превращение Казахстана из президентской республики в президентско-парламентскую. Во-вторых, тот же закон гласит: «Разрабатываемые инициативы по основным направлениям внутренней и внешней политики государства согласовываются с Первым Президентом Республики Казахстан - Лидером Нации». То есть, если следующий глава государства (или почувствовавший волю парламент) начнет инициировать какие-то новшества, то ему обязательно придется испрашивать разрешения у «Ноль-Первого».

Переболеть транзитом

Этот закон, между прочим, является свидетельством того, что власть уже давно готовится к транзиту. Но, как известно, всего не предусмотришь. Поэтому возникают некоторые вопросы, выходящие за рамки закона о лидере нации или любых других похожих нормативно-правовых актов. И главный из из них звучит так: Как скажется «переходный период» на обществе и на самой власти?

Его мы задали известному общественному деятелю, автору нашумевшей монографии «Государство и нация» Досмухамету Нур-Ахмету, и вот что он ответил:

- Переходный период в жизни общества – это период между двумя его стабильными состояниями, когда основные характерные черты «первого» из них все больше уменьшаются, а «второго» – все больше увеличиваются. Как это скажется на обществе и власти? Многое зависит от состояния их здоровья и поведения, а также от направления происходящих процессов. Если общество и его производное, которое принято называть властью,  вполне здоровы и восприимчивы к переменам, то эти процессы будут происходить эволюционно и поступательно. Ибо улучшение состояния общество является благом и для власти. Но если этому процессу будут всячески препятствовать, прибегая к  разным ухищрениям, то переход количественных изменений в качественные может приобрести лавиноопасный характер... 

- А какие негативные (или позитивные) события в социально-экономической и политической жизни будут сопровождать транзит?

- Как я уже сказал, это зависит от состояния общества и власти, а также от их соответствия друг другу. Главное - нужно понять: какой транзит происходит?! Если речь идет о простой смене одного политического лидера другим, а позиции их партии в руководстве государством сохранились, то это одно (как, например, недавно происходило в Великобритании, где Дэвида Кэмерона в роли лидера консерваторов и одновременно премьер-министра сменила Тереза Мэй). И другое дело, когда происходит смена политического режима или государственного строя в целом. В таком случае с уходом старого лидера и приходом нового придется заново приводить существующие властные институты в соответствие с состоянием общества. В общем, все зависит от вида транзита и состояния общества. И к транзиту надо готовиться.

- А насколько, по-вашему, это может затянуться? И как будет лучше - проделать все как можно быстрее или не спеша?

- Транзитом власти, как детской болезнью, нужно своевременно переболеть, ибо во взрослом состоянии он может представлять большую опасность... Поэтому транзит власти, как и самого общества (точнее, переход общества из одного состояния в другое, более развитое состояние) нужно воспринимать как один из главных законов общественного развития. И необходимо действовать в соответствии с этими законами. Иначе и обществу, и власти судьба может выписать жесткие санкции. Как известно, незнание законов не освобождает от необходимости их исполнения и ответственности.  Только, в отличие от ситуации с нарушением «законов», создаваемых группой лиц, в рассматриваемом нами случае ничем не откупишься! В этих сферах нет коррупции.

«Вилами по воде»

Говоря о переходном периоде, многие забывают о том, что он может таить в себе определенные опасности, связанные с тем, что иммунитет власти в это время может резко снизиться. И этим могут воспользоваться те или иные силы как внутри страны, так и за ее пределами. Однако политолог Айдос Сарым не склонен драматизировать ситуацию:

- Первое. Очевидно, что смерть и похороны одного из дуайенов президентского корпуса СНГ Ислама Каримова легитимизировали всевозможные разговоры относительно транзита в Казахстане и породили новую волну интереса к данной непростой и неоднозначной теме. На данном этапе, как мне кажется, всем нам стоит перевести дыхание и успокоиться. Насколько я могу судить, президент Казахстана не собирается покидать свой пост и не собирается никому передавать свою власть. Он считает, что находится в хорошей физической форме и еще сможет управлять страной. Для разговоров о преемнике или реальном транзите необходимы либо диагноз, либо свершившийся факт, либо политический контекст. Ничего из этого мы пока не видим. В окружении президента нет ни одного человека, который может прийти к нему и сказать: «Нурсултан Абишевич, вам надо уходить, иначе...». Я просто даже не представляю, что будет с таким человеком, если таковой вдруг даже обнаружится. Да и вообще президент еще может простудиться на похоронах отдельных комментаторов и конспирологов.

Второе. При проработке различных вариантов предстоящего транзита в Казахстане (тема эта, безусловно, важная и требующая обсуждения) надо учесть несколько вещей:

а) президент Назарбаев уже физически упустил возможности для того, чтобы передать свою власть кому-либо из членов своей семьи;

 б) должность президента, его полномочия в нынешнем виде являются непосильным грузом для любого, кто придет вместо него;

в) ни у одной внешней стороны уже нет решительных ресурсов и сил, чтобы полноценно вмешаться в процесс выбора следующего так называемого преемника. Да, вмешательство возможно, поддержка тех или иных стран будут играть важную роль, но, повторяю, ни у одной страны мира не будет сил и ресурсов, чтобы обеспечить продвижение неугодного элитам и обществу кандидата.

- Возможно. Как скажется (и скажется ли вообще) транзит на властной элите и обществе?

- На данном этапе транзит будет связан с внутриэлитным сговором. Скорее всего, в Казахстане появится некое политбюро, некий «коллективный Назарбаев», который и выберет из своих рядов человека либо очень весомого на тот момент, либо наиболее слабого. Можно ожидать, что у нас произойдет нечто подобное тому, что случилось в Узбекистане. С небольшими вариациями.

- И все-таки, как именно будет проходить операция «Преемник»?

- Все это, как недавно сказала Дарига Нурсултановна, вилами по воде… Никто же не сможет сегодня точно сказать, что президент уйдет такого-то числа такого-то года. Поскольку этого никто не скажет, то и гадать можно до посинения. Ситуация будет зависеть от очень большого количества факторов и переменных, которые меняют контекст каждый божий день. Страна и общество меняются стремительно, время и пространство сжимаются, происходят архитектонические сдвиги! Давайте решать все вопросы по мере поступления.

Будущее настало

Сегодня никто не может сказать, будет Нурсултан Назарбаев принимать Всемирную Универсиаду и открывать ЭКСПО-2017 в качестве действующего президента или уже как «просто» лидер нации. Это понятно. Понятно и то, что на прозвучавшие в начале этих заметок вопросы пока еще нет однозначных ответов. Причем, скорее всего, вопросов будет становиться все больше.  И хотелось бы, чтобы власть не только провоцировала их появление, но и давала на них конкретные ответы и все-таки наладила диалог с обществом, которое уже давно созрело для этого. Оно внутренне готово и к транзиту, и к «преемнику», и даже к честным выборам, как бы парадоксально это ни звучало. Ведь из одного состояние в другое переходит не только власть, но и общество, и каким будет это превращение, пока неизвестно.

 

Комментарии