На днях внучка генерал-майора Ивана Панфилова Айгуль Байкадамова подписала российскую петицию против посягательства на память 28 панфиловцев.
Онлайн-петицию на имя президента РФ Владимира Путина на сайте Change.org разместила «московская группа ветеранов-панфиловцев». Составители просят привлечь к ответственностидиректора российского госархива Сергея Мироненко и главу Федерального архивного агентства Андрея Артизова за развернутую ими в прессе дискуссию о подвиге 28 панфиловцев. По мнению создателей петиции, архивисты (цитата): «С особым цинизмом, аргументируя свою позицию только архивной справкой 1948 года о допросе (а мы знаем как проводились допросы в сталинское время) лиц, которые даже не были в составе дивизии на момент решающего боя под Москвой, требуют от мирового сообщества аннулировать все остальные архивные документы, факты и свидетельство местных жителей Нелидово и Дубосеково о подвиге дивизии И.В.Панфилова».
«Мы просим Вас, дать указание о защите чести и достоинства 28-и героев – панфиловцев и привлечь к ответственности С.В.Мироненко и А.Н.Артизова за некомпетентность, необъективность и передергивание фактов истории», - говорится в петиции.
Напомним, новый виток спора о 28 гвардейцах-панфиловцах разгорелся после появления 7 июля на официальном сайте Государственного архива России справки-доклада главного военного прокурора СССР Николая Афанасьева «О 28 панфиловцах». В документе говорится о том, что подвиг 28 панфиловцев является вымыслом редакторского состава газеты «Красная Звезда».
Позже об этой публикации в интервью «Радиоточке» высказались Алуа Байкадамова – вторая внучка командира 316-й стрелковой дивизии Ивана Панфилова и директор Государственного архива РФ Сергей Мироненко.
Мы обратились к оставившей подпись под петицией Айгуль Байкадамовой, чтобы выяснить, какое наказание для Мироненко и Артизова ее бы удовлетворило.
- Скажите, почему вы оставили подпись под петицией с просьбой привлечь к ответственности Мироненко и Артизова?
- Вообще, я сожалею, что москвичи сделали это первыми, хотя алматинцы должны были их опередить. А вообще, надо было не петицию написать, а подать на них в суд.
- И в чем обвинить в суде?
- Обвинить в том, что они фальсифицируют факты. Они же отрицают сам бой у разъезда Дубосеково. Здесь речь не идет о количестве, а речь идет о бое. Они дождались, когда свидетелей нет, все умерли – это разве этично?
- Юридически признанного документа «петиция» в России и в Казахстане нет. Считаете ли вы, что даже если она наберет нужное количество подписей, на нее обратят внимание официальные власти?
- Обязательно обратят внимание. Когда начинался проект фильма «28 панфиловцев», тут же откликнулсяроссийский министр культуры Владимир Мединский. Они быстро реагируют на эти вещи.
- В петиции не уточняется – к какой именно ответственности подписанты считают нужным привлечь этих архивистов. Единственное, что упоминается – защита чести и достоинства. Ваше мнение - просьба о каком наказании между строк?
- Я думаю, там речь стоит все-таки об уголовной ответственности за оскорбление чести и достоинства – есть такая статья и у нас, и в России.
- Когда мы говорим о том, что Мироненко и Артизов ссылаются на некие документы, повлиявшие на их мнение – разве не подразумеваем ли мы свободу мнений? Распространяется ли по-вашему принцип свободы мнений на историю как науку?
- Я прекрасно знаю эти документы. Но дело в том, в этих документах, которые предоставляет комиссия по расследованию подвига, утверждается, что подвиг был. Но речь идет именно о количестве участников. А они отрицают сам факт боя. Речь не идет о собственном мнении, а речь идет о фальсификации.
- У вас есть догадки - с какой целью Мироненко хочет его так настойчиво опровергнуть историю о 28 панфиловцах?
- Догадки есть. Это называется «дешевый пиар». Человеку захотелось прославиться, хотя он этой проблемой никогда не занимался.
- Недавно «Радиоточка» узнала из уст режиссера российского фильма «28 панфиловцев», что Министерство культуры РК пыталось внести в сценарий нового героя - Бауыржана Момышулы. Россияне отказались – речь шла о другом батальоне. Но это натолкнуло меня на вопрос, может быть, вы знаете на него ответ: что Бауыржан Момышулы при жизни говорил о 28 панфиловцах, товарищах по дивизии и говорил ли вообще?
- Прочитайте его книги. Там есть его выражения. Точно так же, с пиететом, он относился к генералу Панфилову. Честно говоря, если бы он был жив, он был бы против того возвеличивания, что он стал будто бы «выше» генерала.
- Он в своих книгах упоминал 28 панфиловцах?
- Конечно. И о тактике, используемой Панфиловым. Я думаю, он первым пошел бы – но не так, как мы, оглядываясь. Он бы пошел с автоматом на этого Мироненко (смеется). У него такой крутой нрав был.
- На вашей странице в Фейсбуке я увидел одно из боевых донесений Ивана Васильевича Панфилова. Упоминал ли он в каком-либо донесении с фронта военному руководству бой у разъезда Дубосеково и так или иначе 28 воинов?
- Есть воспоминания и комиссара полка, и как брат разыскивал погибшего, и другие документы Там много фактов, которые доказывают… а, собственно, что доказывать, когда бой был? Если внимательно прочитать документы российского архива, там черным по белому написано – бой был. Там только дискуссия по поводу количества.
- Какие-то еще меры по отношению к тому же Мироненко или Артизову вы намереваетесь предпринимать?
- Посмотрим на реакцию. По крайней мере министр культуры России Мединский дважды очень резко против его (Мироненко, прим. ред.) высказываний выступил, и думаю, что его быстро снимут, и мы про него забудем, как про кошмарный сон.