ВОСКРЕСЕНЬЕ, 25 АВГУСТА 2019 ГОДА
3644 22-07-2016, 00:05

Как укрепить государственность Казахстана?


Казахстан занимает срединное геополитическое положение между превосходящими нас по масштабам российской, китайской и средневосточной (исламской) суперструктурами. В этом наша историческая "несамодостаточность", такова суровая правда, которой надо смотреть в лицо. Будущие угрозы и вызовы (возможно, и экспансии) могут начаться с любого из этих направлений.

Наша страна представляет из себя собрание разных этносов, наций и народов: азиатских, европейских, кавказских, дальневосточных и других. А также разных конфессий, кланов, жузов и т.п. Мы за 25 лет создали независимое государство, но гораздо труднее создать единую нацию, на что потребуется гораздо больше времени. В многообразии наша уникальность, но одновременно это и проблема, которую не скрыть красивыми словами об АНК и ее роли в укреплении дружбы народов.

Поэтому на первом месте должна стоять задача всемерного укрепления нашей государственности, ее жесткой вертикальной централизации и правильного выстраивания отношений с регионами, которые со временем могут начать выдвигать требования о расширении своих полномочий, свое видение будущего страны, ее государственного устройства.

В советское время в первую очередь развивались окраины Казахстана: север - это целина, запад - углеводороды, восток - промышленность, юг - сельское хозяйство. Но сами по себе они не могут выступать в роли объединяющего центра огромного государства. В то же время центр страны долгое время представлялся неким "белым пятном", малонаселенным и оторванным от окраин.

Сегодня основная геополитическая ось проходит по линии Северный - Центральный - Южный Казахстан, между городами Петропавловск - Астана - Караганда - Шымкент, которые стягивают отдаленные восточный и западный регионы в единое пространство. В этой связи совершенно оправдан перенос столицы из Алматы в Астану, в географический центр страны.

Улытау и Сары-Арка - колыбель государственности наших предков. Образно говоря, кто владеет Сары-Аркой и Улытау, тот владеет Восточным Дешт-и-Кыпчаком, т.е. современным Казахстаном. Поэтому Центральный Казахстан - это наш "мировой остров" ("Хартленд"), геополитическое ядро казахстанской государственности.

При СССР интеллектуальным оплотом сопротивления политике Москвы выступала Алма-Ата, где была сосредоточена вся национально-патриотическая интеллигенция (ученые, писатели и т.д.). С обретением независимости центры оппозиции и сепаратизма стали смещаться в регионы: Атырау, Мангыстау, Петропавловск, Семей, Усть-Каменогорск, а сегодня еще и потерявший столичный статус Алматы (не случайно здесь самая низкая явка на все выборы). Таким образом, дуга нестабильности охватывает запад, север и восток Казахстана.

При этом западный регион становится оплотом внутриэтничной оппозиции центру, а русскоязычные регионы - межэтнической оппозиции власти коррумпированных "новых казахов" там же. Не случайно недавние протесты против земельной политики начались с Атырау и Актобе, именно там сегодня наибольшая концентрация протестного потенциала после известных событий в Жанаозене в декабре 2011-го. Там же произошли первые открытые выступления исламистов. Их недооценили, хотя это был знаковый рубикон в отношениях между регионом и центром. Над этим Ак-Орде следует крепко задуматься и принять превентивные меры.

Одной из таких мер может стать следующая. Обширный западный регион, богатый углеводородами (особенно Атырау и Мангыстау), в отличие от других областей, очень сильно удален от Астаны, живет своими проблемами, население в основном моноэтнично, к тому же обладает специфическим (бунтарским) менталитетом. На это указывали еще царские чиновники. Они писали, что казахи Младшего жуза отличаются "диким, буйным, резко выраженным характером", это "враги неутомимые, настойчивые, не знавшие ни страха, ни усталости".

Конечно, сегодня они более цивилизованные, чем их предки, раскатывают на "мерседесах", отдыхают в Эмиратах. Но вековая психология (в т.ч. родоплеменная и жузовая), в отличие от материального быта, более консервативна, меняется долго и медленно (если у казахов она вообще меняется). Они до сих пор выстраивают свое поведение естественным образом, по усвоенным генетическим кодам, повторяющимся ментальным моделям, нормам и правилам.

Причем все эти социальные маркеры не меняются в зависимости от эпохи, общественного строя, политических и социальных институтов, даже биологической эволюции.

Как известно из истории, почти все народные восстания против царизма начинались в Младшем жузе: вспомните Сырыма Датова, Каратая Нуралиева, Каипгали Есимова, султана Арынгазы, Жоламана Тленшина, Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова, Есета Кутебарова, Жанхожу Нурмухаммедова, батыров Асау-Барака, Кулбарака, Суюнкары и многих других. Не случайно также, что первые Герои Советского Союза из числа женщин Востока Алия Молдагулова и Маншук Маметова, первая летчица "Халык Кахарманы" Хиуаз Доспанова были родом из Западного Казахстана.

Наша страна - огромная по территории, повседневно управлять регионами из Астаны чрезвычайно затруднительно. Местные акимы занимаются в основном текущими хозяйственными задачами (безработица, девальвация, инфляция, цены, зарплата, ЖКХ, паводки, различные имиджевые мероприятия). Поэтому у них руки не доходят до серьезного анализа общественно-политической ситуации, долгосрочных прогнозов.

Да и вообще, научная аналитика и прогностика в регионах полностью отсутствуют. Как и профессиональные кадры социологов, политологов и психологов. Все эти местные "университеты" - это бывшие пединституты, только сменившие вывеску, зато переполненные "академиками" разных кустарных академий. Автор этих строк десять лет проработал в одном таком институте и знает проблему изнутри.

Потому и случаются такие непредвиденные и неприятные для центра события, как Жанаозен-2011 или недавние "земельные протесты". А региональная элита и подвластный ей народ уже вошли во вкус, и вполне возможны новые стихийные бунты по любым другим поводам. Учитывая это, было бы целесообразно внести некоторые изменения в структуру госуправления.

В частности, напрашивается учреждение полномочного представительства Президента РК по данному региону, с центром в Актобе или Атырау - по примеру Оренбургского генерал-губернаторства (иногда копирование исторического опыта является полезным) или современной РФ, где созданы федеральные округа. Возглавить его мог бы один из нынешних силовых министров, выходец из этого региона. Он нес бы персональную ответственность перед главой государства за стабильность, порядок и благополучие населения края - с тем, чтобы не допустить в перспективе зарождения здесь некоей казахской "Биафры". Если этот опыт окажется удачным, то возможно создание подобных структур и в других регионах, например, в южном и северо-восточном.

История учит, что государство нередко бывает успешным в один период и при одном правителе, но это не гарантия, что оно обязательно все время будет таким. При стечении негативных обстоятельств (неожиданной смены лидера, появления внешнего противника, локального конфликта, региональной войны, массовой эпидемии, резкого ухудшения геополитической ситуации) его может постигнуть политический упадок, экономический крах и военный разгром.

Слабость государства может проявиться и тогда, когда правящая элита неспособна принимать своевременные и непопулярные, но необходимые решения. Если она не в состоянии адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам, страна окажется перед внешней угрозой, перспективой перманентного кризиса и даже распада.

Сегодня актуальной задачей является заключение социального контракта для сохранения приемлемого и устойчивого баланса между центром и проблемными регионами, центром и региональными элитами по самому широкому кругу вопросов (будущий транзит власти, распределение финансовых потоков, портфелей министров, акимов, депутатов, сенаторов, спикеров, бизнесменов, генералов, условия лояльности к центру, благонадежность госаппарата и т.п.).

Цена такого "общественного договора" - сохранение единства народа и территориальной целостности, выживание в современном мире.

Сегодня, в условиях хаотичного и непредсказуемого миропорядка, стабильность и безопасность, качество и эффективность государственного управления имеют неоспоримый приоритет перед всеми другими направлениями развития: модернизацией, индустриализацией, демократизацией, либерализацией и т.п.

Мурат Абдиров, доктор исторических наук, профессор Университета международного бизнеса

Комментарии