СРЕДА, 18 ИЮЛЯ 2018 ГОДА
1885 29-09-2015, 10:33

Сколько финансовых центров нужно Казахстану?

KZ RUS ENG

Полгода назад в материале, опубликованном в «CentralAsiaMonitor» и посвященном трудной судьбе регионального финансового центра Алматы, а также выходу очередного глобального рейтинга GFCI, говорилось о том, что 20 лет спустя после выдвижения руководством страны идеи создания такого центра все приходится начинать сначала.

 

Алматы обещали много…

Материал тот так и назывался – «Региональный финансовый центр Алматы: первый заход оказался неудачным, теперь предстоит второй». А его публикация была вызвана совпадением двух важных событий – заявления главы государства на XVI съезде правящей партии «Нур Отан» и выхода в свет очередного, 17-го по счету, отчета по Индексу глобальных финансовых центров (The Global Financial Centres Index, GFCI).

Тогда мы рассказывали читателям, что впервые идею создания РФЦА президент Казахстана озвучил на встрече с членами Ассоциации банкиров в тогдашней столице страны Алма-Ате. И только спустя почти десятилетие на свет появилась Концепция создания в южной столице РФЦА, после чего началась реализация этого амбициозного проекта. 1 февраля 2006 года президент подписал указ об образовании Агентства  по регулированию деятельности (АРД) РФЦА, появился авторитетный международный Совет РФЦА, в состав которого вошли экс-глава Всемирного банка, советник президента Казахстана Джеймс Вульфенсон, бывший президент Сингапурской биржи г-н Лим Чу Пенг, тогда еще вице-премьер РК Карим Масимов, представители зарубежных финансовых и консалтинговых компаний. Летом того же года парламент одобрил закон о деятельности РФЦА, был образован специализированный финансовый суд Алматы, которому, правда,  пришлось заниматься в основном делами о реструктуризации долгов национализированных банков. РФЦА даже обзавелся собственной академией, информационным бюллетенем, стартовала программа повышения инвестиционной культуры и финансовой грамотности населения, появились рекламные биллборды и так далее.

Потом грянул мировой финансовый кризис, и проект РФЦА стал естественным образом  хиреть. Весной 2011 года президент страны упразднил АРД РФЦА, функции которого передали Нацбанку, было ликвидировано и АО «РФЦА», управлявшее хозяйством финансового центра. Тем не менее, во всех стратегических планах по-прежнему говорилось о перспективах развития ФРЦА. Так, в Концепции развития финансового сектора до 2030 года этой теме уделено немало внимания. Там говорится о разработке нового плана развития РФЦА до 2020 года, создании Совета с участием представителей государственных органов, финансового рынка, бизнеса, общественности и акимата, формировании благоприятной бизнес-среды, улучшение позиции города Алматы как финансового центра в рейтинговой оценке GFCI и о других направлениях. Заодно Алматы должен был развиваться и как исламский финансовый хаб в СНГ и Центральной Азии. В Концепции ставилась цель вхождения РФЦА в число десяти ведущих финансовых центров Азии.

А после того, как на упомянутом съезде «Нур Отана» лидер партии, то есть глава государства, вполне ясно заявил, что затянувшийся процесс создания РФЦА должен обрести новую динамику, этот проект получил второе дыхание. Ведь было обещано законодательное предоставление Алматы специального статуса по примеру Дубаи и других стран с собственным законодательством. И выглядело такое обещание весьма логично, поскольку южной столице Казахстана предстоит принимать к 2025 году наднационального регулятора единого финансового рынка Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

 

Переезд Нацбанка + EXPO 2017 = МФЦА?

Но, как известно, уже через два месяца после выступления на съезде «Нур Отана» лидер нашей страны выдвинул другое, еще более амбициозное, предложение по созданию международного финансового центра в Астане (МФЦА). В начале мая президент обозначил 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ. В этом плане МФЦА посвящены четыре шага – с 70-го по 73-й. В первом из них указывалось, что МФЦА создается на базе инфраструктуры выставки «AstanaEXPO 2017» с приданием ему особого юридического статуса, который должен быть закреплен в Конституции. МФЦА должен развиваться в качестве хаба не только СНГ, но и всего региона Западной и Центральной Азии. Гарантировалась независимость судебной системы МФЦА с собственной юрисдикцией, функционирующей на основе английского права, причем ее судейский корпус формируется из числа иностранных специалистов. Ставилась задача вхождения МФЦА в «топ-20» ведущих финансовых центров мира.

 

71-й шаг предписывал разработку Стратегии развития МФЦА со специализацией на обслуживании рынков капитала и исламском финансировании, включая новые виды элитных услуг, введение либерального налогового режима и принципа инвестиционного резидентства с возможным созданием даже офшорного финансового рынка. 72-й шаг определял английский язык в качестве официального на территории МФЦА, на этом же языке должно составляться и применяться его самостоятельное законодательство. А 73-й шаг ставил задачу обеспечить международную транспортную доступность МФЦА путем создания сети регулярного и комфортного его авиасообщения с ведущими финансовыми центрами.

Эти шаги были затем подкреплены президентским указом от 19 мая текущего года. В нем Нацбанку поручалось принять меры по созданию акционерного общества для обеспечения деятельности МФЦА с представительствами за пределами Казахстана и привлечением высококвалифицированных иностранных работников на руководящие должности. Ставилась цель по вхождению МФЦА до 2020 года в число десяти лучших финансовых центров Азии и в «топ-30» мира в рейтинге GFCI, а также по заключению соглашений о партнерстве с ведущими центрами. Управляющие активами Национального фонда, по замыслу разработчиков проекта МФЦА, должны отныне локализоваться в Астане. Туда же предстоит до 1 января 2017 года поэтапно передислоцировать центральный аппарат Нацбанка и организации, являющиеся частью инфраструктуры финансового рынка, включая и АО «Казахстанская фондовая биржа» (KASE), а в Алматы - создать резервный центр базы данных центрального банка.

Понятно, что такая перспектива вызвала немало вопросов о дальнейшей судьбе РФЦА и язвительные комментарии в отношении перспектив столичного финансового центра. Известный финансист Айдан Карибжанов предположил в социальной сети Facebook, что банки и так «будут  постепенно тянуться к Астане, но не потому, что там есть английское право и судьи в париках. Там просто-напросто главные деньги в стране, у правительства, госкомпаний, институтов развития. Доступ к этим деньгам намного важнее всех розничных клиентов, очередей в филиалах и банкоматов вместе взятых». В итоге он резюмировал: «Банкир должен сидеть в Астане, гладить по руке государственного деятеля, класть ему в рот засахаренные вишенки, иначе не проживешь. Можно ли это тяготение назвать финансовым центром? Не знаю». А уж если на самом деле речь идет лишь о переезде в Астану руководства Нацбанка, то можно было говорить об этом прямо без шумихи вокруг проекта МФЦА, полагает финансист, «не создавая всего этого звукового резонанса, от которого уже уши болят». А другой известный эксперт, Олжас Худайбергенов, директор Центра макроэкономических исследований, подтвердил, что идея переезда центрального аппарата финансового регулятора озвучивалась давно. О завершении Нацбанком переезда в Астану к 1 января 2017 года, с его слов, прекрасно знали и банки второго уровня.

 

Пока в рейтинге опускаемся

Впрочем, как известно, у Нацбанка минувшим летом были дела поважнее проекта МФЦА – одни только страсти по расширению коридора обменного курса с последующим отпуском тенге в свободное плавание чего стоят! Поэтому неудивительно, что на официальном сайте регулятора до сих пор нет раздела, посвященного МФЦА, а есть лишь информация по РФЦА, включая наличие у Нацбанка АО «Академия РФЦА» и АО «Рейтинговое агентство РФЦА». О том, на какой стадии находится создание АО для обеспечения деятельности МФЦА, на сайте Нацбанка информации также нет. Единственная конкретная новость по новому проекту датирована 3 сентября. В соответствующем пресс-релизе сообщается, что Нацбанком подписано соглашение с DIFC Courts (Коммерческий суд и Арбитраж Дубайского международного финансового центра) по созданию системы коммерческого суда мирового класса для обслуживания деятельности участников МФЦА.

В заключение перейдем к рейтингу GFCI. Судя по всему, аналитики компании «Z/Yen Group Limited», составляющие этот рейтинг, и опрашиваемые ими профессиональные эксперты довольно скептично оценивают сейчас шансы РФЦА на ближайшее будущее. Ведь если в сентябре прошлого года Алматы поднялся на 43-е место с 58-го в дебютном для южной столицы рейтинге, то весной текущего года она опустилась на 49-ю ступеньку. А в свежем отчете по GFCI, опубликованном на днях, Алматы занял 51-е место с 640 баллами, расположившись между Бахрейном и Панамой.

Судя по данным, приведенным в отчете, оценивали Алматы почти 150 экспертов, при этом среднее значение их оценок составило 627 баллов против 653 весной. Напомним, что значения GFCI для каждого финансового центра определяются на основе двух групп данных -  так называемых инструментальных факторов (сюда относятся условия для ведения бизнеса, состояние инфраструктуры города и так далее) и результатов онлайн-опроса профессиональных экспертов по всему миру. Рейтинг обновляется дважды в год – весной и осенью.

В своем регионе (Восточная Европа и Центральная Азия)  Алматы опустился со второй  на третью позицию в результате резкого скачка вверх в общем рейтинге Варшавы – на 26 (!) ступенек до 38-го места с 663 баллами. Вторым здесь идет Стамбул (47-е место, 653 балла). Из представителей стран СНГ в эту группу вошли только Москва (78-е место, 598 баллов) и Санкт-Петербург (81-е место, 552 балла), а из других финансовых центров – Прага, Будапешт, Кипр, Таллинн и Афины.  

Тем не менее, окончательно хоронить проект РФЦА международные эксперты не торопятся. Более того, они включили Алматы в группу из 15 глобальных финансовых центров, роль которых будет возрастать в будущем наряду с Сингапуром, Шанхаем, Гонконгом, Дубаем, Пекином, Стамбулом и другими. Так что в конечном итоге все зависит теперь от официальной Астаны – решится ли она на конкуренцию между РФЦА и еще не созданным МФЦА, либо все же сочтет, что ей будет не под силу развивать два финансовых центра.

Автор: Тулеген Аскаров

Комментарии

Нет комментариев

Комментарии к данной статье отсутствуют. Напишите первым!

Оставить мнение