ПЯТНИЦА, 20 СЕНТЯБРЯ 2019 ГОДА
2246 20-11-2015, 00:00

Казахстанские учителя эмоционально истощены


«Каково душевное здоровье людей, которые учат детей в школах и студентов в университетах?» – над этим вопросом многие годы работает врач-невропатолог, доктор психологии, профессор Раушан Каримова. В 2014 году под её руководством на базе научно-технической лаборатории превентивной суицидологии при Казахском национальном педагогическом университете имени Абая закончено исследование психо-эмоционального состояния алматинских преподавателей. Проводилось нейрофизиологическое изучение биоэлектрической активности мозга и диагностика эмоционального выгорания, уровня тревожности и стрессоустойчивости.

Результаты, опубликованные в отечественных и зарубежных изданиях, свидетельствуют о значительном профессиональном выгорании: «Проведенные нами психофизиологические исследования педагогов подтвердили выраженный уровень психо-эмоционального напряжения и высокий уровень тревожности. В группе преподавателей от 35 лет до 45 лет у 50% отмечалось эмоциональное истощение, выражаемое в снижении эмоционального фона, равнодушием и эмоциональным перенасыщением.

Исследования показали: чем больше стаж педагога, тем более выражены признаки профессионального выгорания; у начинающих педагогов низка стрессоустойчивость. Установлено, что высокий уровень тревожности встречается больше у учителей второй категории, когда профессиональное положение их ещё неустойчиво, но уже начинают проявляться признаки психо-эмоционального выгорания – это примерно в 35-40 лет».

В устном комментарии «Радиоточке» Раушан Каримова добавила, что такие эмоции учителя и преподаватели начинают испытывать в среднем после 10 лет работы. И, конечно, больше всего страдают именно школьные педагоги.

То, что проблема профессионального выгорания существует, редакции подтвердила и председатель алматинского филиала республиканского общественного объединения учителей и преподавателей «Ар-Намыс», директор школы-лицея №48 Ирина Смирнова.

«Я считаю, что выгорание ведёт к тому, что учитель разрушает своё здоровье. Он продолжает работать и работать так же качественно. И мы не можем отказаться от 60-70-летних учителей. Даже рады были бы, если бы к нам пришли такие, потому что у них, на самом деле, хорошее качество работы. Но состояние их здоровья с годами сильно ухудшается. Мы видим, как они становятся больными. У нас несколько учителей в последнее время были вынуждены сделать операцию на сердце», – рассказала директор.

Профессиональная деформация, говорится в выводах, наступает из-за превышения педагогической нагрузки. Внутренние энергоресурсы просто не справляются с тем объёмом работы, которым нагружает учителя сегодняшняя система образования. Постоянное напряжение и переутомление, уверена Раушан Каримова, усугубляется недооценкой труда.

Волей-неволей, даже в психологическом исследовании, приходится принимать во внимание заработок учителя. У большинства казахстанцев сразу возникнет контраргумент – сейчас педагог получает уже не копейки. С этим нельзя не согласиться. Но как построена система начисления: чтобы зарплата перевалила за 100 тысяч тенге или хотя бы приблизилась к этой отметке, учитель вынужден вести занятия в две смены, брать классное руководство и другую дополнительную нагрузку.

«Я вижу причину профессионального выгорания также, – продолжает перечислять Ирина Смирнова, – в родителях. Они сегодня рассматривают учителя как обслуживающий персонал, просто как официанта, я не знаю, а не как человека, который творит личность их ребёнка. И требования предъявляют жёсткие, которые идут в противоречие с обязанностями учителя. Кроме того, идут прямые указы вышестоящих инстанций по выполнению тех или иных обязанностей. Нет места творчеству. Всё очень зарегламентировано. В связи с этим учитель, который должен быть творческим работником, вынужден становиться таким маленьким чиновником».

Интересно, что об этом думает сама школьная учительница. Преподаватель начальных классов в школе №127 Эльмира Гиниятуллина делится: «Усталости от детей, родителей, уроков я не чувствую. Что утомляет? Много ненужной бумажной работы: ты не детьми занимаешься – хотя и то можно было бы сделать, и то хочется – а сидишь с отчётами, графиками успеваемости, списками. Особенно в конце четверти. Мы папку на папку собираем, в каждую ещё по 20 папок кладём».

Как всё это сказывается на детях? В исследовании на этот счёт указано следующее: «С точки зрения ветеранов педагогики, самым неприятным плодом выгорания современной школьной учительницы является её падение в системе ценностей. Учитель перестает ценить ребёнка как человека, видеть в нём личность. А в лучшем случае уважает его за грамотность: математическую, языковую, химическую и так далее».

А вот с этим уже ни директор школы, ни школьная учительница, опрошенные «Радиоточкой», категорически не согласились. Ирина Смирнова заявила: несмотря на нагрузки, выгорание и прочие трудности, преподаватели стараются работать качественно, в интересах ребёнка – оттуда и проблемы с сердцем.

А Эльмира Гиниятуллина вообще считает, что всё зависит от конкретного человека: «В любой школе найдутся учителя, которые по-разному относятся к своей работе. У нас есть совсем молодые, после колледжа, которые в две смены выкладываются: и утренники, и интересные приёмы на уроках придумывают. Есть молодые такие же, но равнодушные. Есть те, кто много лет абы как учит, а есть педагоги уже в возрасте, но с каждым годом их методика совершенствуется. Кто-то, действительно, видит в детях роботов, которых надо только муштровать, а не развивать. Кто-то работает потому, что другой профессии нет. А кому-то нравится с детьми общаться. Я всегда говорю: с ними общаешься и молодеешь. Главное, в детство не впасть (смеётся)».

Автор исследования в своих рекомендациях настаивает: надо разгрузить учителей от второстепенных обязанностей, чтобы они больше занимались детьми; упростить бумажную работу, требования по отчётам; следить за их нагрузкой; нужно создать им условия для отдыха (в виде санаторных путёвок, например). Ну и самое главное: нужно пересматривать учебную программу – она явно перенасыщена. От этого шесть дней в неделю страдают и учителя, и дети, и родители. При таких объемах информации и темпе жизни за единственный выходной никакая, самая крепкая, нервная система не успеет восстановиться. И каждый следующий понедельник – всё тяжелее.

radiotochka.kz

 

 

Комментарии