ВТОРНИК, 14 ИЮЛЯ 2020 ГОДА
2688 4-04-2016, 06:40

Как лучше продать казахстанский футбол?


Пришла пора осознать, что подъем казахстанского футбола возможен лишь при условии превращения его в качественный продукт, в то, что будет хорошо продаваться и покупаться. Только в этом случае он станет по-настоящему социальным явлением, привлечет миллионы «потребителей» и, что тоже крайне важно, частных инвесторов. Именно те страны, где подобное уже произошло, сегодня диктуют мировую моду в футболе.

Результат против зрелища

В широком смысле это называется коммерциализацией. Она позволит постепенно отойти от практикующегося в Казахстане бюджетного финансирования клубов, которое, во-первых, порождает иждивенчество у всех, кто задействован  в футболе, и крайне нерациональное расходование средств, включая банальный «распил» (государственные деньги у нас традиционно принято считать ничьими), а во-вторых, вызывает в последнее время резкую критику в обществе. Рано или поздно от такой практики придется отказаться.

Коммерциализация футбола – это, по сути, внедрение в него элементов шоу-бизнеса (разумеется, с сохранением спортивной составляющей). Соответственно должны использоваться те же законы и инструменты – «раскрутка» через СМИ, создание кумиров и звезд, формирование, пусть даже искусственное, ажиотажа вокруг того или иного события, ну и многое другое.

Но в основе все-таки лежит  качество продукта, предлагаемого  аудитории. На эстраде, в киноиндустрии это записанный музыкальный альбом, концерт, фильм, а в футболе – игра, тоже являющаяся своего рода представлением со своим сюжетом, актерами. Очевидно, что если матчи  отечественной премьер-лиги станут по-настоящему «смотрибельными», то интерес к ним, к национальному чемпионату, клубам и игрокам со стороны зрителей, телевидения (а дальше по цепочке – рекламодателей, спонсоров, частных инвесторов) возрастет, и процесс коммерциализации пойдет быстрее.

Однако пока люди, от которых зависит состояние казахстанского футбола, воспринимают его исключительно как спорт, а потому зациклены на результате: выиграл – хорошо, проиграл – плохо. Причем это характерно прежде всего для специалистов, и особенно для действующих тренеров, поскольку с них  вышестоящее клубное начальство и акимы тоже спрашивает исключительно за результат, за занятое место. А содержание игры остается далеко на заднем плане.

Поэтому мы и наблюдаем большей частью то, как команды пытаются не столько переиграть друг друга, сколько перебороть, перебегать. И на послематчевых конференциях тренеры дают оценки, исходя опять же из результата (победа или поражение), а не качества игры, показанной командами.

А тем временем большинство казахстанских любителей футбола, игнорируя наше национальное первенство, увлеченно смотрит чемпионаты Англии, Германии, Испании, даже России – там предлагают гораздо более захватывающее зрелище.

Мало того, культ результата в казахстанских футболистах воспитывается с самого детства. Тогда как в этом возрасте надо закладывать техническую и тактическую оснастку, раскрывать и развивать лучшие игровые качества ребенка. А то, какое место займет детская команда на каком-то турнире, должно быть не столь важным. Но поскольку у нас преобладает иной подход, то футбольные школы выпускают в основном посредственных исполнителей (именно исполнителей, а не тех, кто способен что-то творить, придумывать на поле), которые в командах мастеров быстро достигают своего потолка и перестают прогрессировать. Ведь в них попросту не заложены задатки ведения умной и изобретательной игры, которые бы позволили выйти на качественно другой уровень. 

Безусловно, в большом футболе результат важен. Но должен быть разумный баланс между ним и игрой как зрелищем. И потом, вряд ли кто-то станет спорить с тем, что хороших результатов чаще всего добиваются именно те команды, которые демонстрируют атакующий, креативный и соответственно привлекательный для массовой аудитории футбол.

Поверить алгеброй гармонию…

Оценки качества игры часто носят субъективный характер. Например, после того или иного матча можно услышать совершенно полярные мнения из уст как болельщиков, так и тренеров: каждая из сторон утверждает, что именно ее команда выглядела лучше, острее атаковала и т.д. Поэтому необходима объективная система оценок.  Такая система есть, и в ее основе лежат статистические методы.

Сегодня профессиональная футбольная статистика как составная часть футбольной аналитики получила широкое распространение в мире. По заказам клубов и национальных футбольных федераций осуществляется статистическая обработка всех сколько-нибудь важных игр. Скажем, казахстанские клубы с недавних пор являются клиентами международной компании InStatFootball. После каждого матча, проведенного тем или иным клубом, она присылает ему целый талмуд с данными о команде и обо всех игроках: сколько и каких тактико-технических действий (ТТД) они совершили, какой километраж набегали и т.д. Эти данные затем должны быть проанализированы и использованы для внесения корректив в тренировочный процесс, в индивидуальную работу с футболистами, в построение тактических схем ведения игры… 

Но, во-первых, еще не факт, что тренеры читают все это, да и тяжело осилить такой массив информации. Во-вторых, есть важный нюанс: любой вид  (элемент) ТТД можно оценивать по-разному в зависимости от того, в какой игровой ситуации он выполнен и к каким последствиям привел.

Простой пример. Точную передачу мяча партнеру по команде можно сделать вперед с целью создания угрозы чужим воротам, а можно поперек поля либо назад. Ее можно сделать на высокой скорости, а можно в статичном положении. И в каждом случае речь будет идти о совершенно разных уровнях сложности, эффективности и футбольной эстетики.  А в упомянутых выше исследованиях этот момент часто не учитывается.

Казахстанская аналитическая группа CreoSoccer.kz решила устранить данный пробел.  Она разработала собственную методику, позволяющую проанализировать поведение на поле отечественных команд именно с точки зрения их умения действовать в креативно-атакующем ключе. А в основе ее лежит тот факт, что в футболе доминирующим приемом ведения командной игры являются передачи мяча, на долю которых приходится 65-70% от всех ТТД, совершаемых футболистами.

Из всех передач авторы методики предлагают выделять и регистрировать только такие, которые выполняются на половине поля соперника и адресуются тому игроку, который находится в активной зоне, то есть имеет возможность принять мяч на скорости и после его приема продолжить движение с ним в сторону ворот соперника. Это так называемые передачи «на ход», и они хорошо знакомы всем – и футболистам, и тренерам, и болельщикам.

Отдельно предлагается регистрировать те передачи "на ход", после которых игрок выполнил удар по воротам. Плюс особняком выделять те, которые были использованы в комбинациях "стенка", "стенка на третьего", "забегание", "пропуск мяча", "игра пяткой".

Эти комбинации нравятся болельщикам, и чем больше таких эпизодов в матче, чем разнообразнее атакующие действия, тем выше уровень "смотрибельности" и зрелищности игры. Также авторы предлагают регистрировать точные удары по воротам как одно из основных атакующих действий.

Все познается в сравнении

Статистическая обработка результатов таких наблюдений позволит получить количественный эквивалент качества выполнения названных выше игровых приемов в виде одного числа (так называемый принцип квалиметрии). Но нужна еще, так сказать, эталонная шкала, которую можно было бы взять за исходную точку отсчета.

В мировом футболе  эталоном качества принято считать игру испанской «Барселоны». Однако до нее участникам казахстанской премьер-лиги еще очень далеко. Поэтому за ориентир авторы методики взяли атакующую игру ведущих российских клубов - ЦСКА, "Зенита", "Спартака", "Локомотива" и "Ростова". Анализ результатов наблюдений за ними дал возможность определить начальную точку отчета качества игры казахстанских клубов, равную 15 баллам.  

Таким образом, на выходе появилась шкала качества, получившая название CreoSoccer.kz. Согласно ей, сумма в 15 баллов и выше – это «отлично» (оценка 5); от 14,9 до 12,5 – «хорошо» (4); от 12,4 до 10,0 – «удовлетворительно» (3); от 9,9 до 7,5 – «неудовлетворительно» (2), от 7,4 до 5,0 – «плохо» (1), от 4,9 и ниже – «очень плохо» (0).

Так вот, по итогам первого тура чемпионата Казахстана (12-13 марта) из 12 участвовавших в нем команд две получили от авторов исследования «четверки», три – «тройки», четыре – «двойки», три – «единицы». В следующем туре (19 марта) ни одна из команд не заработала оценку «хорошо». Уральский «Акжайык» вовсе получил «ноль», а остальные участники первенства – либо «тройки», либо «двойки». Как говорится, комментарии излишни. 

Очень важный момент: в пяти матчах из семи, завершившихся победой одного из соперников  (в остальных встречах были зафиксированы ничьи), выиграли те команды, которые получили более высокие оценки за качество атакующей игры. В двух остальных таких матчах («Тараз» - «Кайрат» и «Ордабасы» - «Астана») показатели соперников оказались примерно равными.  И еще: из 25 голов в этих двух турах 18 были забиты после передач «на ход».

Не оставили без внимания авторы исследования и национальную сборную Казахстана. По их данным, лучшее качество атакующей игры в отборочном цикле к Евро-2016 она продемонстрировала в матче с командой Латвии, последнем при Юрии Красножане, – 14,2 по 15-балльной шкале (оценка «хорошо», или «четверка»). А вот в недавних товарищеских встречах со сборными Азербайджана и Грузии качество атакующей игры было гораздо ниже – соответственно 8,8 балла (оценка «неудовлетворительно», или «двойка») и 6,2 балла («плохо», или «единица»).

Аналитическая группа CreoSoccer.kz планирует продолжить свои исследования, важность которых трудно переоценить, – они дают объективную картину игры казахстанских команд, показывают, к чему им надо стремиться, над чем работать. И это может стать началом пути к превращению отечественного футбола в привлекательное зрелище, в востребованный массовой аудиторией продукт.

 

Комментарии