ПЯТНИЦА, 20 СЕНТЯБРЯ 2019 ГОДА
4540 12-03-2015, 21:00

К вопросу о хамстве


 Рукоприкладство в отношении женщин - сотрудниц авиакомпаний, разборки на дорогах с участием отпрысков или зятьев высокопоставленных чиновников и другие факты подобного рода, которые участились в последнее время, свидетельствуют о кризисе нравственно­сти и духовности в казахстанском социуме. Об истоках этого явления размышляют известные общественные деятели.

 Почтительность без знания должного превращается в самоистязание. Осторожность без знания должного превращается в трусость. Храбрость без знания должного превращается в безрассудство. Прямодушие без знания должного превращается в грубость.

Конфуций 28 сентября в Китае отмечался день рождения Конфуция, чья цитата и предваряет данную заметку, речь в которой хочется повести о том, что происходит в нашем обществе. Ведь, согласитесь, нарастающее количество примеров антисоциального поведения уже не вписывается в простое объяснение весенне-осенних обострений и, кажется, требует постановки некоторых вопросов.

 Нации как люди, они обладают набором своих характерных черт, складывающихся в течение жизни или унаследованных, но всегда по-разному проявляемых в разные отрезки испытаний жизненного пути. Нет идеальных людей, в каждом из нас уживаются борющиеся друг с другом качества. Нельзя обобщать, но в то же время невозможно не замечать печальную мутацию некоторых качеств моих соплеменников. И хочется задаться эдаким конфуцианским же вопросом: когда именно наше прямодушие превратилось в грубость; стремление к справедливости - в чванство; открытость миру и стремление к его познанию - в откровенное мракобесие; а пассионарность - в бешенство? Когда мы потеряли это "знание должного" и что это вообще такое? Не чувство ли это меры? Казалось бы, религиозность общества только растет, множатся храмы и число религиозных адептов, однако налицо дефицит просто духовности и наличие огромных общественных проблем морального и нравственного рода. А ведь нельзя не признать и тот факт, что в столь непопулярные нынче среди определенных кругов советские времена, несмотря на расцвет идеологии научного атеизма и полузапрет на деятельность клерикальных организаций, люди, что называется, были гораздо "ближе к Богу" , гораздо внимательнее и сочувственнее относились к бедам ближнего своего и зачастую с легким сердцем жертвовали не просто материальными благами, но даже своими жизнями ради общественного блага. Эти люди в большей своей массе были дарителями, и во многом благодаря их самоотверженному вкладу мы наслаждаемся сегодня своим уровнем материального и интеллектуального развития. Хотя последние события ставят наши интеллектуальные достижения под большой вопрос. Сегодня в общество приходит расплата за резкий переход к идеологии рыночных отношений 90-х годов и сопряженную с этим полную материализацию сознания: оценки любых достижений личности и общества зачастую даются исключительно с точки зрения обладания материальными благами. Последние же могут достаться любым путем. Цель оправдывает средства. Какая цель - такие и средства. Все это, во-первых, множится на концепцию эдакой легкости бытия, когда якобы все в жизни можно сделать играючи и все ее блага являются прирожденным и пожизненным правом получения "всего и сразу" при полном отсутствии какой-либо ответственности. Во-вторых, достигший этих благ считает себя "познавшим истину", начинает стремиться к полной общественной доминации и искать признания в других сферах, в которых, как правило, абсолютно некомпетентен или даже смешон. Отсутствие признания ведет к отрицанию, отрицание - к агрессии. Наша страна находится не в вакууме, и самое нехорошее заключается в том, что манипулировать таким обществом становится очень легко извне. И делать это можно несколькими "волшебными" словами - вроде булгаковского "расстрелять вас надо, вы не любите пролетариат" или любыми другими, чему мы, к сожалению, и становимся свидетелями. Достаточно их произнести, и беснующиеся толпы идут крушить все на своем пути. И если не все еще потеряно, то жизнь поставит нас ВСЕХ ВМЕСТЕ на жесткий и очищающий путь отрезвления и избавления от слишком уж многочисленных иллюзий. И ответственность за это нельзя возложить на кого-то другого - соседа, врага, правительство, президента или ООН. Ее можно возложить только на себя, ведь каждый из нас, осознанно или невольно, принимал участие в создании нашей реальности. Хотелось бы повторить слово "НАШЕЙ". Потому что если мы хотим поменять к лучшему нашу жизнь, то сделать это сможем только сами и только меняя себя ежеминутно и ежедневно. Ведь в глубине души каждый из нас знает, что бесконечное удовлетворение материальных и плотских потребностей не дает в конце концов ничего, кроме саморазрушения. Эгоизм несчастен по определению. Поколения наших отцов и дедов были созидателями и дарителями, счастливыми людьми, несмотря на их нелегкую боевую и трудовую жизнь. Ну а хамство и хулиганство должны быть наказаны не только по закону, но - и это главное - "моральным давлением силы общественного мнения", говоря языком другого великого философа - англичанина Джона Милля. И горе нам уже сейчас, если общественное мнение окажется на стороне хама. Тогда мы достигли того уровня мракобесия, который и чреват самыми печальными последствиями, и именно это, а не фантомы, за которыми мы начинаем гоняться, и есть самая главная угроза независимости страны. Завершить же свое небольшое и немного идеалистическое эссе хотелось бы призывом к соотечественникам не опускаться до скотского уровня. А заодно привести еще одну цитату Конфуция: "Добродетель не останется в одиночестве. У нее обязательно найдутся соседи".

Чокан Лаумулин,

исследователь в Кембриджском университете,

Tengrinews.kz

 

Дорогой Чокан! Только что пришел с заседания исполнительного совета ЮНЕСКО, где обсуждались вопросы проблемных обществ, которые следует разрешать средствами образования и культуры. твое эссе о современном хаме. Шлю свой отклик. Это явление издавна изучалось не только писателями, социологами, но, думаю, и медиками, потому что хамство - это проявление умственной слабости. Оно также считалось признаком социальным, присущим поведению людей из низов. Не избегают его и люди с претензиями на элитарность, в основном те, кто в верха не пешком поднимался, а на лифте счастливого случая. Хамство проявляется не только вербально, но и в поступках - в лживости, не­обязательности, жестокости и жадности. За четверть века интеллектуальный потенциал постсоветских обществ понизился. Молодым, воспитанным вне книги, все труднее разобраться в том, что есть зло, а что "не очень". Это колебание отчетливо проявилось в прошедшие годы, которые были временем Свободы не столько слова, сколько поступка. События, происходящие в глобализирующемся мире, говорят, что мы вступаем в эпоху изменения климата и осознания ограниченности природных ресурсов. Синхронно происходит сокращение и ресурсов человечности. Таких, как добродушие, сочувствие и сострадание. Есть опасность, что будущее многих народов, да и всего человечества, вверяется поколениям духовно и умственно ограниченных людей. Недавно совместными исследованиями педагогов и медиков доказано, что неуспеваемость в школах впрямую связана с пристрастием детей к картофельным чипсам. От такой еды, оказывается, страдают умственные способности. К этим выводам следовало бы присовокупить и более чем очевидные данные о сходном воздействии на мозги новых поколений культурного фастфуда. Происходит люмпенизация обществ. Они приобретают структуру, стремящуюся к однослойности: нижний страт утолщается за счет среднего класса, считающего себя элитой, хотя интеллектуально мало чем отличается от нижнего. Чем это грозит молодым государствам и миру? Мережковский в начале XX столетия, предчувствуя наступление эпохи пролетарских революций, написал книгу "Грядущий хам". Думаю, не случайно, что и в начале XXI века возрождается тема хама. Глобализация собирается придать революции планетарный масштаб. Вчера по российскому Первому каналу видел, как Кобзон, Лещенко искренне радовались проекту "Всем миром", направленному на сбор пожертвований для срочного строительства сборных домов жителям восточных областей России, оказавшихся под водой. Десятки тысяч людей остались без крова, без урожая, без домашнего скарба. А первые морозы в тех краях совсем скоро. И люди откликнулись на призыв. На открытый каналом счет из городов Российской Федерации, из Казахстана, Азербайджана, Белоруссии пошли переводом рубли, тенге, манаты. Почти 600 миллионов рублей! - радовались ведущие. А это всего 15 млн евро. Меньше стоимости одной яхты или годового контракта одного футболиста. Почему артисты, от души благодаря за щедрость воронежцев и самарцев, не пожалевших на доброе дело своих трудовых рублей, не упомянули среди дарителей Абрамовича, Усманова и других самаритян? Не напомнили о том, как их американские коллеги преломили свои хлебцы и поделились кто половинкой, а кто и большей частью с согражданами, хотя в Америке такой чрезвычайной нужды в спасении людей от потопа, как в Комсомольске-на-Амуре, в Хабаровске и Биробиджане, не было. Но они все же преломили хлебцы. И российские богачи могли разом, в один момент оправдать в глазах всего общества свои миллиарды, заявив рядом с цифрами "шапки по кругу" и свои увесистые, по-настоящему золотые. Но шансом не воспользовались. Общество осталось при своем прежнем мнении об их богатстве. Могу процитировать, не боясь ошибиться, общую мысль: "Ради чего мы отказались от советской власти? Ради того, чтобы эти ловкачи ни в чем не нуждались? Ради этой цели погубили колхозное село и не создали фермерства? Ради этой цели отказались от литератур, наук, пустили по миру интеллигенцию?" И много других мыслей, стремительно рождающихся в геометрической прогрессии. Роль телевидения и других электронных средств связи, способных массово тиражировать революционные настроения низов, взволнованных подобными телепровокациями, может стать главной в трагедиях, сценарии которых более двух десятков лет талантливо пишутся новыми хамами.

Твой

Олжас СУЛЕЙМЕНОВ

г. Париж,

4 октября 2013 г.

Комментарии