ПЯТНИЦА, 24 ФЕВРАЛЯ 2017 ГОДА

Какие партии и с какими лозунгами могут пройти в казахстанский парламент?

Автор: Кенже Татиля 1442 20-11-2015, 01:00

В последнее время все чаще ведутся разговоры о неизбежности очередных внеочередных (увы, но так уж у нас повелось) парламентских выборов. С учетом специфики нашей политической действительности понятно, что "Нур Отан" в любом случае получит большинство в парламенте. Однако становится все более очевидным, что затянувшаяся монополия одной партии не всегда идет на пользу ни ей самой, ни обществу, ни тем более ее возможным конкурентам на партийном поле.

А значит, назрела необходимость создания условий для более или менее реальной политической конкуренции. Это позволило бы решить сразу несколько задач. 

Во-первых, частично снять напряженность, которая нарастает в обществе вследствие обострения социально-экономических проблем и становится все более ощутимой в силу накопившейся усталости от вышеуказанной монополии.

Во-вторых, создать легитимные каналы, с помощью которых власть могла бы получать более внятные месседжы от общества по поводу тех или иных аспектов своего политического и экономического курса. При наличии реального плюрализма сделать это будет проще.

Это же обстоятельство, в-третьих, позволило бы партии власти разделить ответственность за состояние дел в стране и обществе с отдельными политическими оппонентами, которым была бы предоставлена возможность участвовать в формировании тех или иных аспектов внутриполитического курса.

Но в этой связи возникает ряд закономерных вопросов. Главный из них - насколько оппоненты партии власти готовы к такому развитию событий? Мы попросили высказать свою точку зрения на этот счет известного эксперта Максима Казначеева.

- Какие лозунги (политические, экономические, социальные) могут привлечь  избирателей к конкурентам "Нур Отана"?

- Полагаю, что перед ними будет поставлена задача агрегировать социальную протестность, но "не целиком в одни руки", а по соответствующим социальным стратам и сегментам: бизнес, село, моногорода и т.п.

Отдавать протестный электорат какой-то одной партии политтехнологи власти считают рискованным, поскольку не имеют полных гарантий сохранения ее лояльности в период выборов (вспомните историю "Руханията" в 2011 году).

Соответственно, предвыборные лозунги партий должны быть сфокусированы на критике текущего социально-экономического курса. Сложилась ситуация, при которой игра на контрасте с "Нур Отаном" может принести быстрые политические дивиденды. Будучи партией власти, "Нур Отан" автоматически берет на себя всю полноту ответственности за социально-экономическое состояние страны и становится объектом критики со стороны граждан.

На фоне кризисных процессов в экономике у социально незащищенных граждан нарастает градус протестных настроений. Экономические сложности повышают температуру "социального кипения" в обществе. Отсюда проистекает падение уровня доверия к власти, появляются требования активной социальной политики, увеличивается вероятность стихийных массовых выступлений.

При наличии такого высокого уровня протест­ных настроений любая политическая сила, способная представить обществу альтернативу курсу партии "Нур Отан", может получить неплохие электоральные результаты.

Кроме того, в условиях кризиса партии второго уровня могут не только эксплуатировать критику "текущего момента", но и озвучивать свои инициативы по долгосрочным приоритетам развития Казахстана. Например, можно пересмотреть инициативы, предложенные в рамках пяти институциональных реформ. Уже сейчас очевидно, что значительное количество экономических и инфраструктурных проектов нужно отложить до лучших времен.

- На что этим партиям следует сделать упор, чтобы повысить свои шансы на прохождение в парламент?

- Перед партиями "второго ранга" стоит сложная задача: с одной стороны, надо  поработать на контрасте с "Нур Отаном", а с другой - убедить власть в своей управляемости и лояльности. Сильная оппозиционная риторика отпугнет Акорду - соответственно, можно будет потерять адмресурс и не преодолеть 7-процентный барьер. А слабая степень оппозиционности по отношению к "Нур Отану" не позволит выделиться на фоне других партий-конкурентов.

Поэтому перед этими партиями стоят следующие электоральные задачи:

- ДПК "Ак жол" необходимо избавиться от имиджа лоббистской группы в мажилисе. В 2011-12 годах она позиционировалась как "партия бизнеса". Однако сейчас интересы бизнес-ассоциаций в общественном поле более полно представляет Национальная палата предпринимателей "Атамекен". В силу этого позиционирование партии "Ак жол" становится отчасти двусмысленным - властям может быть нецелесообразно наличие двух общественных структур, работающих с одними и теми же социальными стратами.

Нельзя не отметить информационную активность партии. Однако эта активность избирательна, что может породить у электората подозрения в аффилированности структуры.

- Коммунистическая народная партия Казахстана получила неплохой организационный опыт в рамках прошедшей президентской избирательной кампании. А недавний отзыв регистрации КПК "отдает" КНПК весь левый фланг казахстан­ского партийного пространства. Что облегчает ей задачу повторного прохождения в мажилис по итогам следующих выборов.

Сложности партии могут быть связаны с недостаточной административной поддержкой в президентской администрации и риском не получить благосклонность адмресурса в день голосования.

- Шансы Общенациональной социал-демократической партии связаны с эксплуатацией статуса единственной оппозиционной силы. ОСДП не ограничена обязательствами перед властью и может более свободно позиционироваться в качестве системной альтернативы действующему политическому режиму. В случае существенного ухудшения социального самочувствия казахстанцев присутствие ОСДП в мажилисе могло бы быть использовано технологами власти для политической разрядки. В этих целях  ОСДП должна предложить в рамках следующей избирательной кампании "альтернативные 100 шагов", более обоснованные и реалистичные, нежели те, которые озвучил президент страны.

- Партия "Бирлик" и Народная патриотическая партия "Ауыл" пока сохраняются в качестве "замороженных" политических структур. Их идеологическое и организационное наполнение только предстоит. Лидеры партий - тоже новые игроки в казахстанском политическом пространстве. Узнаваемость партийных брендов - на уровне статистической погрешности. Однако этот "минус" может стать "плюсом" - в  случае резкой и агрессивной информационной кампании эффект новизны может сработать в их пользу. Очевидно, на это и рассчитывают сделать ставку политтехнологи Акорды.

Подготовил

Кенже ТАТИЛЯ

 

Подпишитесь на еженедельную рассылку

Получайте ссылки на самые интересные материалы газеты

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки
Комментарии:
Добавить комментарии


    Введите имя:


    Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера






Центральная Азия
Фото и видео
За рубежом
Астана: 16 °C
Алматы: 20 °C
    
$ 337.37
378.29
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru